Лексический анализ текста

Лексика - совокупность слов, словарный состав произведения. Это категория постоянно меняющаяся: новые слова рождаются, интенсивно функционируют какое-то время, затем исчезают из лексикона, вытесняются нарождающимися словами. Это вытеснение обусловлено развитием культуры, науки, социальными изменениями (появлением новых слоев, прослоек общества, изменением их статуса) и т.д. Степень технического оснащения общества в значительной степени влияет на интенсивность изменений и закреплении словарного состава различных групп общества. Яркий пример -внедрение компьютерных технологий приводит в наше время к внедрению в лексику множества новых терминов и обозначений. Когда разговаривают специалисты в узкой области научной деятельности, обилие специальной терминологии не позволяет постороннему человеку понять даже суть обсуждаемой проблемы. Лексикологический подход к поэтическому тексту песни поможет вникнуть в сущность ее содержания, правильно, оценить исторический отрезок времени, в котором происходят события и действия ее героев.

Таким образом, проанализировав поэтический текст песни, необходимо осмыслить его содержание, осознать характер художественных образов, динамику отношений героев, то есть проследить развитие конфликта, определить кульминацию этого конфликта и его развязку. В бесконфликтных песнях, которые характерны для любовной лирики, следует осознать причины произошедшего разлада отношений героев, характер переживаний героев, как это отражается в поэтическом тексте, в интонационной сфере самой мелодии песни. Анализа поэтического текста необходимо осуществить до начала конкретной работы с нотным материалом. Только четко представляя себе результаты системного анализа текста, можно адекватно использовать музыкальные художественные средства для создания достоверных образов музыкального произведения.

Воображение

Для создания добротной обработки народной песни необходимо наличие у аранжировщика такого качества, как «воображение». «Воображение, фантазия - психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Воображение основано на оперировании конкретными чувственными образами или наглядными моделями действительности, но при этом имеет черты опосредствованного, обобщенного познания, объединяющие его с процессом мышления. Характерный для воображения отход от реальности, позволяет определить его как процесс преобразующего отражения действительности»1.

Умение представить результат обработки поможет рационально спланировать объем работы, действия во время ее исполнения (написания). В художественном творчестве необходимо творческое воображение. Оно сводится к интенсивной мыслительной работе, представлению, созданию новых художественных образов, а затем к реальному их воплощению в музыкальный (нотный, поэтический) материал. Таким образом, обработка разделяется как бы на два этапа. Первый этап - воображение, представление идеальной модели создаваемой обработки. Здесь важен полет фантазии, способность к творческому воображению.

Представление обработки может быть самым разным, здесь многое будет зависеть от накопленного опыта и знания. Начинающий обработчик может вообразить свою обработку «похожей» на обработку того или иного мастера, а также может представить отдельные части, фразы, такты, отличающиеся от образца. Требовательный к себе аранжировщик, стремящийся создать оригинальную обработку, будет мысленно отметать или принимать к действию те или иные приемы обработки. В воображении варианты обработки могут представляться в разных стилях: традиционном классическом или с эстрадным наклонением, с джазовым. Все это будет представляться в сознании до тех пор, пока не созреет какое-то определенное решение. Воображение всегда проявляется через «умственные приемы преобразования имеющихся у человека представлений и восприятий. Механизм этих преобразований в общем виде сводится к анализу и синтезу исходного «материала» воображения. В простых случаях имеет место комбинирование разнородных элементов («агглютинация» - склеивание). Преувеличение или преуменьшение отдельных сторон действительности, объединение сходного в различном или разъединение реально единого. В сложных случаях творческого воображения требуются широкие мысленные обобщения и сопоставления»[1] .

Воображение может проявляться спонтанно или в результате длительной целенаправленной мыслительной деятельности. Воображение - категория не статичная, его развитию способствует по-

стоянная творческая музыкальная деятельность, накопление жизненного и творческого опыта, воспитание, приобретение все новых и новых знаний, освоение или изобретение новых приемов работы.

Второй этап - реальное воплощение воображаемой модели обработки. На этой стадии работы многое будет зависеть от накопленного опыта в такого рода деятельности. Нужны знания и навыки творческой, композиторской работы, а самое главное - стремление научиться делать творческие обработки.

  • [1] Гурова Л.Л. Воображение // Философская энциклопедия. М., 1960. Т. 1. 2 Гурова Л.Л. Воображение // Философская энциклопедия. М., 1960. Т. 1.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >