«Богословский текст» в русской поэзии второй половины XX века

...И Бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь и внемли, Исполнись волею Моей, И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

А.С. Пушкин «Пророк»

Логика искусства есть логика религии

В.В. Вейдле «Умирание искусства»

В современном филологическом и философском дискурсе значительное место занимает духовно-эстетический аспект анализа отечественной литературы. Такой подход представляется методологически обоснованным, более того - необходимым, без него русская литература будет понята неадекватно и представлена искажённо. Один из крупнейших богословов Русского зарубежья о. Александр Шмеман в одной из радиобесед о русской литературе говорил: «Подспудная религиозность русской литературы является ее объединяющим принципом и началом. Историки литературы и литературоведы без конца спорят друг с другом, распределяют писателей, поэтов по категориям, изучают различные школы, влияние одних писателей на других и так далее, и все это, должно быть, очень полезно, очень нужно, но если, помимо всех этих классификаций, существует еще и русская литература как целое, как некий мир, в который можно войти, в котором можно жить, у которого свой неповторимый и единственный воздух, то это потому, что всю ее, эту литературу, связывает воедино вот эта подспудная тема: “О Боге великом он пел, и хвала его непритворна была”». Современный исследователь русской литературы И. Есаулов пишет: «К сожалению, нужно признать, что истории русской литературы как научной дисциплины, которая бы хоть в какой-то степени совпадала в своих основных аксиологических координатах с аксиологией своего описания, пока ещё не существует». И. Есаулову вторит ведущий современный пушкинист В. Непомнящий: «Нужна духовная история русской литературы, которая может составить основу для целостной концепции русской культуры как мирового феномена и тем самым -для осмысления нашего духовного пути. Такое осмысление невозможно <...> вне соотнесения с вероисповедной природой «русской духовности»

1

Есаулов И. Литературоведческая аксиология: опыт обоснования понятия. // Евангельский текст в русской литературе XVII-XX веков. - Петрозаводск, 1994. С. 382.

(без лобового же, конечно, сталкивания светской культуры с догматикой, понятой как буква)»1.

Важность «духовного» подхода при изучении отечественной словесности прекрасно осознавалась русскими религиозными философами. Так, один из крупнейших русских мыслителей С.Л. Франк, пристально вглядывавшийся в сущностные основы русской литературы, писал: «Трудно назвать другой такой народ, как русский, вся литература которого ещё в XIX веке была бы посвящена религиозным проблемам. Все великие русские поэты всегда были, как известно, и религиозными мыслителями или занимались богоискательством»[1] . Другой творец русского религиознофилософского Ренессанса Н.А. Бердяев буквально вторил своему философскому собрату: «Великое томление, неустанное богоискательство заложено в русской душе... Вся почти русская литература, великая русская литература, есть жизненный документ, свидетельствующий об этом бого-искании, о неутолённой духовной жажде».

Вообще же постижение литературы через призму христианского мировоззрения глубоко укоренено в отечественной традиции. Достаточно вспомнить имена В. Соловьёва, Н. Бердяева, С. Франка, Н. Лосского,

B. Зеньковского, И. Ильина, С. Булгакова, П. Флоренского, Г. Флоровско-го, Г. Федотова, Ф. Степуна, Б. Вышеславцева, П. Бицилли, В. Вейдле, К. Мочульского, П. Муратова, архиепископа Иоанна Сан-Францисского (Шаховского) и др.

Эта традиция, прерванная в России советским периодом, сейчас возрождается. Представлена она именами С. Аверинцева, В. Бибихина,

C. Хоружего, В. Непомнящего, В. Воропаева, И. Есаулова, В. Лепахина, И. Юрьевой, О. Николаевой, Л. Герасимовой, С. Кековой, О. Седаковой, Н. Ильинской, К. Степаняна, В. Котельникова и многих других.

  • [1] Непомнящий В. Пушкин. Русская картина мира. - М., 1999. С. 488. 2 Франк С. Русское мировоззрение // Франк С. Русское мировоззрение. - СПб., 1996. С. 185-186. 3 Бердяев Н. Русские богоискатели // Бердяев Н. О русских классиках. - М.,1993. С. 260. 4 Можно сказать, что уже сложились «школы» подобной герменевтики художественного текста. Например, Петрозаводский университет постоянно проводит конференции и выпускает сборники научных трудов под общим заглавием «Евангельский текст в русской литературе». В РГГУ И. Есаулов, в МГУ В. Воропаев являются вдохновителями и руководителями «духовно-эстетических школ» анализа русской культуры и литературы. 5 Жирмунская, Т. «Ум ищет Божества»: Библия и русская поэзия XVIII-XX веков. - М., 2006.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >