Лирическая песня. Символика

Протяжная лирическая песня особенно выделяется из большого разнообразия русского народного творчества. В ней наиболее полно обрисовывается русский национальный характер, его внутренняя сила и энергия, соединенная с мягкостью, задушевностью и отзывчивостью. В протяжной песне отразилась вся совокупность внешних условий формирования русского характера, сложность климатических и природных особенностей, постоянная борьба за независимость. В таких условиях складывались основные черты русского характера: свободолюбие и терпимость, верность данному слову, немстительность, справедливость, стойкость и мужество. Протяжная песня - это свидетельство становления русского общества, куда немалый вклад внесло православие. Приоритет духовных качеств над материальными благами - одно из лучших качеств русского человека.

Лирическая необрядовая русская народная песня - одна из самых многочисленных в фольклоре. Основное назначение лирической песни - создать «образ-переживание», используя музыкальные и словесные средства. Лирическая песня всегда одноплановая и отражает эмоциональное состояние героя, его субъективную оценку реального мира. Она не имеет сюжета. Если в других жанрах два-три, а то и больше планов развития сюжетного действия, то в лирической песне его нет, и основная ее задача - обрисовать образно-эмоциональную сферу, воссоздать психологическое состояние героя, донести до слушателя его видение и оценку существующего положения человеческих отношений.

Для лирических песен обрядового круга характерно использование поэтической символики. По мнению исследователей, народнопоэтическая символика в русской песне могла возникнуть ко времени разложения родового строя и началу становления феодальных отношений. Окончательное формирование символики как поэтической системы тесно связано с формированием лирической обрядовой песни. Песня была тем полем художественной деятельности, где оттачивались приемы использования народной символики. Материалом для песенной символики служил объективный реальный мир. Прежде всего это мир окружающей природы (земля и небо, солнце и месяц, реки и горы, леса и долины, ветер и тучи, цветы и трава, птицы певчие и хищные и т.д.). Символичными были и различные виды трудовой и обрядовой деятельности. Все то, что окружало крестьянина в его сознательной жизни, с чем он сталкивался и что осмысливал постоянно. Символические образы, применяемые в художественном музыкальнопоэтическом творчестве, говорят о вдумчивых, глубоких наблюдениях, - как за природными явлениями, так и за разнохарактерными взаимоотношениями между людьми.

Материальные явления, используемые в символике, - это те предметы, которые окружали русского человека, то есть они носили ярко выраженный национально-бытовой характер. Объектом символизации были опоэтизированные образы русских людей, крестьян и крестьянок, их мысли и чувства, их поступки и отношения. Поэтический прием сопоставления символических образов природы с образами из человеческой жизни, нахождение общих черт в этих явлениях, способствовали созданию более ярких, запоминающихся художественных образов лирической песни. Наибольшее количество символов в народной лирической песне связано с женскими образами. Предполагается, что большинство лирических песен создано женщинами, поэтому в них в большей степени отражен их духовный мир, их чувства, думы, мечты и переживания. Думается, что факт подневольной жизни девушки, женщины в семье определял отражение их бытия в лирическом песенном творчестве.

Следует отметить, что крут символических представлений в большинстве своем никак не связан с религиозно-мистическими верованиями христианства, а является отражением реального материального мира, глубоко осознанных движений и явлений окружающей природы, человеческих отношений. Развитие двух огромных ветвей музыкального творчества - фольклорного и религиозномистического - всегда было относительно независимым. Каждое направление постоянно находилось в движении, в изменении. Фольклор, по способу своего существования, - устная традиция, был в большей степени свободен в отображении реального мира, поэтому так разнообразны его художественные образы. Религиозное творчество было менее свободным, это объясняется каноническими ограничениями фантазии религиозными постулатами и фиксированным (письменным) способом хранения и существования. Кроме того, фольклор - это отражение движений реального мира, церковное же пение базировалось на христианских догмах, установленных «Отцами церкви».

Основные герои лирической обрядовой песни - «Он» и «Она», поэтому символика в этих песнях, как правило, - парная: голубь и голубушка, селезень и утушка, гусь и лебедушка, сокол и вишня, дуб и береза и др. Таково олицетворение главных действующих лиц в песенности обрядового назначения. Часто в обрядовых (свадебных) лирических песнях используются сюжетно-образные параллелизмы.

Где был, где был, Да сизой селезень? Где была, где была, Сера утица? -Были они, были они В разных озерах; Нонъче они, ноньче они На одном озере, Зыблят песок С одного берега. Где был, где был, Да Василий-господин, Где был, где был,

Да Григорьевич?

Где была, где была,

Да Ульянушка,

Где была, где была,

Да Филатьевна?

— Были они, были они

В разных городах;

Ноньче они, нонъче они

За одним столом:

Пьют и едят

С одного блюда,

Кушают

С одной ложечки.

(Киреевский, № 318).

В данном примере первая параллель - символическая, а вторая

  • - реальная. Символическая параллель по своей сущности - иносказательная, она придает песне поэтический облик, настраивает слушателей на восприятие художественного вымысла. Благодаря тому, что символическая часть исполняется первой, ее эмоциональная поэтика проецируется и на вторую часть, хотя она и является наиболее значимой не только в композиции песни, но и в отражении предстоящей жизни героев песни. В результате вся композиция вырастает, как тонкое поэтическое представление реальных образов
  • - жениха и невесты. Символика обычно определяет идейнотематическую сущность песни, которая в последствие расшифровывается в конкретных образах. Принцип образного параллелизма присущ многим образцам обрядового народного творчества.

Символика часто присутствует и в необрядовой лирике, но символы не соотносятся с каким-то конкретным образом, а служат для создания определенного эмоционального колорита песни, являются выразителями общего настроя отображаемой ситуации, действительности. Всю символику традиционных лирических песен можно разделить на два ряда: символы, соотносимые со счастьем и горем. Символы счастья, прежде всего - счастливой любви,

- свет солнца, цветение цветов, зеленая трава, явление рассвета. Символами горя и несчастья - увядание природы, сосна, горькая полынь, кукушка. Некоторые символы в известной степени поли-семантичны. Так, образ тумана как символ горя, разлуки может возникнуть и в девичьей песне, и в солдатской. То же можно наблюдать с символом горькой полыни.

Одни и те же события, явления, эмоциональные состояния (горя и печали) могут воплощаться различными символами: густой туман, ветры буйные, на синем море непогодушка и т.д. Поэтические символы необрядовой музыкальной лирики играют важнейшую роль в создании эмоциональной выразительности, высокой художественности в песне. Роль символики значительно увеличивается, если в песне для постоянного нарастания эмоционального напряжения используется несколько поэтических символов, сменяющих друг друга в разворачивающейся музыкально-поэтической звуковой ткани.

Часто лирическая необрядовая песня начинается с символического запева, в котором опосредовано, в обобщающем виде представлена основная идейно-тематическая сущность песни. Этот композиционный прием сформировался под влиянием символики обрядовой песни, которая сложилась задолго до появления необрядовой песенности и в которой устойчиво закрепились способы применения символики.

В некоторых песнях «вступительная» символика может занимать несколько строф. Например, как в песне «Ах ты, ноченька» -три строфы:

Ах ты, ноченька,

Что ж осенняя, Принахмурилась ?

Али нет у тебя Ясна месяца, Али нет у тебя Ярких звездочек?

Ночка темная,

Ночка темная,

Да ночь осенняя.

Что ж ты, ноченька,

Притуманилась,

И только после трехкратного проведения символического текста идет текст с реальным участием действующих лиц:

Что ж ты, девица, Притуманилась ?

Али нет у тебя Отца-матери, Али нет у тебя Друга милого?

Что ж ты, красная, Припечалиласъ?

Как же мне, девице, Не туманиться, Как же мне, красной, Не печалиться?

Нет у меня, девицы, Отца-матери, Только есть у меня Мил-сердечный друг.

Да и тот со мной Не в ладу живет. Не в ладу живет, Не в согласии.

Ах ты, ноченька

Русская народная песня

Медленно

Часто в лирических необрядовых песнях вместо символики в начале проведения используются мотивы земледельческого труда («А мы просо сеяли», «Я посею ли млада», «Сама садик я садила» и др.). Жизнь крестьянской семьи была основана на каждодневном, тяжелом и изнурительном труде. Но в песнях, связанных с трудовыми действами, никогда нет жалоб на усталость и невзгоды, связанные с трудовым процессом. Сам крестьянский труд в песнях почти всегда опоэтизирован. Именно он был устоем и опорой крестьянской семьи, ибо от результатов труда зависело благополучие всей семьи.

Патриархальный семейный уклад всегда ассоциируется с большой семьей, с главенством отца, - главного распорядителя в хозяйственных и трудовых делах всех членов семьи. Самая тяжелая участь в такой многочисленной семье выпадала на долю молодой невестки, попавшей в «чужую» семью. В песне «Отдавали молоду» наглядно показано, как тяжело было влиться в семью молодой девушке, сколь много у нее должно было быть терпения:

Отдавали молоду

Русская народная песня

Отдавали молоду на чужую сторону, На чужую сторону, во чужую деревню, Во чужую деревню, во большую семью. Как и свекор-то со свекровъею, Как три деверя, три невестушки, Три невестушки, три золовушки, Три золовушки да три тетушки, Как в избу-mo ведут, приговаривают. Как и свекор говорит: не работницу ведут, А свекровь-то говорит: не угодницу ведут, Деверья-mo говорят: не приборщицу ведут, А невестки говорят: не кроселъницу ведут,

Как золовки говорят: не узорницу ведут,

Как и тетки говорят: не промытницу ведут,

Уж я к свекру привыкала, воды в руки подавала, Ко свекрови привыкала, уж я печку затопляла, К деверьям я привыкала, сохи, бороны сбирала, А к невесткам привыкала, я кросенца притыкала, Я к золовкам привыкала, я узоры вышивала, Я ко теткам привыкала, я рубашки промывала.

Наряду с женскими лирическими песнями, в русском фольклоре немало песен мужских. Тематическая основа этих песен - расставание с любимой, с семьей, нелегкая солдатская жизнь и многое другое.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >