Темы и образы в фольклоре

В фольклоре - коллективном художественном творчестве - отражаются трудовая деятельность, представления о природе, культы и верования, общественный и бытовой уклад - все, что окружает человека. В народном творчестве отражены наиболее важные стороны жизни и деятельности того или иного народа, воплощены его воззре-

ния, идеалы и стремления, поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, мечты о справедливости и счастье. Народное творчество отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения.

Темы и образы музыкального фольклора возникали и совершенствовались в единстве коллективного и индивидуального творчества. Подлинный создатель (создатели) определенного произведения почти всегда оставался анонимным, из уст в уста передавалась только сама песня. Возникнув и закрепившись в сознании людей, музыкально-поэтическая идея приобретала новый статус, становясь объектом многовариантного существования и передачи. При исполнении песня варьировалась, усложнялась, порой упрощалась, но в конце концов совершенствовалась талантливыми мастерами и обретала статус безупречного творения. Многие народные песни с устоявшимся поэтическим текстом в разных регионах поются по-разному, порой уходя далеко от устоявшегося мелодического образа. Преемственность и устойчивость исполнительских и художественных традиций всегда сочетаются с вариантностью. Это главная особенность народного творчества. Каждое произведение музыкального фольклора существует во множестве вариантов (копии варьирования народной музыки в процессе ее исполнения).

Жанровое многообразие музыкального фольклора

Основные жанры музыкального русского народного творчества - эпические сказания (былины), песни, плясовые припевки, частушки. Песня в русском творчестве является наиболее объемной составляющей. Содержание песен - это отражение многообразных жизненных ситуаций, событий, переживаний, потому так разнообразны жанры русской народной песни. Лирические - это песни о любви, о женской доле, о природе. Исторические - песни, связанные со значительными событиями в истории государства, часто - с конкретными историческими личностями. Трудовые - песни, помогающие слаженности в трудовой деятельности или описывающие определенные действия. Плясовые, хороводные - звучащие на различных народных праздниках, обладающие ритмичностью, моторностью, квадратно-стью, координируют движения исполнителей. Обрядовые песни связаны с различными обрядами, праздниками на Руси. Солдатские

песни часто носят строевой характер, но большинство таких песен (старинных) связаны с тяготами солдатской жизни (в частности, рекрутские песни повествуют о тяжести ратного труда, тоске по родному дому и семье, об униженном положении простого солдата). Колыбельные песни носят интимный характер общения матери и ребенка. Частушки — небольшое по объему произведение, когда часто в одном четверостишии заложен целый сюжет с четкой и меткой обрисовкой образов действующих лиц. Они часто имеют сатирический характер, обличающий отрицательные черты характера или отдельные поступки субъекта.

Во всем этом многообразии песен, отражающих думы и чаяния, воплощена жизнь народа, человека во все времена его существования. В песнях находят отражение исторические события. Сохранились музыкальные свидетельства и о борьбе со степными кочевниками, с татаро-монгольским нашествием, исторические песни сохранили гиперболизированные образы героев Киевской Руси -Соловья Будимировича, Ильи Муромца. Запечатлены имена Ивана Сусанина, Ивана Грозного, Петра 1 и др. Недобрым словом упоминается нашествие французов (1812 г.), которое всколыхнуло огромные массы народов Российского государства на борьбу с захватчиками. Много песен сложено и о народных восстаниях под водительством Степана Разина, Емельяна Пугачева. Песни молодецкие и бурлацкие рисуют художественные образы молодечества и тяжкого непосильного труда. Сохранилось множество песен, носящих революционный, бунтарский характер. Широко представлено и песенное творчество времен Великой Отечественной войны (1941-1945).

Фольклор является результатом художественного отражения личного, природного и социального бытия. Отсюда жанровое богатство народной музыки. Наиболее ранними дошедшими до наших времен принято считать крестьянские песни. Так, календарным песням, имеющим корни в язычестве, придавалось магическое значение - они были приурочены к началам определенных трудовых работ годового земледельческого круга и празднествам по их окончании (жнивные, покосные и др.). Много песен посвящено общим праздникам. Так, колядки исполнялись в ночь под Рождество. Главная тема этих песен - пожелания благополучия и процветания, здоровья и богатства. Веснянки исполнялись с приходом весны, на праздниках пробуждения природы - с хороводами, играми. Эти песни имеют в своей основе короткие, многократно повторяющиеся мелодические попевки, часто призывного характера, исполняются резким звуком, рассчитанным на открытое пространство. Масличные песни исполнялись на Масленицу. Это древний языческий праздник проводов зимы. Празднества продолжались целую неделю. Центральным обрядом празднования Масленицы было сожжение соломенного чучела - символа зимы. Праздник сопровождался печением жертвенного хлеба - блинов, забавами ряженых, катанием на лошадях, исполнением небольших сценок, хороводами, песнями и т.д. Такие праздники популярны и в наши дни.

Крестьянские трудовые песни были связаны, в основном, с полевыми работами - это покосные, жатвенные песни. Бытовые песни - свадебные, колыбельные, похоронные плачи-причитания -тесно связаны с определенным обрядом. Таков свадебный обряд, где все действа определены, подкреплены обязательными песенными атрибутами. Большинство примеров свадебного музыкального материала составляют песни ритмо-формульного наклонения, рассчитанные на рядового исполнителя и на быстрое усвоение песенного материала.

С развитием индустрии, добывающей промышленности (конец XIX - начало XX вв.) увеличивается число рабочих, что находит отражение в увеличении песенного материала, воспроизводящего жизнь и быт, думы и чаяния рабочего человека. Красной нитью в фольклоре этого времени проходят идеи социального неравенства, социальной и экономической угнетенности, идеи протеста. Не имея возможности рассмотреть все пласты песенного народного творчества в данной работе, мы ограничимся более подробным описанием лирической песни, так как она значительно чаще подвергается обработкам, переложениям в музыкальной практике.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >