Структура обработки

Структурно каждая обработка строится по индивидуальному плану, но в существующих примерах просматриваются наиболее общие принципы строения. Как правило, обработка начинается с четкого показа основной темы - это экспозиция, ее проведение может быть поручено солисту или любой из хоровых партий, возможны и хоровые подхваты. Однако зрелые аранжировщики чаще всего определяют, отождествляют ту или иную хоровую партию с основной идеей или главным героем повествования, этому будут способствовать ладово-интонационные, мелодические и тембровые характеристики.

Первое проведение темы обычно бывает экономным, не отягощается хоровыми сложностями (гармоническими, фактурными, тесситурными и др.), это своеобразное введение в определенную музыкально-интонационную среду, в которой пойдет развитие сюжета. Все внимание слушателя должно быть сосредоточено на восприятии, осмыслении, запоминании темы, так как в мелодии песни заложены основные смысловые данные. Первое проведение темы определяет будущий характер произведения, его развитие, принадлежность к определенному жанру народного творчества.

В разработке осуществляется заложенное в поэтическом и музыкальном материале движение к кульминации - моменту наивысшего напряжения в развитии музыкальной ткани. Подход к кульминации осуществляется варьированным изложением материала. Кульминации обычно присущи громкая динамика, высокая тесситура, возможно гармоническое уплотнение. После этого следует завершение произведения, разрешение конфликта.

Однако не следует забывать, что во многих песенных текстах конфликт, в истинном смысле слова, отсутствует, но это не значит, что отсутствует и кульминация. Кульминационные моменты в бесконфликтных песнях могут совпадать с наибольшим эмоциональным подъемом, с наиболее значимым действием, поступком. Кульминацией может быть осуществление желаний, радость свершенного действа, яркие воспоминания о прошедшем и многое другое, выводящее эмоциональное состояние героев на более высокую ступень, отличающуюся от предыдущего размеренного хода событий, действий.

Разработка музыкального материала - это измененное воспроизведение основной темы, то есть вариационное развитие данной темы (не менее двух). Вариационность как общий принцип обновленного повторения наиболее применима в хоровой практике. Варьироваться может мотив, фраза, предложение в периоде. Содержание вариаций может носить самый разный характер: от самого простого до самого сложного, вплоть до философского.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >