Специфика претворения фольклорных традиций

Характерной чертой музыки Зубицкого является его постоянное обращение к фольклору - украинскому, русскому, болгарскому, румынскому. Фольклорные «родники», с одной стороны, питают и обогащают речь композитора, с другой - приобретают совершенно иные формы своего звукового воплощения, получают в своём изменённом качестве буквально новую жизнь. Художественный безукоризненный такт, с которым Зубицкий соединяет традиционные и новейшие средства музыкальной выразительности с национальными чертами, отличает все его сочинения на фольклорной основе. Благодаря синтезу интонационных первооснов и характерных для народной музыки ритмических схем, а также блестящей композиторской технике были созданы качественно новые фольклорные образцы: Карпатская сюита, Вторая соната, Болгарская тетрадь, Детские сюиты, Соната «Fatum», хоровые и инструментальные концерты и многие другие сочинения. Интонации украинского фольклора эпизодически слышны и в музыке с характерными элементами, присущими танго и джазу: Концерт для баяна, скрипки, виолончели и фортепиано с камерным оркестром «Экспресс-танго», ибо «всё талантливое в джазе дружит с народным искусством, классикой и большой современной музыкой» [77, с. 77].

Несомненно, что именно впечатления из детства, годы учёбы -время становления композитора как музыканта и личности - наложили отпечаток на его музыку и человеческую сущность. Зубицкий с глубоким уважением относится к своему учителю по композиции М. Скорику, на музыке которого он буквально вырос. М. Скорик пробудил у него профессиональный интерес к фольклору. Также под влиянием своего педагога Зубицкий участвовал во многих фольклорных экспедициях в Западной Украине, где открыл пласты совершенно неведомой для себя музыки, давшей большой толчок к творчеству. В те же 70-80-е годы, по воспоминаниям Владимира Даниловича, он попал в счастливую пору разгара новой фольклорной волны, движимой Щедриным, Тертеряном, в какой-то мере Канчели, Станковичем, прибалтийскими композиторами; это было невероятное богатство,

1

дающее возможность совершенствовать технику письма: «Фольклор, как и живой национальный язык - это наш с вами воздух; без него мы просто задохнёмся в “стерильности”. Это - наши истоки. Любой мыслящий человек должен знать свою историю, культуру. Потом, мы, композиторы, тоже люди, т.е. дети природы: мы выросли на этой земле, с молоком матери впитывали всё, что сейчас называем родиной. Мышление, язык, природа, люди, которые нас окружают, - всё это формирует наше сознание; мы не можем и не должны отрываться от своих корней»

Творчество композитора Владимира Зубицкого находится в тесной взаимосвязи с традиционной культурой той среды, в которой проходил процесс формирования его как художника. Одновременно его музыка интернациональна по своей сути, поскольку фольклор как идентификационное свойство одного этноса всегда находит свои проявления в музыкальных традициях другого народа. Не случайно в музыке Второй сонаты мы можем услышать характерные мелодические и ладогармонические образования, свойственные восточным и южным славянским культурным общностям.

В сочинениях на народной основе Зубицкий, как правило, избегает прямого цитирования аутентичных мелодий, предпочитая организовывать тематизм путём синтеза типичных фольклорных оборотов и индивидуальных методов темообразования. Так, в Карпатской сюите в основу интонационного материала положен мелос восточных славян, во Второй же сонате многоликий национальный колорит разнохарактерного тематизма вплетён в драматургически целостный музыкальный замысел. В обозначенных выше произведениях фольклорные элементы проявились в синтезе ладовых особенностей, песенной мелодике, в танцевальной экспрессии, изощрённой ритмике, присущих традиционной культуре.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >