Основные произведения Е.В.Гохман

Произведения расположены в хронологическом порядке. Приводятся сведения о жанре, исполнительском составе, числе и названии частей, приводятся имена авторов текста, излагается краткое содержание музыкально-театральных сочинений.

К Родине

Вокальный цикл для баса и фортепиано на стихи Назыма Хикмета

  • (1959)
  • 1. К Родине
  • 2. Колыбельная
  • 3. Воспоминание
  • 4. Пятнадцать ран
  • 5. Глаза твои

Соната для фортепиано

(1960)

I. Allegro agitato

II. Andante

III. Allegro molto

Разлука приносит покой

Вокальный цикл для баритона и фортепиано на стихи Рабиндраната Тагора

  • (1961)
  • 1. Что за мотив в моей душе...
  • 2. Я помню...
  • 3. Разлука приносит покой...

Концерт для фортепиано с оркестром

(1962)

I. Allegro та non troppo

II. Andante

Ш. Allegro

Трио для скрипки, виолончели и фортепиано (1967)

I. Allegro agitato

IL Sostenuto

III. Quasi allegretto

Соната для скрипки и фортепиано Одночастная

(1969)

Соната для альта и фортепиано Одночастная

(1971)

Пять хоров на стихи А.Блока

Для хора без сопровождения (1972)

  • 1. Ярким солнцем, синей далью...
  • 2. Травы спят красивые...
  • 3. Свирель запела на мосту...
  • 4. Белой ночью...
  • 5. Навстречу вешнему рассвету...

Испанские мадригалы

Камерная оратория для сопрано, баритона, женского хора и инструментального ансамбля на стихи Федерико Гарсиа Лорки

(1975)

1.

Прелюдия

11.

Чёрные луны

2.

Колокола Кордовы

12.

Эллипс крика

3.

Плач гитары

13.

В башне спящей..

4.

Топольки

14.

Интерлюдия

5.

Колокол ясный...

15.

Ты проснись, невеста...

6.

Лола поёт саэты...

16.

Ночь на пороге...

7.

Моя Андалусия

17.

Апельсин и лимон

8.

Твои глаза

18.

Канцона

9.

Чёрная жандармерия

19.

Расстилается море-время.

10.

Касыда о плаче

20.

Постлюдия

Три вокальные миниатюры для сопрано, флейты и фортепиано на стихи поэтов Возрождения

  • (1976)
  • 1. Сонет (Ф.Петрарка)
  • 2. Канцона (Д.Боккаччо)
  • 3. Рондо (Х.Висенте)

Баррикады

Вокально-симфоническая фреска для баса, хора и оркестра на стихи русских революционных поэтов

(1977)

Импровизации

Концерт для симфонического оркестра

(1978)

I. Интрада

II. Элегия

III. Буффонада

Триптих

для камерного оркестра (1978)

I. Хорал

II. Интермеццо

III. Бурлеска

Цветы запоздалые

Одноактная камерная опера

(1979)

Либретто А.Демченко, А.Романовой и М.Чернышова по мотивам одноимённой повести А.Чехова

Действующие лица

Княжна - сопрано

Доктор - баритон Рапсод - тенор

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОПЕРЫ

Прелюдия (оркестр).

Сцена 1-я. Княжна ожидает Доктора, которому обязана выздоровлением. Ни она, ни пришедший с последним визитом Доктор не решаются открыться в чувстве, возникшем между ними.

Интерлюдия I (Притча о любви).

Сцена 2-я. Доктор лихорадочно обдумывает возможности приобретения дорогостоящего особняка, который придаст его практике солидность, респектабельность. Выход один - выгодно жениться. Если бы Княжна была богата!.. А нет - подойдет любая невеста с хорошим приданым.

Интерлюдия II (Притча о карьере).

Сцена 3-я. Княжна счастлива. Приходила сваха, это ли не доказательство любви Доктора! Грёзы девушки прерывает шум проносящегося мимо свадебного экипажа. В карете жениха - Доктор. Он нашёл богатую невесту. Княжна в отчаянье.

Интерлюдия III (Притча о надежде).

Сцена 4-я. Доктор в тягостных раздумьях. Прошли годы, он богат, знаменит. Но где счастье? Мечты, идеалы, любовь - всё предано в угоду деньгам, комфорту. Входит Княжна, для неё прийти на прием - это единственная возможность увидеть Доктора. Он в смятении: появление Княжны бередит его совесть, к тому же лечение потеряло смысл - болезнь зашла слишком далеко. Под тяжестью мрачных предчувствий у Княжны вырываются слова признания. Доктор поражен глубиной и постоянством её чувства.

Интерлюдия IV (Притча о верности).

Сцена 5-я. Княжна укоряет себя за невольное признание. Приходит Доктор - разуверившийся в себе, он ищет спасение в чувстве, пробудившемся в нём с новой силой. Миг счастья прерывается осознанием непоправимости совершённых ошибок.

Постлюдия. Рапсод, Доктор и Княжна осмысливают происшедшее: «Ему и ей так хотелось жить... но не цвести цветам поздней осенью».

Гренада

Вокально-симфоническая баллада для хора, струнных и ударных на стихи Михаила Светлова

(1981)

Квинтет-буфф

для медных духовых инструментов (1981)

I. Увертюра

II. Вариация

III. Адажио

IV. Вальс

V. Финал

Лирическая тетрадь

Вокальный цикл

для меццо-сопрано и камерного оркестра

  • (1982)
  • 1. Колыбельная (Анна Ахматова)
  • 2. Гальярда (Анна Ахматова)
  • 3. Романс (Анна Ахматова)
  • 4. Экспромт (Саломея Нерис)
  • 5. Баркарола (Марина Цветаева)

Мелодия и Арабеска

для виолончели и фортепиано

(1983)

Последние строфы

Вокальный цикл для тенора и фортепиано на стихи Фёдора Тютчева

  • (1983)
  • 1. Прощальный свет
  • 2. Ночная звезда
  • 3. Последний отблеск
  • 4. Постлюдия

Мошенники поневоле

Одноактная камерная опера

(1984)

Либретто А.Демченко и М.Чернышова

по мотивам одноимённого рассказа А.Чехова

Действующие лица

Захар Кузьмич - тенор

Маланья Тихоновна, его жена - меццо-сопрано

Г р и ш а, их старший сын - тенор

К о л я, их младший сын - дискант

Силантий Самсон ыч - бас

Жан, его сын - баритон

Барышня 1-я- сопрано

Барышня 2-я- сопрано

Человек в спецовке- без пения

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОПЕРЫ

Вступление. Персонажи оперы проходят по сцене в новогодних масках, напоминая цирковой парад-алле. Большие домашние часы бьют 10.00. Коля носится возле них в предвкушении радостей предстоящей новогодней ночи.

Сцена 1-я. Чтобы скоротать время до праздничного ужина, Гриша, Жан и Барышни затевают игру в лото. Силантий Самсоныч, как и подобает значительному лицу, назидательно рассуждает о жизни, а Захар Кузьмич подобострастно вторит ему. Затем они присоединяются к играющей в лото молодежи. Однако игра быстро расстраивается - все изнывают от желания поскорее сесть за стол.

Сцена 2-я. Среди слоняющихся в скуке и безделье только Маланья Тихоновна деловито суетится, накрывая новогодний стол. Она не допускает и мысли, что за него можно сесть раньше двенадцати. Нетерпение выпить первым прорывается у Гриши. Он требует выставить по рюмочке, даже пытается взять кухню приступом, но его с треском выдворяют оттуда. Свидетелями этого происшествия оказываются Силантий Самсоныч и Захар Кузьмич, который сетует на невоспитанность сына. Жан с девушками пытаются развлечься модным заграничным танцем, и теперь Силантий Самсоныч вынужден отчитать своего сына за эксцентричность. Настроение у всех окончательно испорчено.

Сцена 3-я. Гриша в сильнейшем возбуждении ходит перед часами, негодуя на Маланью Тихоновну. Случайное столкновение с часами «высекает» у него идею приблизить желанную минуту - он переводит стрелку на 11.05. Затем возле часов появляется Жан, которому не терпится под предлогом Нового года облобызать Барышень. Его тоже осеняет мысль поторопить время, и он переводит часы на 11.30. Наступает момент, когда и остальным становится невтерпеж, и теперь все открыто выражают своё недовольство задержкой праздничного стола.

Сцена 4-я. Между тем возле часов оказывается Коля, которому хочется проверить, сколько времени осталось до праздника. Заставшему его за этим занятием Захару Кузьмичу кажется, что тот собирался перевести стрелку, и он готов задать сыну трёпку, однако в последний момент меняет решение и собственными руками переводит часы на 11.55. Вот теперь можно встречать Новый год. Общая суматоха. Прибегает к часам и Маланья Тихоновна. Она в ужасе - ведь столько ещё не готово к столу!

Финал. Маланья Тихоновна пытается незаметно передвинуть стрелку назад. Но все видят это и в ответ на подобное коварство поочередно переводят часы на 12.00. Загорается праздничная елка. Персонажи один за другим выбегают на сцену с огромными рюмками. Коля стучит по часам. Из них выходит Человек в спецовке - это он во время спектакля двигал стрелку, имитируя ход часов. Коля подает ему рюмку. Все пьют за Новый год.

Твои шаги

Вокальный цикл

для меццо-сопрано, виолончели и фортепиано на стихи Николая Асеева

  • (1984)
  • 1. Свет мой оранжевый
  • 2. Твои шаги
  • 3. Песнь о Гарсиа Лорке

Сонатина-парафраза для фортепиано и ударных

(1985)

I. Бетховен

II. Моцарт

III. Гайдн и Россини

Четыре романса

для тенора и фортепиано на стихи русских поэтов

  • (1985)
  • 1. Когда я был любим (Василий Жуковский)
  • 2. Проходят часы за часами (Алексей Апухтин)
  • 3. Твои слова (Алексей Апухтин)
  • 4. Когда предчувствием разлуки (Яков Полонский)

Семь эскизов для фортепиано (1985)

I. Semplice (Эпиграф)

IL Con moto (Эпиталама)

III. Piacere (Эпизод)

IV. Nobile (Эпистола)

V. Energico (Эпиграмма)

VI. Con anima (Эпитафия)

VII. Allegramente (Эпилог)

Бессонница

Вокальный цикл для сопрано и фортепиано на стихи Марины Цветаевой

  • 1. Воспоминанье
  • 2. Ах, если бы двери настежь...
  • 3. Соперница
  • 4. В лоб целовать...
  • 5. Два солнца
  • 6. Откуда такая нежность?
  • 7. Дон-Жуан
  • 8. Где-то в ночи...
  • (1988)
  • 9. Вот опять окно...
  • 10. Живу, не видя дня...
  • 11. В огромном городе моём ночь.
  • 12. Прекрасная моя беда
  • 13. Донна Анна
  • 14. Новый год
  • 15. Ночь
  • 16. Свете тихий

Благовещенье

Вокальный цикл для сопрано и фортепиано на стихи русских поэтов начала XX века

  • (1990)
  • 1. Красною кистью (Марина Цветаева)
  • 2. Душа не уснёт в покое (Марина Цветаева)
  • 3. Ветер (Игорь Северянин)
  • 4. Незнакомка (Осип Мандельштам)
  • 5. У меня в Москве (Марина Цветаева)
  • 6. Ах, я счастлива! (Марина Цветаева)
  • 7. В ранний иль поздний час (Марина Цветаева)
  • 8. Что же мне делать? (Марина Цветаева)
  • 9. Отказ (Марина Цветаева)
  • 10. Успенье нежное (Осип Мандельштам)
  • 11. Пасхальный гимн (Игорь Северянин)
  • 12. Благовещенье (Марина Цветаева)

Три посвящения для сопрано, хора и органа

  • (1991)
  • 1. Молитва (Александр Куприн)
  • 2. Аве, Оза (Андрей Вознесенский)
  • 3. Лунная соната (Марина Цветаева)

Вариации (Из детских воспоминаний) Для скрипки, виолончели и фортепиано

(1992)

Гойя

Балет в двух действиях, семи картинах с прологом и эпилогом (1996)

Либретто А.Демченко

по мотивам одноимённого романа Л.Фейхтвангера

Действующие лица

Франсиско Гойя, художник

К а э т а н а, герцогиня Альба

Тореро, друг Гойи

Гранды и грандессы, служители церкви и инквизиции, махо и махи [1], персонажи картин Гойи, его палитра (ожившие краски), уличная толпа, дети.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ БАЛЕТА [2]

В ряде эпизодов участвует хор, артистов которого можно использовать в качестве статистов массовых сцен.

Четыре интермеццо для голоса с оркестром написаны на стихи Федерико Гарсиа Лорки.

Пролог. Гойя со своей палитрой (ожившие краски) начинает «тяжкий путь познания». Из сумрака выступают тени инквизиции.

Действие I

Картина 1. Прием у Каэтаны

№ 1. Сарабанда

Гранды и грандессы на церемонном светском рауте; среди них Гойя, погружённый в свои мысли, чуждый чопорной атмосфере придворного празднества.

№ 2. Каэтана

Бросая вызов условностям, в костюме махи выходит Каэтана.

№ 3. Адажио I

Гости шокированы. В отличие от них, Гойю, напротив, привлекает именно такая Каэтана - живая, раскованная.

Интермеццо I

Мечты и надежды юного Тореро.

Картина 2. Мастерская Гойи [3]

№ 4. У мольберта

Гойя в раздумье перебирает краски своей палитры.

№ 5. Замысел

У него возникает неодолимое желание написать Каэтану.

№ 6. Вдохновение

Гойя лихорадочно набрасывает эскиз за эскизом и, наконец, желаемое достигнуто - манящий образ обрёл себя в красках.

Интермеццо II

Девушки провожают Тореро, вступающего на избранное им поприще.

Картина 3. Коррида

№ 7. На площади

Любители боя быков сопровождают Тореро, который направляется на корриду. Туда же идут Гойя с Каэтаной. Гойя и Тореро обмениваются дружеским приветствием.

№ 8. Дети играют в корриду

На площади остаются дети и те, кому не удалось попасть в цирк. Поощряемые взрослыми, дети изображают бой быков.

№ 9. Заклинатель змей

Пользуясь случаем, свое искусство показывает заклинатель змей (манипуляции танцовщицами). От его магии могут отвлечь только восторженные возгласы, доносящиеся из цирка.

№ 10. Детские шалости

В ожидании окончания корриды дети затевают игры и забавы.

№11. Триумф Тореро

Толпа возвращается с корриды. Все славят своего нового кумира. Гойя обнимает Тореро и представляет его Каэтане.

№ 12. Адажио II

Гойя с Каэтаной остаются на опустевшей площади - они счастливы.

Картина 4. Десница инквизиции

№ 13. Пассакалья

Гойя и Каэтана становятся свидетелями мрачной процессии с осужденными инквизицией.

№ 14. Адажио III

Подавленные тягостным зрелищем, Гойя с Каэтаной пытаются уйти в забытьё лирического томления. Вдохновляемый чувством любви и пренебрегая запретом инквизиции, Гойя задумывает написать «Обнажённую маху».

№ 15. Соглядатаи и доносчики

Гойе кажется, что инквизиция способна проникнуть даже в его потаённые замыслы и вокруг него уже плетут сеть козней.

№ 16. Адажио (продолжение)

Преодолевая сомнения и страхи, Гойя создаёт свою «Обнажённую маху».

№ 17. Молитва

Гойя с Каэтаной возносят к небу молитвы: да минуют их удары судьбы!

Действие II

Картина 5. Таверна

№ 18. Фанданго

Махо и махи проводят в таверне свой вечерний досуг. Здесь же Гойя с Каэтаной.

№ 19. Облава

Появляется Тореро. По ложному доносу его преследует инквизиция. Посетители таверны готовы защитить своего любимца. То же стремится сделать и Гойя. Но только вмешательство Каэтаны, герцогини Альба, заставляет служителей инквизиции отступить.

№ 20. Хабанера

Изгнание преследователей Тореро вызывает у всех чувство гордости и воодушевления.

Интермеццо III

Последняя коррида Тореро. Гойя оплакивает смерть друга.

Картина 6. «Капричос» [4]

№ 21. Вызов в инквизицию

Посыльные извещают Гойю о вызове в инквизицию.

№ 22. Рефлексии

Он в мучительных раздумьях.

№ 23. Гротески

Гойей овладевает страх. Ему кажется, что созданные им образы заодно с инквизицией против него и Каэтаны.

№ 24. Шабаш

Воображению художника рисуется картина дьявольских наваждений.

№ 25. Призрак аутодафе

Гойе чудится, что его осуждают на сожжение. Измученный болезненными видениями, он теряет сознание.

№ 26. Адажио IV

Появление Каэтаны возвращает его к жизни, но её собственные силы на исходе.

Интермеццо IV

Перед Гойей проходят тени утраченных им близких людей - Тореро и Каэтаны.

Картина 7. Прощание с Каэтаной

№ 27. У креста

Траурный обряд погребения Каэтаны.

№ 28. Отчаяние Гойи

Гойя потрясен случившимся.

№ 29. Откровение (Адажио V)

Гойе видится осиянный божественным светом лик Каэтаны.

Эпилог. Видение гаснет. Гойя со своей палитрой (ожившие краски) в окружении призраков инквизиции продолжает «тяжкий путь познания»...

Примечания

  • 1. Махо и махи - кавалеры и дамы из испанской народной среды, ревностно придерживавшиеся исконных нравов и традиций, считавшие себя носителями национального духа.
  • 2. В либретто использованы отдельные моменты первой постановки балета в Саратовском театре оперы и балета (1997 г., хореография В.Бутримовича).
  • 3. В этой картине Каэтана присутствует как видение.
  • 4. Название большого цикла офортов Ф.Гойи, многие из которых навеяны негативными впечатлениями художника.

Ave Maria

Библейские фрески

для солистов хора и оркестра

(2000)

Сумерки

Вокально-симфонические медитации для солистов, хора и оркестра

(2003)

И дам ему звезду утреннюю...

Духовные песнопения

для мужского хора и камерного оркестра

(2005)

Три хоровые картинки на стихи Самуила Маршака для вокально-инструментального ансамбля (2006)

Партита для двух виолончелей и камерного оркестра (2007, 2-я редакция - 2009)

  • 1. Прелюдия
  • 2. Павана
  • 3. Скерцо
  • 4. Пастораль
  • 5. Гавот
  • 6. Пассакалья
  • 7. Тарантелла
  • 8. Ариетта
  • 9. Жига
  • 10. Постлюдия

«О чём поёт ветер»

Лирические строфы для тенора, хора и камерного оркестра на стихи Александра Блока

  • (2009)
  • 1. Ветер
  • 2. Девушка пела
  • 3. Кто-то шепчет...
  • 4. Они звучат...
  • 5. Мне страшно с тобой встречаться...
  • 6. Протекли за годами года...

«Воспоминание о вальсе»

для фортепианного квинтета

(2010)

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ