Склад письма

При подготовительной работе, при обдумывании будущей обработки аранжировщику необходимо определиться с музыкальным складом, на который он будет ориентироваться. Склад письма - это понятие, которое применяется для обозначения разновидностей хоровой фактуры. Различают монодийный (мелодический), аккордовый, подголосочный, полифонический, гомофонно-гармонический, смешанный.

Монодический склад подразумевает перетекание одного звука в другой; здесь действует только горизонтальная сцепка звуков. Монодия - наиболее древний тип пения; в Древней Греции это пение одного певца с инструментальным сопровождением. Еще одно значение - одноголосие, не имеющее аккордной основы. В хоровой практике монодийное пение было единственным до возникновения многоголосного пения. В русской музыкальной культуре расцвет монодического распева приходится на XI-XVII вв. Знаменный распев был той основой, на которой развивалась хоровая культура России. Он сохранился до настоящего времени в культуре старообрядцев. В композиторской практике монодический склад занимает подчиненное положение, используется эпизодически для проведения начального изложения или как средство художественной выразительности в разработке, заключении произведения.

В аккордовом (хоральном) складе составляющие голоса имеют тождественный (или почти тождественный) ритм. Отдельно взятые партии, даже верхний голос, с мелодической точки зрения подчинены вертикали.

«Гомофонно-гармонический склад музыкальный обусловлен мышлением вертикальными комплексами (аккордами); движение голосов подчинено смене гармоний, и горизонтальные (мелодические) линии ткани являются результатом реализации гармонической (вертикальной) логики»[1]. Если при полифоническом складе голоса, в принципе, функционально равноправны, то при гомофонногармоническом голоса предопределяются специфическими функциями. Главный голос, в котором сконцентрирована основная смысловая, логически выверенная нагрузка, несущая и определяющая интонационную сферу всего (части) музыкального построения; бас - основание, гармоническая опора всей музыкальной структуры; дополняющие голоса - создающие само гармоническое звучание. Отсутствие дополняющих, очень важных голосов или плохая их слышимость при исполнении разрушает гармоническую структуру. Серединные голоса имеют акустическую особенность - «проваливаться», не прослушиваться, поэтому возможно большее внимание руководителя (дирижера) к этим голосам. Об этом говорят многие хоровые руководители и теоретики. Крайние голоса - сопрано и бас - всегда хорошо прослушиваются, а к средним голосам нужно постоянное внимание.

Осознание сущности гомофонно-гармонического склада очень важно для аранжировщика. На практике он имеет мелодию песни, изложенную (самостоятельно записанную) либо одноголосно, либо двух-трехголосно. В силу преимущественной ориентации на гомофонно-гармонический склад большая часть обработчиков представляет в своем воображении звучание хоровой партитуры именно в этом складе, возможно с вкраплением в отдельных эпизодах полифонических элементов - имитации и подголосочной полифонии. И это не удивительно, так как многие предшествующие поколения выросли на песенном музыкальном материале гомофонно-гармонического склада. Неискушенным слушателем даже кратковременные использования имитационных приемов воспринимается как нечто «новое», «оригинальное», он с удовлетворением воспринимает такие вкрапления в музыкальную ткань. В подавляющем большинстве существующих хоровых обработок народной песни используется гомофонногармонический склад.

Полифонический склад письма образуется при одновременном звучании двух или нескольких относительно самостоятельных мелодических линий, здесь наблюдается значительное преобладание горизонтальных связей, вертикаль трактуется как производное от движущихся голосов. Различают три вида полифонии: имитационная, контрастная, подголосочная. В развитии европейской полифонии выделяют три периода. Раннеполифонический период (IX-XIV вв.), в котором основными жанрами были органум и мотет. В полифонии эпохи Возрождения, или в хоровой полифонии строгого стиля (XIV-XVI вв.), основными жанрами были месса, мотет, мадригал, шансон. Для полифонии этого времени характерна опора на диатонику, плавная мелодика, сглаженная ритмическая пульсация. Полифония свободного стиля (XVII-XX вв.) в большей степени ориентирована на токкату, ричеркар, фугу и другие жанры. Полифоническое письмо требует специальной теоретической и композиторской выучки.

На практике разные виды музыкальных складов часто смешиваются, их качества могут сосуществовать как в последовательности, так и в одновременности. Каждый склад возникал и развивался в определенные эпохи. Так, монодия отождествляется с древней культурой и Средневековьем; полифония - с поздним Средневековьем и эпохой Возрождения; гомофония - с Новым временем.

«В 20 в. возникли новые разновидности музыкального склада. Один из таких видов - сонорно-монодический (характерна формально многоголосная, но, по сути, единая линия из нерасчленимых, имеющих тембровое значение звучностей; пуантилистиче-ский склад музыкальный (отдельные звуки или мотивы в разных регистрах, формально образующих линию, фактически принадлежат множеству скрытых голосов»[2].

  • [1] Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990.
  • [2] Там же.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >