Использование тембровых изменений

Значительный выразительный ресурс предоставляет продуманное использование обработчиком тембровых ресурсов академического хора. Каждая хоровая партия академического хора представляет собой уникальный музыкальный инструмент со специфическим, изменяющимся в зависимости от тесситуры и динамики тембром, который во многом зависит и от способа звукоизвлечения.

Способов исполнения, широко применяемых в хоровой практике, существует значительное количество. Особой выразительностью обладает пение «закрытым ртом»; этот способ применяется в хоровой практике довольно часто, и само звучание отдельных «сольных» партий или ансамблевых комбинаций способствует расширению художественных возможностей академического хора. Своеобразный арсенал тембровых красок представляет пение на различные гласные или слоги. Здесь необходимо помнить, что все гласные обладают разной степенью осветленности или затемненно-сти звука, поэтому при выборе гласного или слога обработчик должен представлять будущий результат. Важным моментом в образовании тембра голоса является мимика исполнителей - именно она способствует созданию необходимых красок для воплощения тех или иных сторон художественного образа.

На тембр голоса значительно влияют такие факторы, как степень «прикрытия» и направление подачи, посыла звука. Знание этих способов, умелое и продуманное их использование способствует тембровому разнообразию, а главное - реализации художественной концепции той или иной обработки. Хоровые певцы, не говоря уже о руководителях хоров, должны знать и помнить, что в хоровом пении каждый пропетый звук должен «твориться», «создаваться», ибо в природе слишком много факторов, влияющих на характер вокального звука. Каждый звук хоровой партии должен быть нацелен на создание тембра такой окраски, которая соответствовала бы заявленному эмоциональному стрежню в том или ином отрезке произведения, а это осуществляется глубоко продуманной, осмысленной работой каждого хориста.

Важную роль в тембровых перевоплощениях играет тесситура звучания. Знания особенностей звучания хоровых партий в тех или иных тесситурных условиях, применение этих особенностей в творческой практике дают возможность более четкого использования тембровых особенностей звучания хоровых партий в реализации художественных идей. Бездумное, не осознанное использование высокой тесситуры, особенно без должной подготовки, будет свидетельствовать о поверхностном знании технических возможностей хора. Метрические, ритмические, темповые, динамические, тембровые и другие изменения также зависят от обработчика, его вкуса, фантазии и пристрастий, а главное глубокого знания природы этих изменений, разумное их использования.

Имитация. Народной песне свойственны и имитационные приемы. «Имитация (лат. Imitatio - подражание, копия) - повторение голосом мелодии, непосредственно перед тем исполненной другим голосом (по С.И. Танееву)»[1]. Для имитации характерна интонационная общность голосов (без их одновременного звучания). Имитации возможны в любых ладовых и гармонических условиях. Различают простые и канонические имитации (простые отличаются непродолжительностью). Основные характеристики имитации -интервал (соотношение по высоте), проведения имитируемого материала, и его отстояние вступления (по времени).

Различают имитации строгие (здесь сохраняется ступеневая величина интервалов и соотношение длительностей) и свободные (могут быть интервальные и ритмические изменения). Имитации бывают обычные и преобразованные. В простых имитациях происходит естественное имитирование, точное повторение имитируемого музыкального отрезка с повторением мелодического рисунка, где сохраняется и ритмический рисунок. В преобразованных имитациях применяются приемы разработки: обращение, увеличение, уменьшение, возвратное движение, а также их комбинированное одновременное использование (например, в уменьшении и обращении, или в увеличении и возвратном движении).

По количеству имитируемых мелодий различают простые, двойные, тройные имитации, а также полные и частичные (в частичных имитациях имитируется звуковысотная, а чаще - ритмическая сторона мелодии). В целом имитационные приемы являются мощнейшим средством разработки. Овладение приемами имитации, осмысленное (отвечающее художественным требованиям) их использование при введении в партитуру поднимают художественную планку всего произведения. Введение имитаций может стать своеобразной «изюминкой» сочинения, доставлять эстетическое наслаждение как слушателям, так и исполнителям. Имитации в большей степени привносят в исполнение характер «грациозности», «игривости». Другая, не менее важная сторона использования имитаций, - некое настойчивое «внушение» определенных мыслей, устойчивых образных зарисовок. Разнообразие ладовых наклонений при использовании имитаций способствует созданию самых разных по эмоциональному окрасу образов.

Приведем пример использования приема имитации:

Зачем сидишь до полуночи

русская народная песня

J = 58

5

ждешь,, о-ком стра - да - ешь, за - вет-ных пе - сен не по-ешь, ко-го-ты

Песня примечательна следующими особенностями. Она создана и бытовала скорее всего можно в городской среде. Об этом свидетельствует поэтический текст, который принадлежит русскому поэту, современнику М.Ю. Лермонтова, С.И. Стромилову, автору широко известной песни «То не ветер ветку клонит». Первоначально стихи С.И. Стромилова были положены на музыку Александром Егоровичем Варламовым, и песня появилась под названием «Ожидание»:

Зачем сидишь до полуночи

У растворенного окна И вдаль глядят печально очи? Туманом даль заслонена.

Не житье мне здесь без милой: С кем теперь идти к венцу?

Знать, судил мне рок с могилой Обручиться молодцу.

Расступись земля сырая, Дай мне, молодцу, покой, Приюти меня, родная, В тесной келье гробовой.

Мне постыла жизнь такая, Съела грусть меня, тоска... Скоро ль, скоро ль гробовая Скроет грудь мою доска ?

Однако и оригинальный текст (С. Стромилова) и мелодия (А. Варламова) в устном репертуаре не прижились, они были переработаны. Песня сохранилась в народной памяти как «Зачем сидишь до полуночи», где текст песни был значительно изменен: если в оригинальном варианте это была драма, то в народном варианте поэтический текст приобрел черты лирической песни доброго, утешительного характера. С музыкальной стороны песня примечательна использованием переменного лада. Особую привлекательность звучанию придает применение имитационного приема на звуках фригийского лада. Автором данной работы была сделана обработка песни.

зачем сидишь до полуночи.

Ballad J =52

81

s.

A.

В.

леч - комо-бо- вьёт - ся на ше - е ми - ло - го______друж-ка. Ру-ка с ко-

  • [1] Музыкальный энциклопедический словарь. М., «Советская энциклопедия» С.208.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >