Предисловие

Необходимость освещения темы «Обработка русской народной песни для академического хора» в музыкальной практике была всегда. Существует она и сегодня. Проблема приобретения знаний, навыков и умений обрабатывать мелодический материал для академического хора, периодически встает перед каждым руководителем хора (ансамбля), так как любой творческий коллектив, а особенно его руководитель, стремится идти в ногу со временем, а тенденции роста репертуара хора все большей мере ориентированы на использование фольклорного творчества. А это предполагает возможность доступа к обработкам фольклорных образцов, которые будут отвечать требованиям времени, действительности. И здесь необходимо умение руководителя самостоятельно сделать обработку народной или авторской песни для конкретного академического хора (ансамбля), чьи творческие возможности не всегда адекватны опубликованным обработкам. Но не все руководители хоров, особенно в художественной самодеятельности, имеют высшее специальное образование и знакомы с обработкой песенного материала. И если в высшей школе студенты в той или иной мере сталкиваются с проблемой обработки народной песни для хора, то в среднем звене обучения учащиеся на занятиях по хоровой аранжировке, в основном, занимаются способами переложений хоровой партитуры с одного состава хора на другой, а вопросы обработки освещаются для них в порядке ознакомления.

Самостоятельное обучение этому виду деятельности руководителя хора было бы возможно, но здесь мы сталкиваемся с тем, что литературы, детальных теоретических разработок по проблеме обработки народной или авторской песни для хора практически нет. Есть литература по хоровой аранжировке: «Практическое руководство по хоровой аранжировке» И.Г. Лицвенко, где рассматриваются способы переложения хоровой партитуры с одного состава хора на другой, и лишь в конце изложения учебного материала автор показывает несколько примеров хоровой обработки; «Хоровая аранжировка» М.Н. Ивакина, где рассматриваются, варьируясь, практически те же темы курса предмета «Хоровая аранжировка». Небольшое освещение темы «Хоровая обработка» предпринято А. Ушкаревым в работе «Основы хорового письма». Проблеме обработки песенного материала для академического хора, автор уделяет некоторое внимание, но эта информация носит описательный ха рактер, поэтапно, детально не прописываются те виды работы, которые включает в себя обработка песни. Устанавливаются некоторые параметры: границы использования натуральных ладов, обязательное сохранение национальных интонационно-мелодических и ритмических связей, приемы и средства создания хоровой ткани должны быть адекватными характеру основной мелодии, ее жанру. Автор упоминает куплетно-вариационную и свободную формы обработки, а также виды хоровой фактуры: гармоническую, полифоническую, гомофонно-гармоническую с мелодизированным басом, подголосочную, унисонную, не освящая их подробно. В объеме всей работы раздел, посвященный хоровой обработке, занимает очень скромное место.

Еще одна работа по данной теме - «Теоретические аспекты искусства хоровой аранжировки», автор которой - О.В. Девуцкий. Эта работа, посвященная проблемам хоровой аранжировки, делится на две части: в первой рассмотрено переложение инструментальных сочинений, во второй - обработка песенного материала для академического хора. Настораживает неравновесность объема частей данной работы. Первой проблеме уделяется значительное место и внимание, и чувствуется, что эта часть работы автору ближе и здесь он ориентируется свободнее. Но нужно отметить, что инструментальных произведений, пригодных для переложения их на академический хор очень мало, и за такую работу берутся очень немногие аранжировщики. Первая глава занимает 82 страницы. Вторая глава - «Хоровые обработки фольклорных источников», и эта наиболее востребованная информация занимает всего порядка 20 страниц. Сюда входят следующие разделы: «1.1. Аранжировоч-ный образно-смысловой анализ фольклорного образца»; «1.2. Жанр песни»; «1.3. Фактура»; «1.4. Особенности гармонии»; «1.5. Мелодика»; «1.6. Метр. Ритм. Темп»; «1.7. Громкостная динамика»; «1.8. Возможность хорового имитирования народных инструментов»; «2.2. План аранжировки народной песни»; «2.3. Ход работы над аранжировкой народной песни».

Учитывая всю сложность и объемность работы по обработке фольклорного материала, считаем, что этого материала очень мало для того, чтобы облегчить и направить работу аранжировщика по правильному руслу. Почти все подразделы второй главы, конечно, не вызывают никаких споров и вопросов, они рассмотрены в великом множестве теоретических трудов.

Важным, на наш взгляд, было бы осветить такие вопросы: влияние песенных традиций (региона бытования источника), анализ поэтического текста, который фактически будет определять весь облик будущей обработки, а также выбор стиля будущей аранжировки, проблемы варьирования и вариантности, гармонизации народной или авторской песен, способы разработки песенного материала, рациональное соотношение мелодии и гармонии в обработке, конкретный поэтапный план создания обработки русской народной песни.

Позитивным и необходимым для художественной и педагогической практики было издание работы О.И. Кулапиной «Приемы обработки русского народно-песенного материала» (2008). Теме обработки русской народной песни, посвящена 2-я глава книги, где рассматриваются три типа обработок: 1) обработки народного плана; 2) академические аранжировки; 3) свободные композиции. Особенно многообразно представлены примеры обработки материала для народного состава. Автор наглядно показывает изложение русской народной песни «У зари-то, у зореньки» не только для различных исполнительских составов, но и разных направлений (народное, академическое, эстрадное). Начинающим хормейстерам эта работа показывает разные возможности претворения песенного материала в художественной практике. Практический показ обработок, видимо, будет полезен не только хормейстерам, но и начинающим композиторам.

Понятие «обработка русской народной песни» кочует из одной теоретической работы в другую, но проблема эта практически не освещена, возможно, потому, что она лежит в двух плоскостях -композиторской и хормейстерской работы. Актуальность проблемы обработки песенного материала - одна из причин создания этого учебно-методического пособия, так как доступность совокупных знаний в этой области имеет значимость и для студентов высших музыкальных заведений, и для начинающих свой путь руководителей самодеятельных хоровых коллективов.

Причин обращения к данной теме несколько. Одна из них -стремление помочь руководителям хоров в приобретении знаний, умений и навыков в работе по обработке песенного материала для академического хора. В процессе многолетней педагогической работы со студентами консерватории, будущими руководителями академических хоров, по предмету «Хоровая аранжировка» сталкиваешься с тем, что подавляющая часть учащихся (а это студенты старших курсов) имеют слабое представление о том, как написать, создать хоровую партитуру. Как, имея одно-, двух- или трехголосный вариант записи русской народной (или авторской) песни, создать развернутую хоровую партитуру для академического хора. Очень редко один-два студента из курса имеют хотя бы какое-то представление о том, как эту работу выполнить. А работа по созданию обработки народной песни для академического хора - сложная, многогранная, требующая определенных знаний, умений, навыков. Работа сложная еще и потому, что требует наличия творческого воображения, фантазии, а главное - желания освоить этот вид музыкальной деятельности. Все возрастающий темп общественной жизни и деятельности индивидов требует основательной подготовки специалистов, владеющих всеми средствами хоровой специализации.

Сложность создания обработки определяется тем, что требует не только многогранных специальных музыкальных знаний, но и знания общественных дисциплин: философии, эстетики, истории, литературы и других, а также основ обществознания (а здесь и быт, и уклад, и традиции), психологии, педагогики. Последняя может показаться несколько неуместной в этом ключе, но автор хоровой партитуры должен все время помнить, что в концертном исполнении основной для хорового коллектива является функция воспитательная, что часто корректирует концертный репертуар.

Музыкальная сторона работы аранжировщика является довольно уникальной. Он должен обладать хорошим музыкальным вкусом, так как фоническая сторона исполняемой обработки будет регулироваться его музыкальными предпочтениями и музыкальным слухом. Только слуховые ощущения и музыкальный слуховой опыт будут ему подсказывать правильность выбранных средств выразительности в обрисовке художественных образов, вылепленных самим аранжировщиком. Хорошо развитый внутренний музыкальный слух будет облегчать задачу гармонизации выбранного для обработки мелодического материала, ибо мелодия и ее гармония, регулируемые ладом, сосуществуют в единстве, координируя друг друга. Эта регуляция особенно проявляется при создании вариационного (разработочного) материала создающейся обработки.

Для успешной работы с песенным мелодическим материалом желательно приобретение устойчивых навыков игры на инструменте по слуху. При осуществлении определенной систематической работы, такие навыки успешно приобретаются, но нужна регулярная работа за инструментом, и продолжительность таких занятий будет определяться музыкальными способностями обучающегося и степенью вдумчивости его отношения к этому виду деятельности. Лучшими инструментами будут те, что обладают темперированным строем, на которых можно сыграть многоголосные партитуры: фортепиано, аккордеон, баян, электронные клавишные инструменты.

Еще одна сфера деятельности при создании обработки - это приобретение теоретических знаний по проблемам варьирования как способа развития мелодического материала, а также конкретных практических навыков варьирования или импровизации на заданную мелодию.

Работа над обработкой требует знания технических и художественных возможностей академического хора. Поэтому, прежде чем писать хоровую обработку, необходимо четко себе представлять, какой хоровой состав будет исполнять написанную партитуру. Очевидно, в учебных заведениях, так или иначе нацеленных на подготовку будущих руководителей хоров, нужно ориентироваться на работу с самодеятельными коллективами, где песня (народная или авторская) всегда присутствует в концертных программах.

Для плодотворной работы по созданию обработки для академического хора необходимо овладение навыками анализа поэтического текста песни, ибо не только мелодический материал, но и поэтический текст будет определять многие стороны будущей хоровой партитуры. Литературоведение выработало определенные подходы и способы такого анализа. Об этом и многом другом мы будем говорить в данной работе.

Приобретение знаний и навыков по созданию обработки песенного материала позволит расширить репертуар хора. Кроме того, значительная часть хормейстеров часто не имеют достаточного доступа к музыкальной библиотеке, а умение самостоятельно делать хоровую обработку песенного материала в какой-то степени разрешит проблему репертуара.

Широкое использование песенного материала в хоровой практике обуславливается быстротой его освоения и определяет насыщение концертных программ произведениями с яркими художественными образами, созданными народными певцами. Немаловажной глубоко осознанной причиной использования песенного богатства является необходимость его сохранения и популяризация, стремление донести до слушателей все самое интересное - не только старинное, но и новое. Народное творчество - это родник, который никогда не иссякает, ибо изменяются, варьируются устоявшиеся песни, появляются новые, отражающие те или иные стороны нашей действительности. Это и общественные, и межличностные отношения, и многое другое, что непосредственно волнует создателей и исполнителей музыкального фольклора.

Важной, на наш взгляд, причиной обращения к песенному богатству служит невысокий и, к сожалению, снижающийся в последние годы исполнительский уровень самодеятельных хоровых коллективов, который заставляет руководителей все чаще обращаться к песенному народному и авторскому материалу как наиболее доступному для исполнения, особенно для начинающих коллективов.

Кроме того, в последние годы наблюдается все возрастающий интерес к наработкам фольклористов, собиранию и публикациям народных песен. Популяризация песенного материала профессиональными, учебными и любительскими хорами (ансамблями), как академическими, так и народными, способствует расширению учебного и концертного репертуара существующих певческих коллективов, а главное - дает возможность слушателям ближе соприкоснуться с русским народным творчеством.

Значительное внимание современного российского общества уделяется становлению и развитию русского православного церковного (народного) творчества. Ибо с принятием христианства связано создание профессиональной хоровой музыки, которая, как и фольклор, основана на принципах и путях варьирования и обработки музыкального материала. Принятие и развитие православия обусловило создание русского музыкального письма (знаменная нотация), благодаря которой были сохранены шедевры знаменного распева. Подвижники православного пения за более чем 1000-летнюю практику переработали громадную массу музыкального материала - не только русского, но использовали и музыкальные пласты других народов, ассимилировав все лучшее, не противоречащее, а дополняющее прекрасное православное пение. Возможно, представленная работа заинтересует музыкантов, работающих в сфере духовной музыки.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >