Введение

В России на протяжении последних десятилетий XX века складывалась особая обстановка, новый психологический климат, когда в поисках общечеловеческих ценностей наблюдался бурный рост общественного интереса к религиозной вере, к духовным идеалам и ценностям, которые ей присущи. С середины 1980-х годов было положено начало процессу изменений в отношениях государства и церкви, который особенно интенсивно стал развиваться в связи с празднованием 1000-летия Крещения Руси.

Директивный атеизм сменился убеждением, что единственный источник и оплот подлинной духовности есть вера в Бога, при этом материалистическое мировоззрение потерпело историческое поражение. Речь идет о реальном духовном переломе, который можно обозначить как «религиозное возрождение России». Именно поэтому осмысление категории «духовность» и связанных с ней понятий к концу XX века становится необходимым, одним из самых актуальных требований общественной жизни.

В философии XX века «духовность выступает как способность человека к трансцендированию наличной действительности», а именно как вера в существование высших трансцендентных начал, непостижимым, таинственным образом связанных с отдельной человеческой душой и направляющих личность в её реальном, земном существовании[1].

Осознавая всю глубину обозначенного понятия, в рамках данного исследования оно ограничивается религиозным началом, церковной сферой. Именно к такой трактовке духовности тяготел В. Даль, определяя им «...всё относящееся к Богу, церкви, вере, всё относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум, воля».

В условиях повышенного внимания к духовному росту человеческой личности, к восстановлению духовных традиций в формировании национального мировоззрения в конце XX — начале XXI века особенную актуальность приобретает изучение отечественной культуры через приобщение к искусству на религиозную тематику. Христианское вероучение до сих пор не утратило своей огромной воспитательной ценности благодаря глубокой нравственности религиозных заповедей, изначальной обращенности к человеческой душе, возвышенной красоте ритуалов и обрядов.

Зарождение духовной линии творчества с середины 1960-х годов в России (поначалу в скрытых, завуалированных формах), особенно ярко заявившей о себе в 1980-е годы, совершенно основательно можно назвать «духовным Ренессансом». О данном процессе свидетельствуют многие музыковеды. Так, например, Л. Раабен пишет о том, что «самым ярким показателем духовного Ренессанса явилось обращение композиторов к религиозной тематике, сопровождавшееся постановкой сложных мировоззренческих вопросов. Тяга к рели-

гии уже в полной мере обозначила остроту общественного кризиса сознания, заставившего в христианском вероучении искать утерянную жизненную опору»[2]. Н. Гуляницкая в своей статье «Заметки о стилистике современных духовно-музыкальных композиций» также подчеркивает аспект воскрешения заживо похороненного: «Многие десятилетия забытая (и “забитая”), оттеснённая (и “запрещённая”) православная музыкально-художественная традиция стала не постепенно и локально, а бурно и повсеместно возрождаться».

Такой прорыв духовных устремлений, который наметился как в общественной социальной жизни, так и в музыкальном искусстве в частности, является попыткой обретения утраченных нравственных устоев, которые для многих видятся прежде всего в основах религиозных учений.

Современная теория, раскрывающая проблемы музыкальной христианской культуры конца XX века, только начинает формироваться и утверждаться. Следует отметить, что возрождение ни одного другого жанра не сопровождалось разнообразием подходов, а самое главное - напряжёнными дискуссиями и спорами, где в центре внимания оказались не только внутримузыкальные проблемы, но неизбежно вовлекались проблемы собственно религиозные, богословские. Каждый исследователь по-своему находит объяснение тех процессов, которые происходят в современном духовно-музыкальном творчестве, в соразмерности с его собственным видением данной проблемы. Особого внимания заслуживают работы Н. Гуляницкой, А. Ковалёва, Ю. Паисова, Н.В. и Н.П. Парфентьевых, Т. Рожковой, Л. Рязанцевой, И. Степановой, А. Тевосяна и др.

Осознавая неограниченное множество путей и аспектов в изучении духовного музыкального творчества, представленная монография дополняет общую картину современной научной мысли в данной области. Исследование посвящено рассмотрению особенностей развития духовной тематики в русской хоровой музыке конца XX века с точки зрения образно-смыслового содержания на основе теснейшего взаимодействия двух рядов - текстового и музыкального.

Как известно, духовная тематика ориентирована на догматическое богословие (текстовой материал составляют молитвословия из Псалтири, из книг, содержащих полный круг церковных служб). Сакральные тексты, раскрывая обобщённый смысл многозначных образов, отличаются особым образносмысловым содержанием, отражающим определённое духовное состояние сосредоточенности, отрешённости от повседневной суеты перед лицом вечности. Кроме того, духовная тематика рассматривает и общечеловеческие этические ценностные ориентиры, нравственно-духовные основы человеческого бытия. Художественное воплощение подобных идей разрабатывается в светских поэтических формах (народная религиозная поэзия, авторские сочинения). Несмотря на такое многоразличие художественных позиций, глубина образной структуры духовной тематики связана с приобщением к пониманию сверхъ-

естественных истин, к той трансцендентной глубине, которую порой очень трудно выразить словами.

Духовный текст - область не очень открытая. Имея сакральную, символическую направленность, он требует определённых пояснений, поэтому музыкально-художественный анализ современных интерпретаций будет предваряться рассмотрением текстовой канвы, как основной «первичной модели содержания».

Для выявления особенностей развития духовной тематики в русской хоровой музыке конца XX века в качестве конструктивного подхода выбирается типологический способ исследования, который даёт возможность упорядочить эмпирическое многообразие объектов посредством разделения их на группы, отвечающие определённым содержательным признакам. Типологические исследования, которые особенно распространены в других областях научного знания (лингвистика, социология, биология и т. д.) подтвердили универсальный характер такого подхода, так как всякий познавательный процесс в определённой степени связан с необходимостью систематизации изучаемых явлений.

Смысловой аспект духовных текстов рассматривается исключительно в богословской литературе, в систематических трудах по истории русского церковного пения, в трудах по литургике. Так, например, известна содержательная классификация церковных песнопений И. Гарднера, в соответствии с которой различают: песнопения догматического характера, песнопения повествовательно-исторического характера, песнопения нравственно-дидактического характера, песнопения созерцательного характера, песнопения, сопровождающие то или иное литургическое действие, «гимны-песнопения ясно выраженного славословного (доксологического) и евхологического (молитвенного) характера»[3] . Архимандрит Киприан (Керн) отмечает, что псалмы у древних иудеев делились по своему содержанию на псалмы хваления, покаяния и молитвенные . В тол-ковой Псалтири современного издания представлена следующая классификация: псалмы хвалебно-благодарственные, молитвенные и учительные, выделяя «во внимание к важности содержания, ещё псалмы мессианские в отдельную четвёртую группу».

Подобный взгляд на содержательный аспект церковных песнопений стал, в определённом смысле, отправной точкой для создания типологии, представленной в данном исследовании. Тем не менее, рассмотрение духовной тематики в рамках светского музыкального искусства, где современные композиторы не ограничивают себя только каноническими текстами, вызвало необходимость введения специфической терминологии для обозначения данных тематических граней.

В представленной работе, обращённой к рассмотрению типологии, предполагается выделение в каждой группе наиболее общих доминирующих харак-

теристик, имплицирующих ряд прочих. И если с системной точки зрения все сочинения духовной тематики логически равноправны, так как относятся к одному жанру - хоровому, то по своему образно-смысловому содержанию, раскрываемому в текстах, они заметным образом отличаются друг от друга, определяя индивидуальность каждой модели. Отнесение отдельно взятого сочинения к определённому типу на базе импликационно-типологических данных -это попытка создания целостного взгляда на духовное творчество в хоровом искусстве конца XX века как явление многозначное и развивающееся.

Несмотря на многопредметность содержания духовной музыки, в современном творчестве выявляются наиболее обобщённые образные универсалии, обозначенные как сферы духовной тематики со сравнительно преобладающим характером смысловых позиций: сфера скорби (драматическая, покаянная); сфера хваления (гимническая, благодарственная); сфера нравственного поучения (нравственная, догматическая). Общенаучной предпосылкой изучения сакральных сочинений в рамках обозначенных универсалий является возможность осмыслить многообразие реально существующих образцов как единую, организованную систему.

Совершенно естественно, что обозначенные сферы духовной тематики не изолированы друг от друга. Они активно взаимодействуют и способны составлять нерасторжимые «сплавы». Исходя из этого, сформировалась и структура работы. В первом разделе рассмотрены однородные тематические образования. Во втором рассматривается их сочетание, монтаж, комбинирование в рамках многочастных циклических композиций. В результате выявляются обобщённые типологические модели с определённой логикой музыкального развития - музыкальной драматургией: монотематический, политематический, обрядовый, сюжетно-повествовательный.

Стремление в данной монографии к созданию многосторонней типологии объясняется тем, что, привлекая различные критерии познания, она позволяет охватить различные аспекты духовного творчества, выявляя глубину и многообразие представленной темы. Кроме того, данное исследование помогает расширить представление о тех художественных процессах, которые происходят в музыкальном искусстве конца XX века. Материалы могут быть использованы в различных областях научного знания: музыковедения, истории культуры, а также в учебных курсах: история отечественной хоровой музыки, хоровая литература, история богослужебного пения.

  • [1] Фомина 3. Человеческая духовность: бытие и ценности. - Саратов, 1997. - С. 178 2 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1. - М.: «Русский язык», 1981. -С.503
  • [2] Раабен Л. О духовном ренессансе в русском музыке 1960-80-х годов. - СПб.: «Бланка», «Бояныч», 1998. - С.22. 2 Гуляницкая Н. Заметки о стилистике современных духовно-музыкальных композиций // Муз. академия, 1993. № 4. - С. 7.
  • [3] Гарднер И. Богослужебное пение русской православной церкви. - Т. 1. Московская духовная академия, Сергиев Посад, 1998. - С. 63. 2 Киприан (Керн), архимандрит Литургика (гимнография и эоротология). - М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 2000. - С.22. 3 Толковая Псалтирь с подстрочным комментарием и краткой историей. - М.: Фавор - XXI, 2003. - С. 47.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >