Основные типы вариаций

Современное музыкознание классифицирует вариации по следующим параметрам: затрагивает ли процесс варьирования основную тему или изменяются только сопровождающие голоса. Здесь различают прямые вариации и косвенные. Если варьируется основная тема, то это прямые вариации. Чаще основная тема остается без изменений, а варьируются сопровождающие голоса. В этом случае речь идет о косвенных вариациях. Варьирование может быть фактурным, тембровым, гармоническим, полифоническим, жанровым.

По степени изменения могут быть строгие, где сохраняются тональность, гармонический план, структура периода, форма темы. Преобразование музыкального материала может осуществляться за счет изменения хоровой фактуры, перенесения основной мелодии в другие хоровые партии, что влечет за собой изменение мелодического и фактурного наполнения. Изменения затрагивают тембр, тесситуру, экспрессивную сторону мелодических партий, может меняться метроритмическая структура. Динамические обновления, нарастания и спады, введение контрастов значительно обогащают звучание хоровой партитуры. Введение полифонических приемов -имитаций, канонических преобразований, элементов подголосочной полифонии - также будет обновлять музыкальную ткань обработки. Однако при всех преобразованиях в строгих вариациях неизменными остаются структура периода, гармонический план, тональность.

Свободные вариации связаны с широким диапазоном изменений гармонического плана, тональности, лада, формы, жанрового облика, что влечет за собой довольно значительный отход от основной темы. В свободных вариациях заложены громадные возможности. Наряду с использованием уже перечисленных в предшествующем разделе хоровых преобразований в свободных вариациях возникают новые возможности преобразования средств художественной выразительности. Но напомним, что свободные вариации в хоровом творчестве применяются крайне редко.

Вариации классифицируются по тому, какой метод варьирования преобладает: гармонические, полифонические, тембровые, фактурные, фигурационные, жанрово-характерные.

В процессе развития вариационной формы откристаллизовались несколько основных типов вариаций: 1) вариации на выдержанную мелодию; 2) Вариации на basso ostinato', 3) фигурационные вариации; 4) жанрово-характерные вариации. Эти типы вариаций существовали параллельно с XVII века, однако в разные периоды развития музыки тому или иному типу вариаций отдавалось предпочтение. Для русской музыкальной культуры наиболее предпочтительным типом варьирования был первый тип - вариации на выдержанную тему.

Вариации с удержанной мелодией («глинкинские») наиболее часто применяются в обработках русских народных песен. Названы они в честь создателя русской музыкальной классики - М.И. Глинки. Отличительной чертой таких обработок является неизмененная основная тема, которая может быть изложена в любой хоровой партии; фактура при этом видоизменяется, хоровые партии создают новые тембровые комбинации. Сопровождающие голоса могут варьироваться мелодически, ритмически, фактурно, динамически. «Прообразом глинкинских вариаций является русская народная песня, которой свойственно куплетно-вариационное развитие. Глинка смело развивал и обогащал свои русские темы с помощью всех средств, присущих профессиональной музыке»[1]. Принципы вариационного развития явились основополагающими в творчестве русских композиторов XIX-XX вв. Это не случайно, так как их становление происходило на благодатной почве народного творчества, а среда бытования, хранения и передачи русского музыкального фольклора всегда опиралась на вариационность, вариантность.

В музыке XX в. все типы варьирования используются в различных сочетаниях. Появляются новые виды варьирования, где вместо мелодической темы может выступать аккорд, интервал, звук.

  • [1] Лицвенко И. Практическое руководство по хоровой аранжировке. М., 1965. С. 261.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >