Выбор степени сложности будущей обработки

Для более успешной работы над будущим произведением необходимо иметь четкое представление о средствах художественной выразительности в музыкальном произведении. Это категория переменная и вариативная. Количественные и качественные характеристики средств выразительности определяются многими составляющими и прежде всего - составом хора и уровнем его развития.

Сложность обработки всегда будет корректироваться степенью исполнительской, музыкальной подготовки хорового коллектива, для которого будет создаваться обработка народной песни. Если хор начинающий, то вероятнее всего аранжировщик ограничится обработкой одного куплета песни и будет исходить из установки, что партитура по сложности должна быть доступной для исполнения. Это первый тип обработки. Такие обработки можно определить как простейшие. В этой ситуации есть две стороны: партитура может быть быстро усвоена, но доведение песни до приемлемого исполнения будет сложным. Хормейстеру необходимо будет детально проработать исполнительский план, для чего поработать над поэтическим текстом, чтобы наметить покуплетные изменения, разнообразить динамику, ввести по возможности темповые и агогические изменения, чтобы придать песне выразительность, так как в музыкальном (графическом) материале не будет никакого развития, обновления, а будут простые повторы.

Восприятие такого материала целиком будет зависеть от умений, «придумок» руководителя хора. Поэтому задача руководителя будет корректироваться фонической стороной произведения - как разнообразить, улучшить звучание начинающего хора. Это первый, самый доступный вариант обработки. Опытный хормейстер, работающий с начинающим хором, будет и в этом случае ставить перед собой задачи дальнейшего обучения хористов, даже на таком музыкальном материале. Количество голосов в такой партитуре будет варьироваться, вероятно, от одного-двух до трех-четырех. Склад письма будет гомофонно-гармонический, возможно, с применением подголосков. Гармоническое наполнение должно быть простым, доступным для начинающего хора.

Второй тип - когда самодеятельный коллектив существует несколько лет, имеет хорошую выучку, неплохие вокальные навыки, а главное - стремление осваивать все новый и новый материал, имеет склонность к профессиональному исполнительскому росту. В этом случае аранжировщик может сделать три-четыре варьированных куплета. Такие обработки можно определить, как развернутые. Их отличает большее разнообразие музыкального материала, использование множества средств музыкальной выразительности; возможно, сквозное гармоническое развитие, изменение фактуры изложения, драматургия песни будет подкреплена соответствующими музыкальными воплощениями, обогатится тембраль-ная палитра.

Проблема может состоять в выучивании и запоминании музыкального текста (варьированный текст запоминается и усваивается труднее). Вот почему в самодеятельном академическом хоре нужна постоянная учебная работа по приобретению навыков сольфеджи-рования, знания элементарной теории музыки, по развитию музыкального вкуса и всестороннего развития хористов. Произведение потребует большего количества времени, но это компенсируется интересным и качественным звучанием, созданием более ярких музыкальных образов. Добротно продуманное исполнение пополнит репертуар еще одним ярким произведением, которое может украшать концертные программы и просуществовать в репертуаре довольно значительное время. Количество голосов в такой обработке будет зависеть от состава хора, степени его выучки, вокальной технической оснащенности, исполнительской культуры, заинтересованности хористов и самого руководителя в концертной и просветительской деятельности коллектива. Склад письма в такой обработке скорее всего должен быть также гомофонно-гармоническим; возможно, с применением элементов имитационной и подголосочной полифонии. Наряду с вариационным способом развития может присутствовать вариантное изложение музыкального материала.

Третий тип - свободная обработка, предназначенная для профессионального смешанного хора. Здесь необходимы композиторские способности; не случайно наиболее талантливые обработки принадлежат перу известных композиторов. Тут возможно применение всех средств, наработанных к данному времени, а их достаточно много. При написании обработки для профессионального хора необходимо знать и всегда учитывать технические возможности каждой хоровой партии. Замечено, что для хора пишут хорошо и удобно те композиторы, которые сами попели в хоре, хорошо знают его возможности. Удобное, продуманное голосоведение в хоровой партитуре всегда служит залогом добротного выучивания и исполнения произведения.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >