Ранний этап развития обработки

Обработка как способ приспособления музыкального материала для определенных целей известна с очень ранних времен культурной деятельности человечества. На самом раннем этапе развития общества удовлетворение духовных потребностей человечества было тесно связано с музыкой, пение сопровождало культовые (языческие) действа многих народностей, оно сопутствовало праздникам и трудовым будням. Культовые обряды как специфический вид культурной и духовной деятельности человека издревле включали музыкальную составляющую.

Музыкальная культура общества имеет древнейшие истоки и традиции. Когда музыкальная деятельность была составной частью синкретического искусства, параллельно развивались ранние музыкальные теории. Гимническая музыкальная основа существовала в Древней Греции и в государствах более позднего времени. В культуре Римской империи, в начале нового времени наряду с философией, литературой, поэзией активно развивалась и музыка.

Римская знать для проведения праздничных увеселений устанавливала в своих поместьях водяные органы (гидравлосы), устраивались капитолийские состязания, где соревновались в искусстве пения и игре на инструментах (кифаре и авлосе). В богатых семьях дети обучались пению и игре на инструментах, востребованы и почитаемы были учителя музыки. С возникновением христианства стало распространяться и богослужебное пение, вытесняя языческие музыкальные действа.

Обработка в русском фольклоре

Все многообразие существующей мировой художественной литературы делится на три рода: эпос, лирика, драма. В каждом из этих родов имеется огромное количество произведений, как авторских, так и безымянных (народных, фольклорных).

Значительное место в художественном творчестве человечества занимает эпос - род поэзии, объединявший слово и музыкальное интонирование. В эпических произведениях повествование ведется от лица рассказчика, который говорит о событиях давно минувших дней, попутно обрисовывая облик персонажей, их поступки. При этом изложение может включать как монологи персонажей, так и диалоги. Повествователь выступает как бы посредником между изображаемым действом и слушателями, он дает оценки и приводит суждения о самих героях, их поступках и действиях. При исполнении былины перед слушателем предстает облик создателя с его манерой говорить, «сказывать», с его мироощущением, самобытным, индивидуальным творческим началом.

Главную, определяющую роль в эпосе играет слово. Музыкальной составляющей отведена по большей части функция сопровождения, а также создания определенного настроя, атмосферы поэтического изложения. Введение инструментальных «вставок» может использоваться как временная передышка для сказителя и способ удержания внимания слушателей в эмоциональном состоянии, присущем данному произведению.

Лирика - один из трех родов литературы, художественного творчества, где раскрывается мироотношение автора, находят отражение его чувства и переживания, мысли, настроения и желания. Здесь через мысли и мечты, сожаления и переживания героя раскрываются проблемы и конфликты, характерные для самых разных сфер жизни человека: социальной, гражданской, философской, личной, семейной. Событийность и действенность в лирических сочинениях не являются главными, а проявляются как своеобразный фон для душевных переживаний героя. Источником живого чувства всегда служит бытие, жизнь, определяющая те или иные межчеловеческие отношения, конфликты, пути их разрешения, их влияние на судьбу персонажей повествования.

Драма - третий род литературы. В ее основе лежит глубокая конфликтность, «напряженное и действенное переживание людьми социально-исторических или «извечных», общечеловеческих противоречий»1. Драматизм является важным свойством человеческого сознания, его бытия. Действие представлено в произведении от завязки до развязки: «Действие драмы должно быть сосредоточено на одном интересе и быть чуждо побочных интересов... В драме не должно быть ни одного лица, которое не было бы необходимо в механизме ее хода и развития»[1] . При этом «решение в выборе пути зависит от героя драмы, а не от события». Драма отображает жизнь людей в драматических ситуациях, показывает человека в переломные моменты духовного становления, обновления, нравственного изменения. Конфликты, отображенные в драме, могут иметь и положительное решение, в отличие от трагедии.

Фольклор, являющийся значительной частью художественной деятельности человечества, вмещает в себя и эпос, и лирику, и драму, поэтому была сделана попытка, хотя бы предельно кратко, осветить суть основных родов литературы, что может способствовать анализу тех песен, которые аранжировщик возьмет для обработки.

  • [1] Хализев В.Е. Драма. URL: http://rutracker.org/forum/viewtopic (дата обращения 15.08.2013 г.). 2 Белинский В.Г. Поли. собр. соч. М., 1954. Т. 5. С. 53. 3 Там же. С. 20.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >