Вариационность в инструментальной музыке

Принцип видоизмененной повторности приобрел значительное распространение в мировом музыкальном искусстве. В народной музыке этот принцип является основополагающим не только в формообразовании, но и как способ развития музыкального материала. Вариационность подразумевает любое измененное повторение; она носит более частный характер, определяется особым наполнением видоизмененного повторения. «Е. Ручьевская сформулировала на примере классической формы общие отличия названных типов развития в соответствии с изменениями средств музыкальной выразительности, масштабов варьированного материала и количеством изменяемого материала. В ее классификации вариационное развитие направлено на трансформацию неспецифических элементов выразительности (динамики, регистра, фактуры, плотности звучания, инструментовки), а вариантное развитие, напротив, связано с изменениями формообразующих элементов специфического ряда (мелодической линии, лада, ритма, синтаксиса, формы)»[1].

Современное музыкознание различает два типа вариационных циклов. Основным критерием такого разделения служит соотношение двух структур, - темы и вариаций. К первому типу относят: вариации на Basso ostinato, классические вариации (строгие) на песенные темы, а также вариации с неизменяемой мелодией. Основным стержнем таких вариаций является видоизмененное повторение, которое не привносит значительных изменений в музыкальную образность. Обычно это подача сходных музыкальных образов, чуть измененных, приукрашенных, но остающихся в одном стабильном информационном поле.

Второй тип вариационных циклов - это так называемые свободные вариации, где каждая обладает индивидуальными свойствами. Отличия вариаций реализуются значительными изменениями мелодики, ритмики, метра, гармонии, лада, жанра, формы. Эти изменения могут применяться в различных комбинациях и сочетаниях, как в последовательности, так и одновременности. Значительно усиливаются контрасты: мелодические, гармонические, ладотональные, жанровые, темповые и метрические, почти каждая вариация может представлять собою едва ли не новое произведение. Связь с другим музыкальным материалом обусловливается лишь интонационным сходством, заимствованным из главной темы. Средства варьирования темы могут быть разными. Мелодическое варьирование, где варьируется интервальный состав мелодии; при гармоническом варьировании изменяется гармонический каркас, уплотняется или разряжается аккордика; ритмическое варьирование может применяться как при сохраненном мелодическом составе, так при мелодическом изменении темы, применении жанровых (метро-ритмических) характеристик; изменение темпа при ускорениях и замедлениях как в целом, так и в отдельных частях. Изменение тональности, модуляции могут быть как подготовленные, так и внезапные, сопоставление параллельных или одноименных (или других сочетаний) тональностей; перемены ладовых наклонений, варьирование фактуры (полифония, гомофония).

Вариационность как способ развития музыкальной ткани характерен для западноевропейских композиторов романтической школы и для русских классиков XIX - начала XX вв. В современном профессиональном музыкальном творчестве также широко используются приемы и способы вариационного развития, но на другом уровне.

  • [1] Пазычева И. Вариантность и вариационность. URL: http://www.musigi-dunya. az/new/read_magazine. asp?id=1595.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >