Стилевые особенности музыки Владимира Зубицкого

В отечественной баянной музыке XX-XXI вв. совершенно отчётливо прослеживается ряд стилевых направлений: фольклорное, камерно-академическое и эстрадно-джазовое. Исторически они неразрывно связаны с рядом аспектов: 1) с образовательным - со времени открытия в 20-30-х годах XX века в музыкальных учебных заведениях народных отделений, ориентированных на профессиональное обучение, до вхождения в полноценную многоступенчатую образовательную систему (детская музыкальная школа - музыкальное училище - высшее учебное заведение - аспирантура); 2) конструкционным - постепенное совершенствование инструмента (от трёхрядного баяна с готовой левой клавиатурой до концертного 5-6-рядного многотембрового готово-выборного); 3) с репертуарным -от обработок народных мелодий, выполненных самими исполнителями, до разножанровых сочинений профессиональных композиторов; 4) с социально-эстетическим - воплощение в музыке самых разнообразных идей (от абстрактных и обобщённых до интимно-личных и философских).

В целом, можно констатировать, что развитие любого искусства в XX веке происходило на «повышенных скоростях», что не могло не отразиться и на народно-инструментальной сфере. В данном контексте имена таких композиторов 30-50-х годов, как И. Паницкий, Н. Чайкин, Ю. Шишаков, А. Холминов, 60-х - нач. 70-х -В. Подгорный, К. Мясков, Г. Шендерев, А. Тимошенко, А. Репников, Вл. Золотарёв, а затем В. Зубицкий, В. Семёнов, можно рассматривать как своеобразные «мини-эпохи» баянной истории. Причём отдельную страницу в стилевое многообразие баянного искусства вписали композиторы А. Кусяков, С. Губайдулина, К. Волков, Г. Банщиков, Е. Подгайц и др.

С одной стороны, общность стилевых признаков композиторов-баянистов была заключена, прежде всего, в самих исторических и социальных условиях, с другой - творчество каждого художника сугубо личностно и обусловлено совокупностью личного мировоззрения и конкретного творческого метода. Каждому индивидуальному композиторскому стилю присущи свой типичный тематизм (тема в музыке, по меткому определению С. Скребкова, - «звучащая музыкальнообразная мысль»), музыкальный язык, характерные композиционные структуры и драматургическая концепция. Выявлению данных параметров в музыке В. Зубицкого и посвящены последующие подразделы книги.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >