Лады русской народной песни

Характерной особенностью русской народной песни и ее вариантов является широкое использование диатонических ладов. Диатоника - основа интонации, мелодики и гармонии русской песни, в ней отражаются красота и отличительные черты русского музыкального творчества. Сохранение, развитие и популяризация русского музыкального наследия были главными задачами передовых музыкантов России, принимавших участие в создании национальной музыкальной культуры.

Родство, близость русской классической музыки с народным песнетворчеством определяется опорой на диатонические лады, частой переменой мажора и минора, свободным применением переменности метрики. Диатонические обороты часто встречаются как в самих народных песнях, так и в творческих переработках русских композиторов-классиков. Характерной особенностью русской песенности является широкое применение плагальных оборотов -как в середине построения, так и в каденциях. Для каденций типичным является квартовый ход в мелодии. Очень мягко и естественно в русском песнопении звучит соединение трезвучия седьмой ступени и тоники, а также последовательность натуральной доминанты и тоники в минорном натуральном ладу. Широко применяются терцовые и секундовые соотношения гармонических соединений. Менее характерно отстояние гармоний на интервал малой секунды.

Эти качества мы можем наблюдать на примере русской народной песни «Ты, рябина ли, рябинушка»:

Ты, рябина ли, рябинушка

J = 60

Русская народная песня

Кроме натурального минора, довольно часто используются минорные лады - дорийский и фригийский. Дорийский лад характерен высокой VI ступенью, которая является терцией субдоминантового трезвучия; соединение аккордов субдоминантовой группы с тоникой в дорийском ладу расширяет выразительность ладовой организации песен и образует новые разновидности плагальных оборотов. Приведем пример русской народной песни «Ой, загоралась во поле ковы-лушка»:

Ой, загоралась во поле ковылушка

Русская народная песн;

Эта протяжная молодецкая песня (записана для мужского состава) содержит в себе много примечательных особенностей, характерных для русской народной песни. Наряду с использованием натурального минора в ней широко представлена переменность лада, эпизодически встречаются вкрапления дорийского лада, ярко и свежо звучит минорная доминанта. Здесь свободно используется техника распева слогов, что также является отличительной особенностью русской народной песни.

Фригийский минор, характеризующийся второй низкой ступенью, в русской песне обнаруживает специфическое применение. Несмотря на полутоновое соотношение с тоникой, означающей явное тяготение в тонику, это соотношение в русском голосоведении реализуется редко. Разрешение чаще осуществится путем перевода фригийского трезвучия в родственное ему минорное трезвучие на седьмой ступени лада; иногда трезвучие трансформируется в минорный септаккорд на этой же ступени. И здесь выявляется главный признак русского голосоведения - предпочтение в большей степени отдается тоновым связям. Приведем пример использования фригийского лада:

Степь Моздокская.

Русская народная песня.

Voice

Voice

Применение фригийского лада отнесено ближе к окончанию изложения материала, тем ярче проявляются ладовые контрасты в мелодическом потоке.

Показательно для русского песенного творчества и использование переменного лада, своеобразно объединяющего мажор и параллельный ему минор в единую систему, в единое ладовое целое. Это становится возможным благодаря общему звукоряду, равноправию тоник. Общий звуковой состав - важнейшая составляющая переменного лада, определяющая и мелодию, и аккорды. Равноправие тоник обеспечивается тем, что тонические трезвучия мажора и параллельного минора имеют два общих звука. Использование переменного лада может быть самым разным, например: начало изложения песни может быть в миноре, а окончание - в параллельном мажоре; может быть и наоборот, сочетание мажора и минора. При общем минорном наклонении песни в середине может быть отклонение в параллельный мажор, что характерно и почти традиционно для народной песни и песенного творчества российских композиторов. Переменность обуславливает большую выразительность как мелодического материала, так и его гармонизации, а также обеспечивает плавное перетекание гармоний из одного лада в другой. Переменный лад для русской песенности и для профессиональной музыки является основополагающим, значимым, отличающим русскую музыку. При анализе песни обнаруживаем почти обязательное отклонение в параллельный лад, довольно часто это происходит во второй фразе. Пример:

Уж ты, поле мое

Русская народная песня

Slow

G7 Cm Fm Cm В7 Es В7 Es Cm G7 Cm C7

Voi« J7 .hl1 J J’jJlJ J

Уж ты по - ле мо - ё по-ле чи - сто - е, ты раз - доль - е мо

[7 | [У | |для окончания

б Fm Cm G7 Cm G7 Cm G7 Cm

---—l—1----гп—«----S— Ь=----Ь—к- -

-с----1—1

--*-----1

ё, ты ши - po - ко - e. ты раз - е. 2.ни - че - я.

Часто отклонение в параллельный лад бывает в начале проведения второго предложения периода. Пример:

Меж крутых бережков.

Русская народная песня.

нам лег-ка лод - ка плы - вет.

а на вет. 2.В ней си - ла.

Удивительно мягко осуществляются ладовые изменения в мелодической линии русских народных песен. Переходность мелодии, из одного лада в другой, из одного наклонения в другое (противоположное предшествующему наклонению), характеризуется органичной плавностью даже при явных сопоставлениях отдельных фраз мелодического изложения. Свойство переменности лада является характерной особенностью не только народных песен, но и российских композиторов-песенников. Достаточно проанализировать несколько популярных песен, ставших «народными» в истинном смысле слова, и качества переменности лада непременно обнаружатся.

Анализ и осознание лада - это во многом уже и осознание определенного эмоционального настроя песни, ее эмоциональное качество. По-разному проявляются ладовые функции. В многоголосной музыке функциональное значение имеют и звуки, и созвучия. В мажоро-минорной системе функционирует соотношение устойчивых и неустойчивых аккордов. Устойчивостью обладает основная тональная функция - тоника, неустойчивостью характеризуются аккорды доминантовой и субдоминантовой групп.

Выразительность, эмоциональность мелодии часто определяется ладовой напряженностью, отдельных и в последовательности, звуков мелодии и интервалов. Количественное соотношение устойчивых и неустойчивых звуков, интенсивность тяготений также влияют на степень эмоциональности песенного материала. Определение общего эмоционального настроя песни во многом зависит от ладовой окраски (преимущественного наклонения, мажорного или минорного). Использование гармонических и мелодических ладов с их альтерированными ступенями вносит не только ладовое расцвечивание мелодии, но и привносят в музыкальную ткань определенные эмоционально-выразительные сдвиги и ослабления или усиления эмоционального накала. Напряженные отрезки мелодии или музыкальной ткани в целом, а также кульминационные моменты могут осуществляться ладовыми средствами, а не только динамическими, фактурными, агогическими.

В историческом аспекте, особенно в вокальной и хоровой музыке, за некоторыми интервалами закрепились определенные эмоциональные состояния, настроения. Такова минорная терция, минорная секста - как символ грусти, утраты. Эти же интервалы, но мажорного наклонения - отражение покоя, уверенности, просветленности. Кварта чаще выступает как символ напористости, жизне-утверждения. Малая септима, ход по ступеням доминантового септаккорда чаще связан с вопросительными интонациями. Неаккордовые звуки обладают большой выразительностью, особенно если звук метрически подчеркнут (приходится на сильную долю такта). Это объясняется возникающим противоречием между гармоническим созвучием и мелодическим тоном, не входящим в это созвучие. Возникает как бы неразрешенность ситуации, которая усиливается жестким тяготением неаккордового тона в созвучие. Примерно такая же ситуация с задержанными тонами.

Проблема классификации ладов чрезвычайно сложна. В целом они могут группироваться по интервальным родам. В современном понятии эти роды насчитывают 7 структур: пентатоника, диатоника, гемиолика, миксодиатоника, хроматика, микрохроматика, экмелика.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >