Содержание, формы и структуры досуга

Содержание есть сущность, внутренний смысл досуга, оно отражает и определяет его структуру. Содержание занятости учащихся в свободное время многогранно и разнообразно.

Диагностика досуговых, социокультурных процессов дает возможность установить структурно-содержательные элементы наиболее характерных сторон досуговой деятельности, к которым относятся обозначенные ниже основные направления досуговой деятельности, отражающие специфику феномена досуга учащихся.

Анализ форм общения в досуге

Во-первых, свободное общение школьников стихийного характера; общение в рамках и сюжетах многоликих праздников; игрообщение как первичная школа постижения культуросообразного общения; общение в пространстве досуговых общностей; общение в деятельностных процессах разнообразного досуга (комплексные конкурсы и соревнования и др.).

Во-вторых, творческая деятельность (разные виды рукотворчества, художественно-театральное творчество, творческие конкурсы, техническое и трудовое творчество и т. п.).

В-третьих, спортивно-двигательная деятельность в сфере досуга. Социально-экономические преобразования вызвали к жизни ряд серьезных нарушений здоровья и требуют увеличения движения и потребления воздуха. В связи с этим особенно возрастает роль досуга, связанного с активным движением, прогулками, играми на воздухе, роль спорта и туризма. Среди всех компонентов содержания досуга двигательная деятельность остается иаиважнейшей стороной жизнедеятельности учащихся. Исследования досуга показывают, что двигательные мероприятия намного предпочтительны иной досуговой деятельности «сидячего» характера.

В-четвертых, в общем процессе социокультурного содержания для учащихся значима интеллектуальная деятельность, из которой наиболее предпочтительны зрелищные мероприятия: телепрограммы и видеофильмы. Исследования досуга показывают, что из жизни современной школы практически ушли диспуты и дискуссии, читательские и зрительские конференции, литературное творчество, занимательная работа по учебным предметам.

В-пятых, компонент содержания досуговой деятельности, который можно обозначить как хобби или разнообразные личностные влечения. Его разновидности практически невозможно просчитать, только коллекционирование насчитывает более 4-х тысяч объектов собирательства, каждое из которых имеет специфический содержательный характер, выводящий индивида на специфическую досуговую деятельность.

Досуг учащихся, его многомерное содержание относились к системе внеурочной, внешкольной деятельности. Досуг длительное время был антиподом внеурочной и даже внешкольной (ныне системе дополнительного образования) деятельности.

Форма (формы) досуговой деятельности - это «внешние (видимые, осязаемые) очертания предмета». Термин «форма» употребляется также для обозначения внутренней организации содержания и связан, таким образом, с понятием структуры. Отношение содержания и формы характеризуется единством, доходящим до их перехода друг в друга, однако это единство является относительным.

Форм досуговой деятельности огромное количество. Они очень подвижны, видоизменчивы. Универсальных форм досуга, очевидно, не существует. Но существуют, по данным многих исследований досуга, модельные формы: праздники, олимпиады, фестивали, конкурсы, викторины, концертные программы, театрализованные представления и т.п. Существуют и модельные формы досуговых объединений. Например, клубы по интересам, кружки, студии, общества, ассоциации, дискотеки, домашние и школьные театры и др. [5]

Из многообразия инновационных форм досуговой деятельности можно выделить несколько форм организованного досуга учащихся.

  • 1. Комплексные модели досуга учащихся.
  • - Каникулярные - проводимые в период каникул на базе школы или на выезде где-либо, кратковременные детские объединения с романтической атмосферой жизни и деятельностью, отличной от типовой деятельности учащихся в школе, с необычной формой самоуправления и общения.
  • - Клубные школьные объединения по интересам.
  • - Краеведческие и туристические походы по городу и области (кратковременные и длительные).
  • - Разновозрастные объединения (команды, отряды, группы),

действующие по месту жительства, панорама их досуговых дел.

  • - Досуговые акции открытого характера в округе, районе, городе.
  • 2. Свободные модели досуга учащихся, в которые они включаются в основном спонтанно: школьные праздники, театрализованные программы, конкурсы, фестивали, коллекционирование, разнообразные формы рукотворчества и т.п.

Досуг - система, моделирующая содержание духовно богатого времяпровождения, его активные формы общения и деятельностные отношения учащихся. Досуговый опыт, перенесенный в контекст учения, в общественнополезный и производительный труд, способствует развитию и освоению культуры взаимоотношений социально значимого (высшего) порядка, обогащает детей и молодежь эмоционально-чувственным и творческим опытом.

Анализ социально-педагогических основ досуга учащихся позволяет сформулировать требования к организации и реализации досуга детей и молодежи, то есть те положения, которые определяют его содержание, структуру, методику, формы деятельности [7 J.

Во-первых, это требование целенаправленной преемственности с учебной деятельностью. Досуг способен готовить к учебному труду и тем более дополнить учение, закрепить учебные знания, умения и навыки в сфере притягательной деятельности. Уже поэтому важна системность досуговых дел в свободное от учения время.

Во-вторых, наличие комплексного подхода к содержанию и организации досуга учащихся, который обязывает бакалавров социально-культурной деятельности находить такие его формы, которые наиболее успешно решают взаимосвязанные задачи воспитательной работы.

В-третьих, требование абсолютной добровольности вовлечения в сферу досуга, свободное право учащихся на выбор деятельности.

В-четвертых, требование строгого учета интересов учащихся разных возрастов, половых различий, индивидуализация досуга.

В-пятых, требование разнообразия досуговой деятельности, сменности его видов и форм, обеспечивающих сферу творческого, общественно-полезного самовыражения каждому школьнику.

В-шестых, требование реализации досуговой деятельности через разнообразные организации, ассоциации, клубы и студии школьников.

В-седьмых, требование координации различных институтов и центров досугового влияния, их творческое сотрудничество, взаимовлияние и т.д.

Исходя из общих принципов развития системы досуга учащихся, мы определяем некоторые педагогические требования к самому досугу учащихся как социокультурному и педагогическому феномену, а именно:

  • - учащиеся должны хорошо понимать смысл, значение содержания досуговой деятельности, ее правила, роли, структуру и т.д., способствующие их самореализации и самоактуализации;
  • - досуг должен быть автономен по отношению к внешней среде, но эта автономность опосредована внутренними факторами связи с внешней средой;
  • - досуг должен содержать внутренние источники саморазвития как на уровне системы в целом, так и на уровне всех своих элементов;
  • - досуг должен содержать прогрессивные направления развития как расширение своих возможностей, свободы выбора деятельности, непрерывного обновления содержания;
  • - досуг должен исключать какую бы ни было возможность риска, угрожающего жизни и здоровью учащихся;
  • - досуг должен исключать критический азарт, все, что унижает достоинство его субъектов (унизительные правила и условия, обидные оценки и т.д.);
  • - иметь наличие обоснованной педагогической поддержки учащихся в пространстве свободного времени как условия их индивидуального развития.

Природа самого свободного времени предполагает бесконечное своеобразие и известную количественную неопределенность, «эластичность» его затрат, которая определяет пределы регулирования свободного времени.

Регулирование свободного времени, выдвигает ряд общих положений педагогического обеспечения, которые могут быть применены в школьной практике. Регулирование сферы свободного времени в школе должно исключать любые проявления администрирования; общественное руководство досуговой деятельностью учащихся возможно и эффективно при многообразии видов моделей, форм предлагаемого учащимся досуга. Практической организации свободного времени, при этом следует учитывать, что мерой регулирования является единство общественных и личных интересов; объективная мера - общественная необходимость, субъективная мера - личная свобода. Регулирование свободного времени должно носить конкретный характер. Многосторонность и рациональность деятельности в свободное время, создание максимума условий для выбора варианта действий, наконец, экономия времени, выражающая степень эффективности его использования, -важные составляющие управления, руководства регулирования свободного времени учащихся, их досуга.

Таким образом, можно свести обозначенные выше понятия «регулирование», «управление», «рационализация» к общему понятию «социально-педагогический контроль» за свободным временем учащихся всех возрастов, который должен быть направлен не столько на внешние формы его организации (чисто временной аспект), сколько на само содержание досуга, на его воспитательную целесообразность и действенность [9].

К подготовке и проведению досуга можно отнести ряд методикотехнологических этапов, каждый из которых имеет свой набор задач и микроэтапов, каждый имеет свое отношение к системе педагогического обеспечения организации разнообразных форм досуговой деятельности. Каждый этап представлен нами как общий механизм педагогического обеспечения организации досуга.

Первый этап - уточнение цели проводимой досуговой деятельности. Цель придает осмысленность досуговой деятельности, ее сущностному и прикладному смыслу. Уточнение конкретной цели — одно из важнейших методологических условий педагогической деятельности в сфере досуга. Конкретная цель, которую уточняет организатор досуга, связана с «суперцелью». Ею является разностороннее, целостное развитие школьника. Досуговая деятельность предполагает целенаправленность и социальный контроль. Организатор досуга подводит школьника к пониманию, какая досуговая деятельность наиболее важна для него в данный момент жизни и почему.

Второй этап — сбор необходимой для организации досуга информации. Только понимая уровень воспитанности учащихся, их отношение к досуговой культуре, можно строить саму деятельность и взаимодействия в ней учащихся.

Третий этап — анализ собранной информации и определение разных форм организации досуга, задач на основе этой информации.

Четвертый этап - поиск и выбор формы досуговой деятельности как условие творческого взаимодействия субъектов досуга. Поиск и выбор формы досуга сам по себе процесс творческого общения [11].

В организации досуга используются следующие методические приемы:

Первый прием - создание творческой группы, в которой взаимодействие выступает как интегрирующий фактор. В системе досуговой деятельности могут действовать сложившиеся группы (компании) и спонтанные группы временного характера. Важны и те и другие, как форма педагогического обеспечения: для появления новых коммуникативных связей учащихся с разными творческими способностями и умениями; учащихся с одинаковым творческим потенциалом; учащихся, живущих вместе где-либо; учащихся из разных учебных классов; учащихся разного пола и возрастов; учащихся ранее не взаимодействующих и т.п.

Второй прием - создание программы творческих заданий для проектируемой деятельности и способов ее реализации бакалавром социальнокультурной деятельности (организатором досуговой деятельности) и учащимися. Они могут носить коллективный и индивидуальный характер.

Так индивидуальные задания, которые можно применять, основаны на простых правилах: каждый школьник обладает полной свободой выбора, замены дела, задания, творческой программы; субъекты досуга равны и равноценны в своих правах и обязанностях в коллективных делах; все демократические и гуманистические ценности индивида (защищенность, необходимость общности, справедливость, свободы и т.п.) являются личностными; фантазия, озорство, юмор, выдумка есть привилегии личности школьника; школьник имеет право отказаться от участия в досуговом деле, если оно его чем-либо не устраивает.

В качестве способов педагогической поддержки можно активно использовать: многообразие предлагаемых школьникам ситуаций; разнообразие форм, сюжетов, ролей; воодушевление школьников на импровизацию; на плюрализм мнений, терпимость к личностной разности при доминанте общественно значимых идей и идеалов и др.

Пятый этап - коллективное создание сценария досугового мероприятия, распределение досуговых ролей. Сценарий по замыслу педагога намечает моделируемые отношения учащихся, их взаимодействия в деятельности в самых общих чертах, оставляя простор для импровизации и авторского толкования ролей. Организованные формы досуга - это двуплановая деятельность, преследующая достижение чисто творческих (досуговых) и педагогических целей (последние доминируют). На данном этапе организации досуговой деятельности действенны разнообразные приемы: создание, написание (сочинение) сценария индивидуальными авторами или группой авторов; определение списка персонажей, необходимых для развития сюжета, программы деятельности, развития досугового процесса; подготовка информационного обеспечения досуговых ролей.

Шестой этап организации досугового мероприятия - распределение ролей. Это один из ключевых моментов подготовительного процесса. Можно следовать нескольким стратегиям, каждая из которых имеет свои преимущества и слабые стороны.

  • 1. Роли распределяет организатор досуга, который имеет непререкаемый авторитет, его решение поддерживается всегда, он выступает в главной роли проводимого дела и потому оправданно назначает на роль; выбор роли организатором досуга для индивида определяется принятыми до осуществления досугового мероприятия правилами.
  • 2. Организатор досуга объясняет учащимся, какими качествами (умениями, знаниями и т.п.) должен обладать участник, чтобы занять ту или иную роль. В этом случае кандидатуру называют сами учащиеся.
  • 3. Участники выбирают роли сами по своим интересам и желаниям.
  • 4. На ту или иную роль назначает досуговая общность или его выбирают свободным голосованием.
  • 5. На роль досугового мероприятия назначает участник, у которого есть право назначения.
  • 6. На те или иные роли объявляется свободный конкурс: написать текст роли, сделать лучший костюм, предложить наиболее интересные идеи к выбранной модели досуга и т.п. Роль принимает тот, кто сделал лучший проект на конкурсных условиях.
  • 7. Роли участники занимают в порядке очередности (самый демократический подход). Это в том случае, когда многие претендуют на роли или наоборот, эти роли не пользуются популярностью.
  • 8. Участники мероприятия разыгрывают роли по жребию (считалки, жеребьевка, игровые приемы).

Седьмой этап - воодушевление детей (молодежи) на участие в досуговой деятельности. Это этап педагогического обеспечения замысла. Интерес к предлагаемому (выбранному) досугу может угасать, ему необходима поддержка. В качестве приемов такой поддержки используются: разнообразные приемы индивидуального и коллективного приглашения к участию в досуговом мероприятии (билеты, буклеты, программы, письма, открытки и т.п.); разнообразные приемы рекламы (образные объявления, «живая реклама», реклама по школьному радио и телевидению и д.р.); непосредственное приглашение детей (молодежи) организатором досуга с объяснением значения того или иного вида досуговой деятельности для их личностного роста.

Восьмой этап — осуществление замысла, претворение на практике программы, сценария, проекта, разработанных участниками и организатором досуга. Этот этап индивидуального управляющего воздействия. Его ход зависит от творческой основы программы, ее содержания, выбранных места и времени, количества и воспитанности участников и других условий.

Девятый этап - контроль за результативностью реализуемого замысла, за правильностью распределения ролей и т.д. И естественная коррекция всего, что требует такой коррекции: изменение сценария, смена ролей, расширение (или сужение) временного пространства и т.д.

Десятый этап — завершение досугового мероприятия: подведение итогов; анализ (обсуждение, если есть в этом необходимость) результатов; сверка поставленных цели и задач и полученных результатов; оценка творческой активности участников, поощрение; раскрытие секретов, замыслов; принятие творческих решений.

Одиннадцатый этап — последствие: письменный опрос участников, подготовка отчета, выставки. Оценка проведенной досуговой деятельности основывается прежде всего на том — уверены ли участники, что досуг, которым они были заняты в свободное время, для них важен, является главным в конкретный период их жизни.

Методика организации досуговой деятельности детей (молодежи) включает в себя некоторые формы управления поведением участников. К наиболее значимым формам относятся следующие:

  • 1. Созданную опытом организации досуга систему обычаев, через которые участник досуга получает яркие образцы поведения в общности в готовом виде. Эти образцы следует лишь воспроизвести, соблюдая все компоненты и детали обычая, не меняя их.
  • 2. Досуговая общность предлагает индивиду не детальный образец поведения, а лишь некий нравственный ориентир, часто в виде традиций, заповедей, неформальных правил. Участнику досуга необходимо самому применить эти ориентиры в надлежащей ситуации досуговой деятельности, самому решить, как ему следует выполнять ту или иную норму в конкретных обстоятельствах.
  • 3. Общность задает не готовый образец для подражания и не команды для реализации нормативов поведения, а программу, рассчитанную на творческое восприятие и использование. Личная инициатива, свобода выбора, самостоятельность поведения в этом случае абсолютно необходимы. Они есть часть общей программы деятельности общности. Чем сложнее эта программа, тем выше творческая самостоятельность, автономность, гибкость поведения всех участников досуговой программы.

Бакалавр социально-культурной деятельности как участник и организатор досуга детей и молодежи

Владение бакалавром культурой досуга способствует оказанию участнику досугового творчества помощи в осознании себя личностью, в выявлении личностных возможностей. Отношения между организатором и участником досуга в силу различия возраста, опыта, социальных ролей не могут быть абсолютно равными. Но именно относительное равенство устанавливается, прежде всего, в сфере организованного досуга. Бакалаврам социальнокультурной деятельности - организаторам досуга необходимо постоянно изучать смену интересов детей и молодежи, знать любые их интересы, в том числе негативные или сомнительные и, не отвергая их, использовать в качестве «стартовой площадки» в организации разнообразной деятельности, удовлетворяющей и такие интересы. В решении этой задачи могут помочь методы наблюдения, анкетирование, сочинения типа «Мои любимые занятия», интервью и т.д. Анализ собранной информации позволит определить направление досуговой и социокультурной деятельности.

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Социально - педагогические требования к системе организованного досуга.
  • 2. Структура, содержание, виды и формы досуговой деятельности учащихся.
  • 3. Формы досуговой деятельности.
  • 4. Методика организации досуговой деятельности детей и молодежи.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >