Вариационность и вариантность хорового пения.

За многие столетия развития русская музыкальная культура выработала свои подходы в соотношении двух параллельно существующих, взаимно дополняющих и обогащающих реальностей -народной песни и обработки. Эти два феномена сосуществовали в интенсивном развитии, дополняли друг друга, расширяя пространство бытования, оттачивая художественные образы, декларированные народным музыкальным искусством, сохраняя бесценный мелодический материал. Обработка плюс народная песня - это то, что способствовало сохранению, внедрению его в общественное сознание, развитию музыкального фольклора за счет привлечения все новых и новых участников творческого процесса. Фольклор благодаря применению варьирования, гармонизации, переработки мелодического материала все в большей степени адаптировался к профессиональной музыке, служа источником вдохновения для слушателей, исполнителей и творцов.

В деле создания обработки важную роль играет информация о вариационности как принципе развития, являющейся основополагающим способом как обработки, так и сочинения музыкального материала. Обработка народного музыкального материала включает три основных способа развития музыкальной ткани: вариационное изложение, вариантное и свободная обработка. Варьирование основано на «принципе обновленного повтора», или «сохранении повторяемой основы при постоянном ее обогащении, при постоянном притоке нового, свежего»1.

При вариационном развитии изменениям подвергаются неспецифические элементы или элементы, не создающие коренных изменений в преобразуемом материале: динамика, агогика, регистр, фактура, плотность звучания. В вариантном развитии трансформации подвергаются специфические, главные элементы музыкальной структуры: лада, мелодической линии, гармонии, синтаксиса, формы.

Вариационное развитие музыкального материала не несет в себе значительных изменений, в основном все сводится к измененному (в той или иной степени) повтору, не затрагивающему коренных, значимых сторон художественной образности. Хотя, преобразуя такие стороны, как динамика, фактура, регистровые перемены,

Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. Вариационная форма. М., 1974. С. 5.

можно добиться значительных успехов в развитии художественных образов и воплощении сюжетной линии.

Вариантность как одно из проявлений вариационности занимает существенное место в народном музыкальном творчестве, является бытующим и поныне способом существования русского музыкального фольклора и творчества других народностей России. Вариантность является неотъемлемым свойством существования фольклора, которое определяется формой бытия - устной традицией. В традиции реализуются разнообразные изменения элементов выразительности и формообразования, претворяющие в действительность вариантный способ существования фольклора. Вариантность, как правило, несет в себе возможность сохранить напевность, мягкость и плавность проведения мелодии, не требует ускорений или замедлений, сохраняет ровность движения. Поэтому это наиболее приемлемый способ развития вокальной музыки. «Вариантность - обратная сторона устойчивости. Без вариантности устойчивость превращается в механическую повторность, чуждую фольклору»[1].

Тема вариантности как одного из способов развития в композиторской практике, привлекала внимание теоретиков. Так, Е.А. Ручь-евская считает, что при вариантном развитии музыкального материала происходят более радикальные изменения по сравнению с вариационным формированием музыкального материала, но при всех преобразованиях сохраняется без изменений определенный участок формы, служащий определенным сцеплением вариантов в единое целое. Соотношение таких устойчивых элементов с преобразованными элементами порождает различные, многочисленные виды вариантных связей.

Примерно на тех же позициях основаны выводы и суждения Л. Мазеля. Он считает, что вариантность присуща в большей степени протяжным, лирическим песням, где более свободно могут изменяться мелодические обороты по протяженности, метрическим изменениям, происходить смещения звуков и интонаций, не разрушающие общего течения музыкального потока. А вариаци-онность присуща быстрым песням танцевального характера, где метрическая основа не меняется, так как она связана с синхронно

стью движения, танца, которым присуща определенная внутренняя пульсация.

При определении понятия В.А. Цуккерман пишет: «... вариантность можно определить как совмещение свободы преобразований (в частности, мелодических и структурных) с сохранением целостности и близкой образной связи»1. В вариантном изложении объединяющую функцию вариантов в единое целое выполняет ритм. Однако в проведениях вариантов возможны и отдельные отступления.

В мелодическом отношении варианты развиваются по-разному - от близости в начале проведения до все большего расхождения. Или от существенного отличия в начале проведения до близости мелодической основы к завершению вариантов.

Изменение и развитие гармонии в вариантных проведениях является отличительной особенностью. Гармонические различия могут быть как небольшими измененияями, носящими локальный характер, так и значительными, приближающими варианты к гармоническим наполнениям в свободных вариациях.

Для вариантов характерна свобода тональных перемен, которые способствуют обострению в развитии художественной образности. Вариантное изложение в обработке народной песни может быть определяющим способом. Но важно отметить, что варианты изложения опираются на мелодические и гармонические изменения в той степени, которая не препятствует созданию образной близости в вариантах, но при отсутствии (или минимальных) изменений ритма, так как ритмическое единство - основа для одновременного произношения поэтического текста. Единство ритмического рисунка - это своего рода скрепляющая сторона вариантного музыкального изложения русской народной песни. Такие выводы о сущности вариантности делает В.А. Цуккерман в работе «Анализ музыкальных произведений». И здесь же, несмотря на сделанные относительно стабилизирующей функции ритма выводы замечает: «А вместе с тем именно уклонения от точности соблюдения рисунка, отсутствие фиксированного рисунка, его пластичность, едва ли не составляют «душу» вариантности, по крайней мере в ряде ее выдающихся образцов»[2] .

Фактура в вариантном изложении имеет большую свободу и может выступать разнонаправлено. Она может быть стабильной (относительно), и тогда ее функция носит скрепляющий характер для всех вариантов обработки. Но фактура может включаться и в процесс создания художественных образов, тогда фактурная разработка выступает как один из приемов создания вариантной обработки.

По концепции В.А. Цуккермана, вариантное развитие может осуществляться тремя разными способами. Первый - «прорастание»[3]: при неоднократном проведении материала музыкального развития сохраняется начальное мелодическое зерно, которое в своем повторении всегда получает новое продолжение, отличающееся от предыдущих вариантов.

Второй тип - когда варианты новых проведений различны по началу развития, но имеют тождественное окончание, проведение последней мелодической фразы, которая становится маленьким рефреном (припевом).

Третий тип вариантности - это сквозное развитие. Для него характерно неравномерное распределение изменений во фрагментах развития музыкального материала. Вариантность как способ развития и формирования не предполагает строгой регламентации в возникновении средств выразительности и варьирования. В большей степени при разработке предпочтительнее применение контрастных сопоставлений (гармонических, динамических, фактурных, жанровых, темповых и др.) или постепенного нарастания количественной стороны значений этих составляющих. Цельность произведения будет обеспечиваться некоторыми средствами музыкальной выразительности, менее подверженными вариационным изменениям (константная ритмика, устойчивый лад, устойчивая стилевая гармония, интонационное родство или др.).

В хоровой музыке часто осуществляется вариантный способ развития (разработки). Это в первую очередь связано с использованием поэтических текстов. Хоровая обработка в значительной степени связана (особенно в плане развития) с содержанием поэтического текста. Развитие «конфликта» (если он есть), заложенного в тексте, определяет стратегию развития музыкальной мысли и, соответственно, изменение музыкальной ткани. Вариантный способ развития очень тесно примыкает к свободному варьированию, ко

торое характеризуется изменением самых разных сторон музыкальной темы. В этом смысле сходство вариантной формы и свободных вариаций велико: оно определяется возможными структурными и масштабными отличиями варианта или свободной вариации от разрабатываемой темы, его мелодической самостоятельностью и другими проявлениями разработочной измененности. Подчеркнем, что свободные вариации, основанные на применении разработочных приемов развития, свойственны инструментальной музыке. Вариантные формы развития присущи музыке вокальной, хоровой.

Мощным инструментом развития является принцип видоизмененной повторности, предоставляющий огромные возможности для творчества. В музыкальной созидательной практике грань между свободной и вариантной формой в большей степени условна. Нет сомнения, что в музыкальном творчестве эти условные отграничения не могут связывать фантазию и творческие возможности сочинителей. Так, в хоровой обработке народных песен возможно частичное применение инструментальных разработочных приемов развития и значительные изменения, усложнение гармонической структуры, переосмысление жанровой основы, если в этом есть необходимость. В обработке возможно введение вступительных, связующих, заключительных эпизодов, в большей степени не связанных с использованием поэтического текста. В изложение варьированного материала может быть включен значительный эпизод (вокализ) или дополняющее срединное построение, еще более обостряющее эмоциональное напряжение, где в полной мере могут быть использованы инструментальные разработочные приемы развития. Такое введение срединного эпизода придаст обработке черты трехчастноти, а все произведение будет производить впечатление большей развернутости, основательности (конечно, если такое введение оправдано). Подчеркнем еще раз: поэтический текст песни является в некоторой степени сдерживающим, регулирующим фактором в преобразованиях музыкального материала. Именно поэтому затруднительно применение в хоровых обработках разработочных принципов развития, свойственных инструментальной музыке.

В этой связи важным является осмысление разных сторон вариантного развития в обработках для хора. Вариантность принципов мелодического развития: опевание, секвенции, разные типы движения мелодии и т.д. Вариантность структурных уровней: мотив, фраза, предложение, период, форма в целом. Вариантность: лада, мелодии, метра, гармонии, фактуры, тональных, жанровых модификаций.

  • [1] Земцовский И. И. Народная музыка.// Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/5376/%D0%9D%D0%B0%Dl%80%D0%BE%D0%B 4%D0%BD%D0%B0%Dl%8F. (дата обращения: 03.07.2015г.)
  • [2] Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. Вариационная форма. М., 1974. С. 91-92. 2 Цуккерман В.А. Указ соч. С. 93.
  • [3] Там же. С.97.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >