Введение

Процесс интенсивных преобразований современного музыкального языка в оригинальных произведениях для баяна, активизировавшийся в последней трети XX века, продолжился в XXI столетии. Он отразил общее направление изменений в общеевропейской системе выразительных средств академической музыки. Трансформации подверглась система привычных интонационных и функционально-гармонических тяготений, модифицировались средства музыкального языка - мелодия, гармония, ритм.

В этих условиях приобретенный ранее исполнителями опыт интерпретации композиционных структур и заключенного в них жанрово-стилевого, интонационно-образного содержания в контексте выразительных средств современного музыкального языка начал терять привычную для их истолкования опору. Сложность воспроизведения и восприятия выразительно-смысловых значений инновационных элементов языка компенсируется привычной семантикой содержательных, формообразующих и коммуникативных средств исполнительского и композиторского мастерства, сложившихся в предшествующей музыкально-исполнительской практике. К их числу принадлежат и средства артикуляции на баяне, к которым прежде всего относятся исполнительские приемы и штрихи. Из них даже теоретически невозможно полностью исключить и некоторые другие средства выразительности: динамику, тембр, темп, агогику, ритм, которые формируются в многолетней художественно-творческой практике. Однако в ряду средств музыкального языка приемы управления звукообразующими устройствами инструмента и штрихи занимают первостепенное место, и от них в большой степени зависит качество музыкального произношения.

Если к настоящему времени содержательные, формообразующие, коммуникативные функции динамики, тембра, темпа, ритма, метра, фактуры изучены и достаточно подробно описаны в специальной литературе, то средства артикуляции не получили аналогичной всесторонней разработки. «В музыковедении, - пишет В. Максимов, - множество сторон проявления артикуляции в теории и практике создавало довольно пестрое представление о предмете в целом, сотканном из сложного переплетения различных по составу «материалов» - технологических, педагогических, психологических, физиологических, математических, акустических, логических ...» . Многие вопросы теории остаются дискуссионными, отдельные положения в результате активно развивающейся практики исполнительства утратили свою значимость. Поэтому актуальным представляется обоснование роли артикуляции баяниста в универсальной системе выразительных средств музыкального языка.

Обращение к данной проблеме определяется необходимостью анализа артикуляции на баяне как целостного образования, выделения в ней отдельных составляющих и сравнительного изучения существенных признаков, связей,

1 Максимов В.А. Баян. Основы исполнительства и педагогики. Психомоторная теория артикуляции на баяне. СПб.: Композитор, 2004. С. 31-32. функций, отношений, уровней организации с конечной целью определения их места в структуре средств музыкальной выразительности.

Ракурс рассмотрения артикуляции баяниста в контексте традиций инструментальных культур академического направления обусловливается несколькими причинами. Во-первых, общностью закономерностей академизации музыкального искусства, присущих различным направлениям инструментального творчества, в том числе и исполнительству на баяне. Первоначальное освоение норм профессионального музыкального произношения и дальнейшее формирование оригинальных исполнительских навыков игры на баяне происходило именно под влиянием ранее сложившихся классических школ игры на органе, фортепиано, струнно-смычковых, духовых инструментах и в пении. Музыканты этих специальностей зачастую являлись и непосредственными руководителями процесса подготовки будущих баянистов. Поэтому и в период становления, и в процессе последующего развития профессиональной культуры исполнителей на народных инструментах их влияние имело решающее значение для формирования современного облика исполнителя.

Во-вторых, взгляд на артикуляцию баяниста в контексте академического инструментально-исполнительского искусства обусловлен специфическими артикуляционно-произносительными особенностями клавишно-пневматических инструментов, обладающих широкими функциональными и темброво-фактурными возможностями, множественностью способов формирования звука. Напевность и бесчисленная палитра различных оттенков звучания, динамическая подвижность филировок, обилие приемов атаки звука позволяют воспроизводить на баяне интонационную выразительность человеческого голоса, акустические и фонетические характеристики звучания многочисленных классических музыкальных инструментов. Неограниченные технические и художественно-выразительные возможности баяна позволяют говорить о нем как о самодостаточном музыкальном инструменте, способном к интерпретации огромного разнообразия содержания академической музыки.

В-третьих, произносительный потенциал баяна позволяет исполнителю успешно воспроизводить звуковую систему музыкального языка различных стран, народов, эпох, направлений, школ, композиторов. Сольная, ансамблевая и концертмейстерская практика исполнения монодийной, гомофонной и полифонической музыки формируют различный артикуляционно-произносительный опыт профессионального баяниста, который невозможно дистанцировать от музыкального опыта классических инструментальных культур академического направления. Исполнение музыки, разнообразной по содержанию и жанровоинструментальным, жанрово-стилевым признакам, способствует формированию у баянистов имманентного артикуляционно-произносительного опыта, формирующегося и развивающегося в контексте общих закономерностей эволюции музыкального языка и речи.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >