Композиционно-драматургические типы хоровых произведений на духовную тематику

Выведенные в I разделе исследования наиболее обобщённые образные универсалии, обозначенные как сферы духовной тематики (сфера скорби, сфера хваления, сфера нравственного поучения), не могут быть изолированы друг от друга. Они активно взаимодействуют, составляя нерасторжимые «сплавы», как правило, в сочинениях многочастных (циклических), в результате чего образуются обобщённые типологические модели композиций с определённой логикой музыкального развития.

С точки зрения современных представлений о музыкальной форме, речь, как правило, идёт о диалектике драматургии и композиции как двух уровней музыкального развития. В качестве основы теоретической концепции идея иерархичности предстаёт в трудах В. Бобровского, где музыкальная форма рассматривается как двухплановая структура, основанная на взаимодействии логико-композиционных и экспрессивно-драматургических функций. Исследователь отмечает, что выбором композиционной модели руководит художественная идея конкретного музыкального произведения, реализация которой осуществляется посредством экспрессивно-драматургических функций, в результате чего можно с полным основанием говорить о тесном слиянии композиции музыкального произведения и его драматургии[1]. «Композиция всегда является “вместилищем” драматургии, тесно слита с ней... Единство композиции и драматургии в конечном итоге и создает всё неисчислимое богатство музыкальных “организмов” конкретных произведений».

Между этими понятиями есть и принципиальные отличия. Несмотря на многообразие толкований, композиция представляет собой важнейший организующий предмет музыкальной формы, придающий произведению единство и цельность, драматургия же в широком толковании - это процесс развёртывания художественного материала в плане образно-смысловых отношений. Примечателен характер соотношения драматургических и композиционных функций. Последние, сохраняя относительную самостоятельность, в конечном счете, служат решению драматургических задач. Этими двумя понятиями как раз и может быть охвачен принцип упорядоченности содержания, особенно его высшей, идейно-образной сферы. В данной работе сделана попытка применить к хоровой духовной музыке теоретический метод В. Бобровского о тесном слиянии композиции музыкального произведения и его драматургии, который в дальнейшем был развит в работах других исследователей. В результате возникла необходимость сделать типологию сложившихся композиционнодраматургических форм на духовную тематику.

В современном духовном творчестве поражает не только яркость и разнообразие лексики музыкального письма современных авторов, но и многоплановость связей, обеспечивающих целостность и органичность произведения. Типы взаимосвязи постоянно переплетаются, накладываются друг на друга, подчиняясь более сложным принципам художественного синтезирования чаще на уровне не музыкально-выразительных средств, а образно-тематических структур, воплощающихся в драматургии крупного плана.

При всём различии конкретных композиционно-драматургических форм, отражающих неповторимость содержания того или иного произведения, в плане образно-смысловых отношений можно отметить устойчивость типологических моделей, обобщённо-универсальных типов музыкальных композиций: 1) монетемсппический (раскрытие единого образа, единой идеи), 2) полите-матический (взаимодействие различных тематических сфер сакральной образности), 3) обрядовый (чинопоследование православных богослужений), 4) сюжетно-повествовательный (наличие определённого повествовательного действия). В данном случае классификация первых двух типов определяется формально-логическими критериями музыкалыю-словестного ряда (то, что непосредственно связано с уровнем композиционным). Два других - обрядовый и сюжетно-повествовательный, которые содержат признаки политематического типа, по содержательно-смысловым критериям и с точки зрения семантики словесного ряда выделяются в отдельные группы.

  • [1] Бобровский В. Функциональные основы музыкальной формы. - М.: Музыка, 1978. - С. 56. 2 Бобровский В. Функциональные основы музыкальной формы. - М.: Музыка, 1978. - С. 77.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >