Введение

История музыки помнит и бережно хранит имена музыкантов, повлиявших на мировую культуру, а также располагает примерами удивительного единства казалось бы несовместимых вещей, доходящего порой до гениальной иронии Музы. Так, стихи известного музыкального критика XIX века Релыптаба, оппонента Шумана в литературных публикациях, положены на музыку Шубертом. Композитор -ярчайший представитель романтизма, автор стихов - категорический противник этого направления в искусстве; благодаря такому «несовместимому единству» мир узнал Серенаду, одно из самых известных сочинений Шуберта. Пианисты нередко утверждают, что фортепианные миниатюры Чайковского недостаточно «пианистичны», но в то же время Игумнов и другие выдающиеся исполнители убедительно опровергают это мнение. В свою очередь, в музыке прочно и обоснованно закрепился эталон определённых «пианистичных» композиторов (Шопен, Лист, Скрябин), композиторов-симфонистов (Бетховен, Чайковский, Шостакович), мастеров полифонии (Бах, Регер) и т.д., которые ощущали особенности музыкального инструмента и музыкальной ткани не только с точки зрения рационального, выдающегося профессионализма, но и на уровне гениальной интуиции, что позволило говорить о них как о музыкантах-эпохах.

Если рассматривать баянный репертуар в этом широком ракурсе, то прежде всего следует отметить молодость инструмента. Но, несмотря на данный факт, репертуар, созданный за последние 50-60 лет, уже позволяет делать выводы о перспективах его развития в дальнейшем, а этот полувековой промежуток условно можно соотнести с небывалым расцветом музыкальной культуры в России в течение всего XIX века. Конечно, баянная музыка ещё находится в поисках своих создателей и жанровых путей, но говорить о современных композиторах, пишущих наиболее «баянную» музыку, думается, есть уже все основания.

Имя украинского композитора-баяниста Владимира Зубицкого не нуждается в представлении. Начиная с «Карпатской сюиты» (1975), которая буквально ворвалась на конкурсно-концертную эст-

1 Известна беспрецедентная история презентации Карпатской сюиты в 1975 году на международном конкурсе «Кубок мира» (Хельсинки), когда по понятным в то время тактическим соображениям автором сюиты был заявлен композитор М. Скорик (и это тоже своего рода ирония той же Музы). раду, музыка Зубицкого с её ярким украинским колоритом, с атакующе оркестровым джазовым напором, с элегантными и изысканными кружевами в стиле варьете прочно заняла достойное место в репертуаре баянистов.

Нередко исполнителю пианисту или скрипачу задают вопрос: почему его выбор пал на ту или иную пьесу? Ответ, как правило, бывает всеобъемлющ, и в нём присутствуют аргументы как личного характера, говорящие о пристрастиях самого исполнителя, так и объективного, выражающиеся в уже установившихся взглядах на ценность данной музыки; т.е. речь о том, «звучит» это сочинение на инструменте или нет, не идёт, поскольку этот богатый высокохудожественный репертуар создавался и выкристаллизовывался в течение нескольких столетий. В случае же с баянной музыкой по сей день актуальным остаётся вопрос о природном, естественном звучании инструмента. В 70-80-х годах прошлого века к баяну проявляют интерес профессиональные композиторы, но «многие произведения, созданные профессионалами, грешат либо тем, что они, из-за недостаточного знания их авторами всей специфики выразительных средств инструмента, не ставят по-настоящему развёрнутых исполнительских задач и ограничиваются лишь “общим планом”, либо тем, что эти произведения, при наличии заключённых в них глубоких замыслов, находятся за пределами “фактурного благополучия”» [7, с. 10]. Именно в эти годы Владимир Зубицкий - выпускник Киевской консерватории (по классу баяна В.В. Бесфамильнова, композиции М.М. Скорика и дирижирования В.Б. Гнедаша[1]) - обращает на себя внимание сразу несколькими яркими крупными сочинениями, которые прочно входят в концертный репертуар баянистов (Карпатская сюита, Соната № 1, Partita concertante № 1 in modo di jazz-improvvisazione, Траурная музыка памяти Вл. Золотарёва, Детские сюиты).

В чём же причина такого всплеска внимания к молодому композитору? Безусловно, впечатляет необычайное тембровое разнообразие, богатое содержание, фактурная ясность, филигранная отточенность формы, но самое главное - музыка Зубицкого на баяне «звучит». И это самый убедительный аргумент, говорящий «в пользу» композитора, который со своим инструментом состоит в особом духовном «родстве», сродни тому, как чувствовали фортепиано Шопен и Скрябин. Думается, что именно данное обстоятельство привлекло внимание баянистов к этой свежей, поистине вдохновенной музыке.

Прежде всего, в ней ощущается естественная природа самого инструмента, не вызывающая тембровой и фактурной неопределённости, и, в свою очередь, композиторский профессионализм вкупе с богатейшей духовной сущностью самого автора обусловливают её полноценность с художественной точки зрения.

По словам самого композитора, ещё в годы учёбы сильнейшее впечатление на него произвела музыка Владислава Золотарёва[2]: «...во мне всё тогда перевернулось. Я открыл для себя новый инструмент, совершенно новый, крайне необычный образный мир... Меня просто потряс философский монументализм этого автора. Я понял, что благодаря музыке Золотарёва являюсь счастливым свидетелем зарождения баяна как академического инструмента» [27, с. 7]. Через несколько лет из-под пера молодого композитора выходит Первая соната (1978), в которой ощущается влияние Вл. Золотарёва. Но в этом ярком сочинении уже совершенно ясно проступают характерные черты Зубицкого-композитора: узнаваемая лейтгармония, развитые тембровые комплексы, специфический тема-тизм и другие формообразующие компоненты, которые сообщают произведению внутреннюю динамику, энергетический потенциал и делают логичным музыкальное построение. Словом, после Карпатской сюиты и Первой сонаты композитор Владимир Зубицкий стал «узнаваемым».

Актуальность данного исследования заключается в назревшей необходимости подведения своеобразного итога в развитии значительного пласта современной инструментальной музыки, созданной композиторами-баянистами, среди которых весьма значительное место занимает Владимир Данилович Зубицкий. На сегодняшний день им созданы интереснейшие образцы в разных жанровых направлениях. В фольклорном - это, прежде всего, ставшая уже баянной классикой «Карпатская сюита» и одно из самых масштабных сочинений в баянной литературе - Соната № 2 «Славянская»; совершенно уникальные по своим тембровым находкам и фактурным решениям две Концертные партиты (in modo di jazz-improvvisazione) и целый ряд джазовых пьес; в камерно-академическом направлении - экспрессивная Соната № 1 и Траурная музыка памяти Вл. Золотарёва - потрясающая по своему трагизму картина. Данный перечень продолжают миниатюры, сюиты, ансамблевая музыка, пьесы в стиле варьете, концер-

ты для баяна, оперы, сочинения для хора, оркестра и т. д. Словом, охват впечатляющий. Что касается новаторства в баянной музыке, то следует отметить редкую авторскую изобретательность, особо проявившуюся в настоящих тембровых «открытиях», которые позволяют говорить о назревшей потребности в постановке вопроса о тембровой драматургии в музыке для баяна вообще.

Немаловажен и тот факт, что различный уровень технической сложности произведений Зубицкого позволяет исполнять их на всех этапах музыкального образования, а также на исполнительских конкурсах регионального, республиканского и международного уровня. Баянная музыка Зубицкого уже более 30 лет занимает заметное место в репертуаре известных отечественных и зарубежных исполнителей, среди которых Ю. Сидоров, В. Романько, Ю. Фёдоров, С. Войтенко, Л. Кастаньо (Испания), трио баянистов «Vladislav Zolotarev» (Италия) и др. На международных конкурсах многократно его произведения исполнялись в качестве обязательных. К композитору поступают специальные заказы от немецкого издательства «Ralf Jang».

Значителен вклад В. Зубицкого в музыкально-общественную деятельность: он был идейным вдохновителем Украинской ассоциации баянистов-аккордеонистов, которую возглавлял 10 лет; инициировал проведение на Украине ряда крупных фестивалей и международного конкурса «Кубок Кривбаса». В настоящее время В. Зубицкий является членом оргкомитета и председателем международного конкурса баянистов-аккордеонистов в Италии «Премия города Ланчиано».

Материалом исследования являются наиболее показательные в стилевом отношении сочинения для баяна, которые наиболее ярко раскрывают феномен композиторского мышления В. Зубицкого: Вторая соната «Славянская», Первая и Вторая партиты в джазовом стиле. Также в крут исследуемой проблематики входят Траурная музыка памяти Вл. Золотарёва, Мадригал, Первая соната, Карпатская сюита, Болгарская тетрадь, соната «Fatum» и др. Помимо этого, исследование касается и других областей творчества Зубицкого, проводятся аналогии с его хоровыми произведениями, инструментальными концертами и камерной музыкой.

Учитывая своеобразие и оригинальность творчества Зубицкого, было бы затруднительным проведение полноценного исследования без сведений, полученных автором монографии в многократных личных беседах и переписке с Владимиром Даниловичем.

  • [1] Кроме вышеназванных педагогов, своими «духовными наставниками» В. Зубицкий считает Е. Станковича, И. Стравинского, Б. Бартока.
  • [2] Владислав Золотарёв (1942-1975) - композитор, автор многочисленных произведений для баяна, симфонического оркестра, хора, фортепиано.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >