Обработка музыкального материала

Музыкальная культура каждой страны складывается из трех составляющих: народная музыка, религиозно-духовная и светская (творчество композиторов).

Народная музыка России является неотъемлемой частью культурного развития общества, ее истоки - в человеческой потребности художественного отражения действительности, которая реализуется в бытовой и обрядовой деятельности. Определенная часть этой музыки носит прикладной характер. Круг художественных образов народной музыки очень широк. Во все времена народная музыка сопровождала человека с момента его рождения и до кончины, в ней проявлялись поэтические и музыкальные творческие способности множества людей, рождались, трансформировались, передавались и хранились лучшие образцы музыкальнопоэтического творчества.

Религиозно-духовная музыка - также часть деятельности народа, но она представляет собой особенную, духовную сторону жизни верующего человека. Думается, что основным ее стержнем является потребность в нравственном совершенствовании, удовлетворении чувства прекрасного, освоении мира культуры, в установлении идеального общества, где торжествуют добро и справедливость, где предпочтения отдаются духовному совершенствованию человека, а не его материальному благополучию. Религиозно-духовная деятельность творческой части религиозного общества оставила огромное наследие высокохудожественных произведений, имеющих эстетическую и нравственную ценность, «корни отечественного церковного многоголосия уходят в такую глубину русского духовного сознания, на которой смыкаются церковное и фольклорное песенные начала. Поэтому русское церковное многоголосие порой схоже чем-то с древним русским песенным фольклором»[1]. Долгое время, почти на протяжении всего XX в., религиозная музыка существовала лишь для верующих людей, и только в последние десятилетия ее можно услышать вне храма, на концертной эстраде.

Светская музыка, в современном понимании, самая «молодая» составляющая культурного развития общества. Но можно предположить, что профессиональная музыка также существовала с незапамятных времен. На разных уровнях развития общества всегда была категория людей, занимавшихся музыкальным ремеслом профессионально. Наиболее яркими и почитаемыми во всех слоях древнего общества были исполнители былин и сказаний. В истории русского государства представителями профессионального музыкального искусства были и скоморохи. Они были певцами и музыкантами, клоунами и танцорами, а также авторами исполняемых произведений. Письменные источники гласят, что искусство скоморохов было распространено уже в начале 2-го тысячелетия. С середины XVII в. бродячие скоморохи постепенно начинают исчезать из городов из-за притеснений со стороны государства и церкви, становясь оседлыми музыкантами, актерами, танцорами.

В 1672 г. в Москву приезжает немецкая труппа. Ее спектакли с музыкальным сопровождением произвели большое впечатление на московскую публику. Вскоре они стали любимым увеселением при царском дворе. Это событие положило начало мощному потоку западноевропейского музыкального искусства в российское государство. Музыка при царствовании Петра I и его ближайших преемников существовала для привнесения разнообразия в жизнь царского двора и высшего общества.

Важным событием в музыкальной жизни России был приезд итальянской оперы (1735 г.). Первой исполненной у нас оперой была «Сила любви и ненависти» композитора Франческо Арайи, русский перевод - В. Тредьяковского. До конца столетия (XVIII в.) на русской сцене было поставлено множество западноевропейских оперных спектаклей. В этой бурной театральной деятельности пробивались ростки русского оперного творчества. В 1756 г. была поставлена первая русская опера - «Танюша, или Счастливая встреча» на текст И.А. Дмитриевского, а музыку написал актер Ф.Г. Волков, основатель русского театра. С этого времени начинается варьирование и цитирование русской народной песенности профессиональными композиторами в своих сочинениях, использование на профессиональной сцене русских народных песен.

Обозначенная тема нашей работы не предполагает исчерпывающего описания составных частей музыкальной деятельности, однако важно отметить, что на пути развития как светского, так и религиозно-духовного творчества в полной мере на протяжении многих веков использовались приемы варьирования и обработки музыкального материала, благодатной почвой для которого было и есть музыкальное народное творчество.

Обработка в музыке - это прежде всего способ музыкальной деятельности, подразумевающий изменение оригинального текста музыкального произведения. Эти изменения могут носить самый разный характер. Это может быть упрощение музыкального текста с целью приспособления для любительского состава исполнителей, не обладающего большими техническими возможностями. Обработка может носить и усложняющий характер - для исполнителей с большими техническими и художественными возможностями. Обработка - это своеобразный инструмент развития и созидания, пропаганды бытующей в разных слоях общества музыки, способ подачи музыкального произведения исполнителями с разной степенью подготовленности и творческих возможностей. Поэтому обработка как способ деятельности применяется в самых разных областях музыкальной практики. Она используется в концертной практике профессиональных исполнителей, в учебно-педагогическом процессе, в самодеятельном музыкальном творчестве.

  • [1] Евдокимова Ю., Конотоп А., Кореньков Н. Русское церковное многоголосие. URL: http://www.canto.ru/index.php?menu=public&id=medieval.ektenie3 (дата обращения: 17.08.2013).
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >