Э. ЛЕКУОНА «МАЛАГЕНЬЯ»

Эрнесто Лекуона (1895-1963) - самый выдающийся и одарённый кубинский композитор первой половины XX века. Практически каждое его произведение, будь то танцевальная композиция или рапсодия для фортепиано и симфонического оркестра, это настоящий маленький шедевр. Лекуона часто обращался к испанскому фольклору, черпая там вдохновение. Ярким примером является его «Андалусская сюита», в состав которой он ввёл и традиционную «малагенью». Своим названием пьеса обязана городу Малага из южной провинции Испании. Эта песня (и танец) свободного характера являет одну из многочисленных форм фламенко. Популярность Андалусской сюиты стала такова, что «малагенья», вошедшая в эту сюиту, была аранжирована для испанской гитары и стала чрезвычайно популярна в среде гитаристов.

В сборнике произведение представлено в варианте для аккордеона и оркестра народных инструментов. Следует отметить, что в партитуру введены партия трубы, литавр и кастаньет. Кастаньеты являются непременным атрибутом ритмического аккомпанемента танца фламенко. Такое дополнение обогащает её художественно-образное содержание, наполняет новыми красками и придаёт неповторимый испанский колорит.

Пьесу открывает мощное, экспрессивное оркестровое вступление на два forte, с первыми звуками которого сразу попадаешь в атмосферу Испании. Взлетающий и нисходящий пассажи у всего оркестра, трели, подвижный темп, интенсивность звучания и обязательная синхронность исполнения потребуют от оркестрантов и дирижёра большой самоотдачи, мастерства и кропотливой проработки при разучивании. В партии аккордеона могут возникнуть проблемы с «триольными» терциями в 9 и 16 тактах. Чтобы их упростить, как вариант, можно играть только первую терцию триоли, в остальных сохраняя лишь верхний голос, применяя чёткий, активный штрих non legato.

С первой по пятую цифры единое непрерывное фактурное развитие темы от двух piano, до двух forte, с кульминационной вершиной на первую долю пятой цифры. Здесь очень неудобные, сложные пассажи у солиста. Нужна тщательная, скрупулезная работа, чтобы их сыграть. Необходимо проигрывать их в медленном темпе по группам (квинтолям), с опорой на сильную долю (первую ноту до диез) в каждой группе. При этом «готовить» третий палец, делать им заранее замах на первую ноту следующей квинтоли, помогая запястьем, поворачивая (выворачивая) его, то есть, нажав первым пальцем ми диез, третий должен быть уже на до диезе. Рука и запястье при этом должны быть свободными.

Шестая и седьмая цифры - величественная и торжественная песнь испанских цыган. С восьмой цифры начинается танец, который, постепенно набирая темп, становится всё более зажигательным и страстным. Это очень ответственное место требует дополнительных усилий дирижёра и оркестра. Необходимо сразу взять точный темп, аккомпанемент должен быть предельно чётким, упругим и «жёстким», поскольку он является главной основой всего эпизода. В партии солиста все триоли желательно играть с первого пальца, это обеспечит качественный чёткий штрих, соответствующий характеру музыки. Темп в десятой цифре хотелось бы разогнать до максимально возможного и «выйти» на мощную кульминацию с завершающим аккордом. И потом обязательно нужна большая «цезура», необходимо услышать полную «тишину» перед речитативом солиста.

За шесть тактов до 12 цифры у солиста очень выразительный эпизод, эмоционально-чувственное содержание которого необходимо осознать, услышать и «прожить». Это своеобразная имитация надрывного плача цыгана. И снова движение, рождающееся как бы из «ничего» и превращающееся в стремительный и грандиозный, завораживающий вихрь-пляску. По такому, отвечающему фламенкийской традиции, принципу (танец - песня) строится вся пьеса, с присущими ей яркими динамическими и темповыми контрастами. Очень бурный, энергичный финал пьесы становится настоящим апофеозом этой праздничной феерии испанских напевов.

Оркестровка представляет определённые сложности в исполнении, и художественные, и технические, и темповые, потому необходимо повышенное внимание и концентрация на протяжении всей пьесы.

МАЛАГЕНЬЯ

Э. ЛЕКУОНА аранжировка Б. Арона

Да. 1-11

Дб.

Фл.

пик.

Фл

Гоб

Труба

Б-н I

Б-н II

Б-н 111

Б-н

бас

Каст.

Тар.

Буб.

Лит-ры

Гусли

Акк.

Б-ка

пр.

Б-ка

сск.

Б-ка

альт

Б-ка к-бас

18

А г »* >

Comodo

Да. I-II

Лб.

Фл.

пик.

Фл.

Гоб.

Труба

4м - й - ^ - й - й - I -

pizz.

Р

Б-н I

Б-н II

Б-н III

Б-н

бас

Каст.

Тар.

Буб.

Лит-ры

Гусли

Акк.

Б-ка пр.

Б-ка сек.

Б-ка альт

Б-ка к-бас

fp

II II

44

f8# s>

j Д*м ?•••• ? j7j-4=jj

i - i - i—-—--—i— — 8

>.

g r.rNTr 8г

pizz.

:>? »?

27

Дм. I-II

Да. HI

Д-б.

Фл. пик.

Фл.

Гоб.

Труба

Б-н I

Б-н II

Б-н III

Б-н

бас

Каст.

Тар.

Буб.

Лит-ры

Гусли

Акк.

Б-ка

пр.

Б-ка сек.

Б-ка альт

Б-ка к-бас

Д м Ml

Да Ml

Дб.

Фл.

пик.

Фл.

Гоб.

Труба

Б-н 1

Б-н II

Б-н III

Б-н

бас

Каст

Тар.

Буб.

Лит-ры

Гусли

Акк.

Б-ка пр.

Б-ка сек.

Б-ка альт

Б-ка к-бас

Дм l-II

Д а HI

Д.б.

Фл. пик.

Фл.

Гоб

Груба

Б-н I

Б-н II

Б-н III

Б-н

бас

Каст.

Тар.

Буб

Лит-ры

Гусли

Акк.

Б-ка

пр.

Б-ка сек.

Б-ка альт

Б-ка к-бас

61

тр

Д м. I-II

Да 1-11

Лб

Фл пик.

Фл

Гоб.

Б-н I

Б-н II

Б-н III

Б-н бас

Каст.

Тар.

Буб.

Лит-ры

Гусли

Акк.

Б-ка пр.

Б-ка сск.

Б-ка альт

Б-ка к-бас

67

69

[_______

II

тт~г г~

>?

>• IgA .* A fU

>?

ITTTT1

Isa г а Г

>?

? Jff

Г 1 1

>•

Il if

>•

r i

>-

11 ~t ~r

II

—1—1—1—1—

н—1—i—1—

1—1 I 1—

±±±

1 II

1 е--2—

ff л *

п—"—‘—

Ц—2—2—

n—"——

II

II

> >? >

J JJ

JJ i

jJlJ

» >• Ш-

-4—

J—JJ

'^ff

J__i J

>>

1 1 J

>•

*>: i -n-l i i

|J A A I

>•

-------ff

I ::li. a и a

L|t t |> >=F=|

A

  • - ---r A
  • 1 >?

— 4И--e-4—-

>?

J----f—-

г r r ;

-------л-

i* * st

>?

J_e—e

73

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >