Системный анализ выбранного источника

Переходя к изложению основного материала, связанного с обработкой народных песен, необходимо обратить внимание на системный подход при анализе источника. «Система (от греч. systema -целое, составленное из частей; соединение), множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство»[1]. Системный подход к проблеме обработки музыкально-поэтического материала поможет аранжировщику правильно расставить акценты в этой творческой работе. Системный анализ (разбор всех сторон предмета, в нашем случае - не только самой народной песни, как источника информации, но и системный подход к планированию и осуществлению ее обработки), который будет способствовать формированию модели будущей обработки.

Системный анализ текста

Поэтический текст песни - это тот источник, содержание и свойства которого помогают определить и примерное время действия, события, о котором в ней повествуется, и способствует правильному пониманию народной песни в целом. В связи с этим возникают такие понятия, как «сюжет» и «фабула». Существуют разные определения этих терминов. Не вдаваясь в подробности различных толкований, мы остановимся на энциклопедических определениях.

Сюжет представляет собой совокупность событий и действий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения, а также характеры действующих лиц. Сюжет отражает конфликт, в котором участвуют действующие лица. Но в народной, особенно в лирической песне, конфликт как таковой может отсутствовать, тогда песня носит бесконфликтный характер.

Фабула в литературоведении чаще трактуется как содержание произведения и изображаемые в нем события. Фабула может зна

чительно отличаться от сюжета; в ней порядок повествования может быть иным, не в той последовательности, в которой происходят подлинные события жизни героев, а с перестановками, пропусками, неожиданными вкраплениями других линий сюжета. Фабула может отличаться субъектом повествования: оно может вестись не только от автора, но и от лица рассказчика, очевидца изображаемых событий. Повествование может быть представлено как воспоминание, дневниковые записи, письма и т.п. Такие фабульные приемы стимулирует интерес к развитию происходящих событий, способствуют углублению индивидуальных характеров героев, делают произведение более динамичным.

При анализе поэтического текста очень важно правильное определение исторического времени, в котором происходит действие, так как каждый этап развития общества определяет не только ступень экономических отношений, но и фазу развития общественных взаимоотношений и, таким образом, степень самосознания героя. Художественные образы произведения - это продукты общественных взаимоотношений определенного времени. Это важный фактор, так как каждая общественно-экономическая формация вырабатывает свою систему социальных и межличностных отношений. Часто взаимоотношения действующих лиц во многом определяются теми условиями жизни, в которых находятся действующие персонажи, нормами поведения в обществе и в семье, эти отношения могут в большей или меньшей степени отражаться в содержании песни.

Уклад повседневной жизни, оказывающий огромное влияние на поведение и самосознание людей, может быть разным (городским, сельским, семейным, общественным, индивидуальным и т. д.). У разных групп общества вырабатываются разные формы быта, которые могут не только мирно сосуществовать, но и обнажать социальные противоречия различных групп, присущие данному обществу. Под влиянием условий бытия в обществе вырабатываются определенные обычаи, обряды, правила поведения, социальные представления. Закрепляясь, они влияют на общественные и индивидуальные отношения, обуславливают характер поведения героя, его решения, умозаключения и поступки. Социальные представления индивида, его воспитание и обучение формируются под воздействием общественных, бытовых, семейных традиций.

Традиции сохраняются в определенных группах, классах общества в течение длительного времени. Каждое поколение принимает или отвергает определенную часть традиций и, таким образом, выбирает не только свое будущее, но и прошлое. Так как каждая группа общества культивирует свой комплекс традиций, это влияет на возникновение в обществе определенных социальных противоречий той или иной степени накала. Часто социальные противоречия могут перетекать в конфликты. Патриархальная семья, ее уклад, традиции, распорядок жизни, внутрисемейные отношения были источником для многих сюжетов в профессиональном и народном творчестве.

В народных песнях почти всегда присутствуют элементы, отражающие общественные, групповые, семейные отношения, которые в определенной степени будут свидетельствовать о конкретном историческом отрезке времени. Для правильного определения времени действия в песне необходим комплексный подход. Такие составляющие, как уклад и образ жизни, традиции, общественные, трудовые, семейные и индивидуальные отношения, помогут в определении времени действия, что, в свою очередь, будет помогать в раскрытии и осознании глубины конфликта, направленности и динамики его развития. Не случайно сюжет произведения называют «движущимся конфликтом». Это движение направлено к кульминации, а затем к развязке. Конфликт обуславливается духовными и социально-историческими противоречиями реального мира, он присутствует в трагическом сюжете и комическом.

Многозначную характеристику и времени действия, а также действующих лиц дает лексическая составляющая поэтического текста. Лексикон действующих лиц - лучшая характеристика героев песни. То, о чем и как говорят герои, каков их словарный запас, употребление архаических узко-профильных или новых слов - все это не только характеризует действующих лиц, но и свидетельствует о времени действия.

  • [1] Садовский В.Н. Система. URL: http://victor-safronov.narod.ru/systems-analysis/glossary/system.html. (дата обращения: 05.08.2013).
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >