Содержание поэтического текста

Осмысление сути содержания песни, умение увидеть и осознать поэтические тонкости, представить опоэтизированных героев, - все это помогает музыкантам, занимающимся обработкой песенного материала, глубже вникнуть в него, что не может не сказаться на результате их работы. Проникновение в содержание песни, осознание характера героя (героев) содействует аранжировщику в корректном использовании соответствующих музыкальных средств выразительности.

Народной песне присущ особый тип связи слова и музыки. Мелодия песни не связана с иллюстрацией песенного текста, не следует за текущими речевыми интонациями. Музыка выступает как обобщенное отражение ведущей темы, образного содержания поэтического текста, состоящего из равных построений - строф, следующих друг за другом. От строфы к строфе происходит развитие в направлении к кульминации, а музыка остается неизменной. Часто в песне есть припев, который по образному содержанию носит обобщенный характер, - «уместный», логически обусловленный куплетом.

В песнях отображаются самые разные сюжетные ситуации как в «монологической», так и в «диалогической» форме. Повествовательные песни чаще выступают как песни-монологи.

Героический эпос характеризуется главенством слова над музыкой. Слово в былинном стихосложении является первичным, определяющим фактором, оно проводит сюжетную линию, рисует героические образы, подвиги, события.

Лирическая протяжная песня - жанр, где главенствующее положение занимает музыка, соизмеримость стиха определяет мелодический распев, а слово носит соподчиненный характер. Лирической песне свойственна плавная, широкая мелодия, глубокое дыхание (цепное), небольшое количество стихов. Для нее ха рактерно преобладание звука над словом. Продолжительный распев отдельных слогов, введение вспомогательных слов, междометий, остановка распева на полуслове, возврат к нему в «подхватах». Характерно введение предлога при каждом слове {Что за те ли, за святые, за ворота...), перемещение акцентов («спо-ро'дила», «спородйла»), сокращение или удвоение гласных, озвучивание согласных введением дополнительного слога («но-же-ни-ки» вместо «но-жень-ки»).

Образный строй песни определяется главным образом ее музыкой. Стихотворный текст выступает как носитель сюжетной линии. Размеренность строф, сохранение одинакового количества главных ударений, которые в совокупности с безударными слогами создают «ритмико-смысловые группы», «смысловые стопы» - все это явные признак стихотворного творчества. В отличие от коротких напевов трудовых, обрядовых, плясовых песен, лирическая песня обладает широкой, порой сложной импровизационной мелодикой, требующей значительной вокальной техники.

В танцевальных, плясовых, игровых песнях преобладает острая моторная ритмика. Все подчинено ритму, темпу, движению. В словах может наблюдаться перенесение акцента, добавление междометий. Мелодия таких песен - несложная, быстро запоминающаяся - может слегка варьироваться. От основной мелодии могут ответвляться голоса, подголоски.

Основу русского фольклора составляет музыка, бытовавшая в крестьянской среде и в течение многих лет почти не испытывавшая посторонние влияния. Она сохраняла свою самобытность, некую от-граниченность от остальной музыки, испытавшей влияние профессиональных сочинений и городского народного музицирования. Крестьянской обрядовой песни, связанной с календарными, трудовыми, свадебными действами, свойственны формульные, в основном трихордовые напевы, лады народной музыки, модальная гармония, для которой характерно отсутствие централизованного тонального тяготения. Нужно отметить, что этот ряд песен предназначен для коллективного исполнения, и «формульные качества» веками «подлаживались» под возможности исполнителей. Небольшой диапазон песен объясняется ограниченностью натурального регистра народных певцов, составляющего (в среднем) одну октаву, а у рядового неподготовленного (нераспетого) певца он и того меньше - равен сексте или септиме. Незатейливость мелодического материала, который должен

«подхватываться» всеми присутствующими, видимо, объясняется традиционным коллективным исполнением. Народные праздники, где могли исполняться хороводные и плясовые песни, создавали тем самым условия для того, чтобы каждый участник мог показать свои таланты.

К началу XVIII в. в профессиональной музыке двуладовая (мажоро-минорная) система полностью вытесняет модальную гармонию; в народной же крестьянской музыке модальность продолжала существовать, не подвергаясь воздействию профессиональной городской музыки.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >