Ладовая информация в мелодии

Устоявшегося определения лада в теоретической литературе пока нет. Ю.Н. Тюлиным лад обозначается как «система взаимоотношений ступеней звукоряда, определяемая главенством основного опорного тона (тоники) и зависимостью от него остальных ступеней»1. И.В. Способин определяет лад как систему звуковых связей с главенством тоники, как центрального устоя. Как пишет Ю.Н. Холопов, эти и другие определения сущности понятия лада ориентированы в основном на европейскую музыку последних столетий, на более поздние пласты народной музыки. Основой этих явлений в ладовом отношении служит принцип тональности со свойственной ей централизацией. Однако данные определения не охватывают всего разнообразия музыкальной практики, особенно в историческом аспекте. Это касается древнерусской музыки (знаменного распева во всех его модификациях), где не проявляются основные положения тональной музыки - сильнейшее тяготение к центральному созвучию, тонике.

В связи с этим, учитывая многообразие звуковысотных систем современности, Ю.Н. Холопов дает более расширенное определение лада - «системность высотных связей, также и сама конкретнозвуковая система музыкально-логического соподчинения звуков и созвучий»[1] . Такое определение в большей степени отражает многообразие существующих ладовых структур: народная музыка, знаменный распев, григорианский хорал и ладовые структуры новейших произведений профессионального музыкального творчества.

Цель нашей работы обусловливает большее внимание к модальным и тональным ладам. Они имеют много общего, иногда сосуществуют в одном произведении, перетекая друг в друга или сопоставляясь. Модальные лады характеризуются опорой на определенные звукоряды, переменностью устоев и тяготений. В основе тональных ладов лежит тяготение к ладовому устою (центральному тону). По существу, это тональное тяготение, которое объединяет всю музыкальную ткань в единое целое, в котором доминирует основной тон.

Лад с эстетической стороны является наиболее действенным инструментом для возникновения и закрепления в общественном сознании определенных системных отношений между звуками. Упорядоченные системные ладовые отношения придают музыкальному материалу определенную художественную утонченность

и изысканность, которые воздействуют на слушателя, являясь главными средствами эстетического влияния.

Существование даже коротких мелодических формул «мотивов» несет в себе ладовое качество (принадлежность), не говоря уже о мелодии, которая развивается на ладовом звукоряде. С фонической стороны лад регулирует определенную слаженность в согласовании звуков, обеспечивая эстетическое воздействие на слушателей. Следует подчеркнуть, что ладовое образование как категория опосредованно несет на себе исторической отпечаток. Интонационный комплекс ладовой формулы обнаруживает в себе существенные стороны определенной эпохи. Поэтому мелодия, помимо непосредственного эстетического и эмоционального воздействия, заключает в себе ладовую информацию, и это очень важное сообщение, так как она может подсказать примерное время возникновения мелодии или по крайне мере то время, когда эта мелодия отстоялась, сформировалась окончательно. Время возникновения мелодии важно для определения исторического времени, формы государственности, общественных отношений и многого другого.

Не менее важно, что лад и ладовые мелодические обороты отражают национальную принадлежность, национальное своеобразие. Именно характерные ладовые обороты, часто употребляемые в мелодиях определенной национальности, выявляют истоки и район бытования той или иной мелодии. «...Лад представляет собой исторически складывающуюся (у разных народов - по-разному) основу организации звуков музыкального произведения»1.

Выразительный характер мелодии, ее эмоциональный строй определяяются степенью ладовой напряженности (интенсивности тяготений), ладовой окраски (большим или меньшим уровнем ладового наклонения).

«Развитие мелодии, даже коренное, качественное изменение музыкального образа нередко в значительной мере (а иногда всецело) основано на ладовых, ладотональных, ладогармонических средствах»[2] .

  • [1] Тюлин Ю.Н. Краткий теоретический курс гармонии.URL: http://5fan.ru/wievjob.php7icM5902 (дата обращения: 03. 10.2013. С.10). 2 Холопов Ю.Н. Гармония.Теоретический курс. СПб.; М.; Краснодар: Лань, 2003. С. 32.
  • [2] Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. М., 1967. С. 51. 2 Там же. С. 54
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >