Стиль обработки

В хоровой обработке могут меняться самые разные стороны изложения материала. Одна из важных составляющих обработки -ее стиль (классический, народный, эстрадный, джазовый, а также различные сочетания промежуточных, индивидуально возникающих сочетаний отдельных свойств означенных стилей). Под понятием «стиль обработки» мы подразумеваем «единство, органичную взаимосвязь музыкальных средств выразительности». Другими словами - «совокупность приемов использования музыкальных средств выразительности». Так же как композитор в своем творчестве вырабатывает свой индивидуальный стиль письма, так и аранжировщик в своей практике формирует свой арсенал приемов для написания обработки. Опытный аранжировщик не только вырабатывает свой стиль письма, в котором в разных пропорциях присутствует «традиционное» и «новаторское», но может использовать и приемы стилизации.

Использование ладового и гармонического развития музыкального материала обработки также зависит от таланта, опыта, гармонического чутья, слуха и задач, которые ставит перед собой аранжировщик.

Метрика, ритм, темп, динамика

Современное понимание ритма и метра носит двоякий характер. Теоретики рекомендуют «придерживаться двояких определений музыкального ритма и метра: широкого и узкого. Определение ритма в широком смысле слова: музыкальный ритм - это временная и акцентная сторона мелодии, гармонии, фактуры, тематиз-ма и всех других элементов музыкального языка»1. Определение ритма в узком смысле слова - это соотношение длительностей последовательного ряда звуков, то есть ритмический рисунок.

«Метр в широком смысле слова - форма организации музыкального ритма, основанная на какой-либо соизмеряющей единице (мере). Метр в узком смысле - конкретная метрическая система ритма»[1] . Определения приведены по работе В.Н. Холоповой «Теория музыки». Такая трактовка метра и ритма определяется спецификой музыки разных исторических эпох. Так, в античной метрике ячейкой системы была стопа, в европейской музыке XVII-XX вв. такой ячейкой был такт. Тактовая метрическая система обладает широкими возможностями зафиксировать ритмику многих других систем: стопную, модальную, народную (русскую, индийскую, арабскую и др.).

В общепринятой европейской метрической системе метр обычно служит своеобразной регулирующей, организующей стороной музыки; размеренность метрических долей способствует проведению и основной мелодии, и сопровождающих голосов при любом музыкальном складе. Смена метра может быть как подготовленной, так и внезапной; может носить периодичный и непериодичный характер. Стабильный метр отождествляется с уравновешенностью,

размеренностью, спокойным и поступательным развитием. Однако «метр, тактовая пульсация как единообразная система временного счета находится в постоянном противоречии с фразировкой, артикуляцией, мотивной структурой, включающей ладо-гармоническую, линеарную стороны, ритмический и фактурный рисунок, и это противоречие является нормой в музыке XVII-XX вв.»[2].

Громадную роль среди средств художественной выразительности играет ритм. Малейшие изменения ритмической составляющей, введение более резких ритмов как в основной мелодии, так и в сопровождающих голосах, буквально меняют, преобразуют и сами мелодические голоса, и общую выразительность музыки, привносят ощущение неустойчивости, взволнованности и экспрессивности. Степенность, успокоенность, стабильность движения достигаются упрощением ритмики, переходом на более «мягкие», плавные ритмические формулы. Даже при стабильном проведении основной темы вариативная ритмика сопровождающих голосов способна на создание самых разнообразных выразительных сторон художественного образа.

Темповая составляющая мелодии и всей музыкальной ткани также в значительной степени определяет как основной художественный план звучащей обработки, так и ее частности, в том числе ускорения и замедления. Порой стабильный четкий темп может завораживать слушателя гораздо эффективнее, чем ускорения или замедления. Правильное определение темпа равносильно правильному представлению художественных образов песни. Небольшие отклонения от истинного темпа, определенного и заложенного в самой природе мелодии, возможны и свидетельствуют о «зонно-сти» темпа. Но в практике встречаются случаи, когда значительные изменения логически и природно обоснованного темпа резко меняют и характер произведения, и сами образы, «живущие» в нем. Непродуманные ускорения отражаются на потере вокальности, теряется дикция, ощущается излишняя легковесность, поверхностность, неубедительность звучания. При значительных замедлениях темпа появляется неуместная тяжеловесность, что коренным образом меняет художественный облик сочинения.

Громкостная динамика в обработке, ее умелое и продуманное использование в значительной степени будет облагораживать музыкальное звучание, способствовать развитию как отдельных

построений, так и в целом всего произведения. Подведение к кульминации осуществляется не только фактурными, гармоническими, агогическими, темповыми приемами, но и умелым использованием динамики. Не следует забывать, что кульминации осуществляются не только громкостной динамикой, иногда тихая кульминация бывает значительно выразительнее, чем громкое пение.

  • [1] Холопова В.Н. Теория музыки. URL: http://www.scribd.eom/doc/l 55973743/Холопова (дата обращения: 20. 05. 2013). 2 Холопова В.Н. Теория музыки. URL: http://www.scribd.com/doc/155973743/Xoлoпoвa (дата обращения: 20. 05. 2013).
  • [2] Там же.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >