На этой странице:

Голосоведение

Важной составляющей хоровой музыки является голосоведение. Это движение мелодических, совместно звучащих голосов, образующих музыкальную ткань и обуславливающих логически-смысловую связь звуковых линий по вертикали и горизонтали. Мягкое, плавное голосоведение обеспечивает быстрое выучивание музыкального текста, создает условия для правильного интонирования, удобство для исполнителей. Нормы голосоведения вырабатывались и определялись в разные эпохи по-разному. Так, моно-дийная музыкальная культура развивала одноголосный «принцип изложения в музыке, ограничивающийся одной мелодической линией и противоположный многоголосию. Возможности одноголосия обусловлены выразительностью мелодического рисунка; горизонтальное измерение господствует, но не исключает вертикальное»[1] . На ранних ступенях развития материальной и духовной культуры одноголосный путь развития был характерен для многих культур мира: европейской, византийской, восточной, индусской, древнерусской и др. Примерами могут служить григорианский хорал, знаменное пение, макам, рага и пр.

Вокально-полифоническое голосоведение господствовало в западной хоровой музыке XVI в. Инструментальное голосоведение на гармонической основе в XVII - первой половине XVIII в. Выделяют голосоведение с постоянным и переменным количеством голосов, последнее характерно для русского народного песенного творчества. По характеру движения различают прямое голосоведение (голоса движутся в одном направлении), параллельное голосоведение (движение соизмеряется определенным интервалом), противо-

положное голосоведение (движение голосов разнонаправленное), косвенное голосоведение (один из голосов неподвижен).

Интонация

Для создания обработки песенного материала используются различные средства музыкальной выразительности. Большую роль в понимании этих средств имеет осознание значения интонации в художественной выразительности музыки. Более глубокое и логически обоснованное, суммирующее толкование определения интонации, на наш взгляд, находим у Т.Я. Радионовой: «Исследователи связывают интонацию с «качеством осмысленного произношения» (Асафьев), с выразительностью тонуса речи, с ее эмоционально-экспрессивной окраской, с логически-смысловой организацией информации, а также с социально-историческими, национальными и жанровыми ее особенностями»1.

Акт восприятия музыкальной информации реализуется в форме образов, создаваемых звуковым ладо-мелодико-гармоническим воздействием. Это воздействие является самым главным, так как несет в себе наиболее важную информацию музыкального произведения. Восприятию музыкальной информации в определенной степени содействуют психические познавательные процессы - внимание, мышление (анализ, синтез, абстрагирование), а также память. Значительная роль в восприятии музыкальной информации принадлежит предшествующему индивидуальному музыкальному опыту, в психологии и философии такое осознанное восприятие обозначается термином апперцепция.

Музыкальная информация чаще предвосхищается определенным настроем слушателя: это и информация о произведении, его актуальность, новизна, исполнение известным коллективом, известным исполнителем, знаменитым дирижером и так далее. Все это вызывает определенный интерес, удивление, любопытство, способствует восприятию, осмыслению, усвоению предоставленной информации. В исполнительской практике можно наблюдать самые разные виды интонационных построений, последовательностей, отражающих различные природные явления: изображение бу ри, дождя, скачки коня, мерной поступи колонны, хода и боя часов, колокольного звон и др. Эмоционально-экспрессивные интонации -радость, взволнованность, безысходность, торжество, героика и т.д. Интонации, ассоциирующиеся с различными жанровыми особенностями, - маршеобразностью, танцевальностью, хороводностью, игрой духового оркестра, джазовостью и др.

В широком значении этого слова интонация - высотная организация звуков в их последовательности. В отличие от речевой интонации (имеющей очень большие выразительные возможности, так актерское мастерство основано в большей мере на использовании речевой интонации, жеста, мимики), музыкальная интонация творится на основе определенного лада, с точной фиксацией звуков по высоте. В бытовой и сценической речи используются самые разные интонации: интонации вопроса, обращения, восклицания, жалобы, просьбы, ликования, приказа, причитания и др. Влияние речевых интонаций на выразительность певческих структур тем больше, чем больше наполнено содержание поэтического текста интонациями разных наклонений. Мыслительные процессы исполнителя (исполнителей), сопереживание, мимика, «проживание» действия или соответствие психического состояния вместе с героем - все это рождает интонации, соответствующие декларированной теме авторами произведения или его исполнения. В целях достижения большей выразительности в вокальной музыке иногда используется неточная фиксация высоты звуков, происходит как бы смешение речевой и музыкальной интонаций. Опытные певцы для придания пению большей выразительности в отдельные моменты своего выступления прибегают к интонационно-насыщенной речи-тации, тем самым сближая между собой интонации вокальную и речевую, составляющие вербальный процесс общения.

Интонация может иметь определенные значения. Экспрессивное значение — способность создавать, творить интонационными средствами самый широкий спектр чувств. Синтаксическое значение — передавать вопросительные, утвердительные, восклицательные и другие смыслы. Характеристическое - транслировать национальное, региональное, возрастное, личное, единичное.

Интонация - это музыкальная мысль, выраженная звуковыми средствами. В отличие от слова, она не имеет конкретного значения, но служит средством общения людей и обладает таким важным качеством, как всепонятийность, способность эмоционально го воздействия на человека, что является определяющей чертой музыки, ибо для передачи слушателям общечеловеческих идей произведения используются именно эти свойства интонации. Выразительность интонации поддерживается и усиливается ладом, мелодией, гармонией, метроритмом, тембром, регистром и другими составляющими.

Музыкальная интонация в широком смысле слова является одним из главных средств в создании художественных образов. Важно отметить, что нематериальная музыкальная мысль произведения передается слушателям посредством материальных средств выразительности: словом, интонацией, мимикой, жестом. Каждое из этих средств аккумулирует в себе громадный потенциал возможностей для передачи мысли и чувства. Невербальные средства выразительности (мимика и жест) имеют большое значение для создания выразительности самой интонации. Подключение мимики при пропевании или декламации существенно влияет на содержание интонационного материала. Подвижная мимика влияет не только на интонационные тонкости, но и на тембр исполнителя. В хоровом искусстве можно наблюдать все перечисленные средства выразительности. Мимика, движение, жест усиливают эмоциональное воздействие как на слушателей, так и на самих исполнителей.

Б. Асафьев характеризует музыкальную интонацию как коммуникативную связь между исполнителем (авторского произведения или фольклорного) и слушателем. Здесь проявляется закон соответствия: если создатель (исполнитель) владеет в полной мере комплексами интонаций и они соответствуют заявленной теме, то они понятны слушателю - даже когда эти интонации принадлежат другому веку, другой национальной культуре, слушатель «переживает» (тему и содержание произведения) вместе с исполнителем. Слушатель на какое-то время переносится в атмосферу происходящего, он не участник действа, но эмоционально он там, он рядом, он сопереживает.

Обратная сторона закона соответствия: если исполнитель не может найти контакт со слушателями, не может ввести слушателей в мир исполняемой музыки, они не воспринимают произведение (исполнение). Однозначную оценку причин в этом случае давать сложно. Их может быть несколько. Эмоционально и технически слабое исполнение, несоответствие заявленной поэтической темы ее музыкальному воплощению, интонационное несоответствие, ин тонационное дублирование (или многократные повторы). Интонации, сами по себе не стареют и не теряют своих выразительных качеств, старит их чрезмерная эксплуатация. Оригинальность интонационного наполнения многих русских народных песен позволяет им жить многие десятилетия и даже века.

  • [1] См.: Калугина Н.В. Основы методики работы с русским народным хором. М., 1969. 2
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >