Мелодия

Это одноголосно выраженная музыкальная мысль (по И.В. Способину). «Мелодия - основа музыки. Именно в мелодии концентрируется в большинстве случаев самое существо музыкального образа. Этому учит опыт народной и классической музыки. <...> Мелодия - это звучащая в одном голосе музыкальная мысль»1. Первичность мелодии не оспаривается, так как она является сущностью музыки. Все другие элементы музыки способствуют выразительности мелодии и проявляются в ее звучании.

Основные признаки мелодии - последовательность музыкальных звуков, связанных между собой, выражающих и несущих основную смысловую нагрузку, обеспечивающих образную цельность, выразительность. В мелодии проявляются все основные ее свойства, определяющие интонационную сферу и образность всего произведения (части). Одно из важнейших средств мелодии, «музыкальное интонирование не является сопутствующим элементом, а самостоятельным носителем музыкального смысла, главным средством создания музыкального образа» [1] . Л.А. Мазель подчеркивает, что интонацию не следует отождествлять с музыкальным образом, поскольку она является лишь средством создания этого образа. Первичная способность мелодии - отражение на ладовой основе речевых интонаций, их смысла, эмоциональнопсихологических состояний, существенного, социально значимого содержания. Обладая такими возможностями, мелодия может существенно влиять на слушателей.

Возможности влияния мелодии на человека общество использовало в самых различных целях и на протяжении тысячелетий. Наиболее ярким тому свидетельством может служить примеры использования музыки и пения в религиозной, духовной деятельности человечества. «В мелодике следует различать две стороны: песенное

начало, коренящееся в ее протяженности и напевности, и моторное начало, коренящееся во временных отношениях и чередования метрически опорных и неопорных моментов мелодического движения»[2]. Главные стороны мелодии - мелос и ритм - взаимосвязаны и каждая обладает специфическими свойствами. Ритмическая сторона мелодии способна отражать не только разнообразные эмоциональные краски живой речи, но и самые различные виды движений, имитируя разнообразные явления природы, воплощаясь в разнообразных танцах. Неисчерпаемые выразительные возможности коренятся в ладовых переменах, в высотных изменениях мелодического потока. Музыка обладает способностью передавать самые разнообразные явления реальной действительности и «результатов» композиторской, поэтической фантазии.

В многоголосном сочинении мелодия обуславливает все функциональные отношения музыкальной ткани: гармонические, метроритмические, архитектонические, стилевые, фактурные, динамические и т.д. Мелодия, как главный голос в многоголосии, несет в себе основную мысль и определяет характер произведения.

Каждая творческая работа требует от автора кропотливой работы; прежде всего - добротного знания исходного материала. Поэтому при написании обработки аранжировщику следует хорошо знать мелодию песни, знать и представлять все ее мелодические и ритмические особенности, чтобы он мог свободно, прочувствовано пропеть ее как солист-исполнитель, а главное - мог представить в воображении «обобщенное» звучание хоровой партитуры, как могла бы спеть эту мелодию та или иная хоровая партия. Важно представить пение мелодии песни разными хоровыми партиями, выбрать, в какой хоровой партии мелодия прозвучит наиболее впечатляюще. Это существенно, так как мелодия является основным носителем смысла, и от того, насколько сама мелодия будет соответствовать возможностям той или иной хоровой партии, будет зависеть многое. То, насколько аранжировщик проникнет в суть обрабатываемой песни, определит итоговую партитуру. Проведение мелодии в будущей обработке может быть самым разным:

  • - основная мелодия может исполняться хором в унисон;
  • - в двухголосном изложении мелодия может располагаться как в верхнем, так и в нижнем голосе;

  • - в произведениях гомофонно-гармонического склада основная мелодия чаще всего располагается в верхнем голосе, но может проводиться в любой из хоровых партий;
  • - опытные аранжировщики меняют место положения основной мелодии для придания ей новых тембровых красок, для создания контрастов в хоровом звучании, а также для стимулирования внимания, ибо всякие перемены в размеренном звучании хоровой партитуры способствуют заострению внимания слушателей. Помимо того, сопровождающие голоса, а также басовая партия, не только поддерживают звучание основной мелодии, но и придают ей большую художественную выразительность;
  • - иногда основная мелодия «кочует» из одной партии в другую. Переходы мелодии из одной парии в другую позволяют обработчику не только менять тембр основной мелодии, но и в зависимости от используемой тесситуры изменять степень напряженности самой мелодии, придавая тем самым ей значительные выразительные возможности;
  • - для более рельефного выделения основной темы возможно пропевание основной мелодии с текстом, а остальные партии выполняют аккомпанирующую функцию, пение без текста или на определенные слоги. В такой ситуации происходит более «укрупненная» подача поэтического текста. То есть создается определенный искусственный контраст и тем самым достигается более благоприятное воспроизведение поэтического текста и основной мелодии, а это способствует лучшему восприятию слушателем данного произведения.

Мелодия русской народной песни - явление многосоставное, а ее свойства определяются не только звуковысотной линией (хотя это важнейший компонент), но также ладом, гармонией, метром, ритмом, темпом, тембром, динамикой, агогикой и др. Отдельно взятая мелодия несет в себе большое количество информации, нужно только суметь услышать и осознать те сообщения, которые она предоставляет.

  • [1] Мазель Л.А. О мелодии. М., 1952. С. 11-12. 2 Там же. С. 16.
  • [2] Тюлин Ю.Н. Учение о гармонии. М., 1966. С. 20.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >