Городской фольклор

Развитие городского фольклора связано с ростом городов, население которых было неоднородным, включало прослойки, группы людей с различными культурными запросами, в том числе и музыкальными. Наряду с постоянным притоком крестьян в городах происходил общий прирост населения. Постепенное развитие образования и культуры в городах Российского государства способствовало расширению прослойки грамотных людей, способных не только читать и писать, но и приобщаться к плодам профессиональной и любительской культурной деятельности человека. Количество образованных людей в городах постоянно увеличивалось -это были чиновники, ремесленники, купцы. Развитие капиталистических форм хозяйствования требовало все большего количества грамотных людей, способных разобраться с имеющейся на производстве техникой.

Городской фольклор уже не был ограничен народными текстами - значительное число городских песен и романсов создавались на авторские стихи: К. Рылеева, Ф. Глинки, М. Ожегова, А. Кольцова, В. Жуковского, Н. Некрасова, И. Никитина, С. Стро-милова и др. В дошедших до нашего времени образцах городского фольклора самым главным свойством является развитая мелодия широкого диапазона. Гармоническая основа этих песен - натуральный мажор и гармонический минор. Следовательно, двуладовой системой овладели не только профессиональные музыканты, но и любители музыки, способные к сочинительству и грамотной гармонизации на клавишных и струнных инструментах (в основном на фортепиано и гитаре).

Песенная традиция

Собиратели и исследователи народной музыки давно обратили внимание на то, что в каждом регионе страны народное пение имеет отличительные особенности, как в тематике и своеобразии самого содержания фольклора, так и в манере исполнения, хранении и подачи. Сегодня одной из главных задач в фольклорной исследовательской деятельности ставится задача изучения региональных фольклорных традиций. Под понятием региональной традиции имеется в виду условия бытования фольклора, местные стилевые особенности и своеобразие приемов исполнения.

Песенная традиция (по законам диалектики) представляет собой процесс во всем многообразии его форм. В любом регионе она обуславливается прежде всего экономическими, социальными и духовными особенностями развития общества. Наряду с развитием и изменением сущности традиции сама традиция носит несколько консервативный характер, определяющий некоторые нормы и правила существования, поведения и, в том числе, воспроизведения (исполнения) фольклорных вариантов. Традиция предполагает преемственность в социальной и духовной деятельности индивида и всего сообщества. В рамках устного народного творчества традиция служит объединяющим фактором основных принципов функционирования, из которых складывается целостная система. Коммуникативная функция песенной традиции осуществляется несколькими способами, среди которых следует выделить наиболее ранний, - это устная (из уст в уста) передача наиболее интересных временно-фиксируемых вариантов народного творчества. Именно в ней заложены вариационные и вариантные способы передачи музыкально-поэтических народных творений. Здесь функционирует устойчивая сущность феномена - «традиция», передача вариантных «слепков» - художественных музыкально-поэтических образов.

Музыкальные материалы, собранные фольклористами и этнографами во время научных экспедиций, приобретают первостепенное значение для фиксации и сохранения фольклора, для его последующего изучения, осмысления, теоретического описания и обобщения. Но это лишь очень малая часть всего существующего фольклора, которую можно сравнить (для наглядности) с несколькими фотографиями действующих актеров в спектакле, который играется беспрерывно. Но эти «фрагменты» из огромного фольклорного массива крайне необходимы, так как могут дать представление о составе самобытного песенного богатства данного региона. Используя индуктивный метод, исследователи могут охарактеризовать основную социальную направленность, дать объективную справку о стилевых особенностях, разграничить весь песенный корпус по жанровой принадлежности, оценить художественные достоинства исследуемых примеров, способствовать введению отдельных песен в концертную практику и многое другое.

Следует подчеркнуть, что региональная традиция есть сущность переменная, вбирающая в себя все лучшее, тщательно фильтруя всю информацию, поступающую в общениях с другими традициями. Весь отбор производится как на индивидуальном уровне субъектов-хранителей региональной традиции, так и на коллективном, исполнительском уровне. На каждом из них происходит обогащение певческой региональной культуры, которая всегда служила и служит стержнем музыкальной культуры народа и источником всего музыкального творчества.

Мы попытаемся (в порядке ознакомления) кратко охарактеризовать песенные традиции Западнорусского и Южнорусского региона.

Прежде чем приступить к характеристике фольклора означенных регионов, необходимо отметить, что тематика регионального песенного творчества всегда бывает привязана к основному способу производства, направленности основных видов деятельности, труда жителей означенного региона, и это не случайно, так как труд является основой благополучия основной ячейки общества, - семьи, а значит и всего общества. Примером может служить Западнорусский регион.

Жители Западнорусского региона (Брянская, Смоленская области, западные районы Калужской и Курской областей, южные районы Псковской и Тверской областей, русские поселения Белоруссии и Украины) всегда вели оседлый образ жизни, основной промысел - земледелие. Отсюда и направленность песеннопоэтического творчества, которая реализовывалась в преференциальном существовании жанровой системы календарно-обрядовых песен, на основе которых с течением времени формировались свадебные, лирические, хороводные песни. Отсюда большая общность в мелодике и стилистике архаичной лирической песни и календарной. Общность эта наблюдается и в манере исполнения звучным напряженным тембром, который обычно используется на открытом воздухе. Свадебный обряд региона представляет собой ритуал

«свадьбы-веселья», который представлен двумя жанрами: свадебными песнями и причитаниями. Последние обычно сольные, чаще - песенной формы, основанные на интонациях плачей-причитаний. Часто плачи-причитания исполняются на фоне звучания обрядовой свадебной песни. Отличительная черта свадьбы - «каравайный обряд» (приготовление, украшение свадебного каравая), исполнение каравайных песен.

Поздняя лирическая песня сформировалась под влиянием городской культуры романса, заимствуя тип стихосложения, ладовую и ритмическую основу. Этим песням присуще темброво-контрастное двухголосие. Особенности: силлабическое стихосложение, бесполутоновые ладовые звукоряды с преобладанием три-хордов, многоголосие двух видов - диафония с бурдоном, моно-дийная гетерофония (унисон с эпизодическим расхождением).

Преобладает женское пение. Для Брянской области характерны глубокая манера пения, звучание низких женских тембров. В Смоленской области пение более мягкое, используется мелизматика. В Псковской области - более высокий регистр женских голосов, с применением головных резонаторов («тонкий голос», фальцет) при октавном расхождении голосов. Пение в основном гетерофонное.

Южнорусский регион включает Белгородскую, Курскую, Воронежскую области, южные районы Калужской и Орловской областей. Основной состав населения - как и в западнорусском регионе, земледельцы. Близки и певческие традиции. В жанровой системе приоритетными являются песни хороводные, плясовые, плясовые припевки, многие поются с «алилешным» припевом (термин А.В. Рудневой).

Свадебный обряд близок по наполнению западнорусскому: ритуал «свадьбы-веселья», сольные причитания на фоне свадебных песен, каравайный обряд. Отличительная особенность южнорусской свадьбы - наличие так называемых «поезжанских песен», плясовых по характеру, сопровождающих свадебный поезд. Архаическая женская лирическая песня близка медленным хороводным (карагодным) песням. Календарные песни южнорусского региона близки песням западнорусским и по содержанию, и по гетерофонному приему исполнения.

С появлением и распространением казачьих формирований в региональной культуре возник обособленный пласт лирической мужской песни. В поздних образцах бытует не только двухголосие, но и двухголосие с подводкой (верхний голос).

Особенности музыкального стиля южнорусской традиции: силлабическое стихосложение, цезурированный период, ладовую основу представляют диатонические звукоряды (полные, неполные), пентатонические лады. Характерной особенностью ладового наполнения является использование целотонных ладов, что обусловлено пением с инструментальным сопровождением. Кугиклы имеют целотоновую настройку.

Мы кратко охарактеризовали песенные традиции двух больших регионов, показав не только отличительные особенности песенной практики, являющейся художественным отражением жизни и быта, но и заострили внимание на художественной ценности и своеобразии певческой культуры каждого из них. Описание певческих традиций других регионов - задача огромной важности и трудоемкости. Понятие «песенная традиция», если так можно выразиться, многоуровневое. Ибо традиция большого региона, ее особенности определяются наиболее сходными свойствами подрегионов (областей). Областные традиции включают в себя районные. На певческих праздниках: - смотрах, конкурсах, фестивалях - в результате общения происходит музыкальное обогащение участвующих коллективов. Концертные выступления хоровых (ансамблевых) коллектив предоставляют участникам возможность приобщения к новым, оригинальным исполнительским находкам, - осуществляется обмен певческим опытом. Но в такие моменты происходит и определенное закрепление певческой манеры каждого коллектива, так как каждый стремится показать свою индивидуальность, отличие от других коллективов.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >