Оформление и заполнение дневника этнологической фольклорной практики

Титульный лист дневника этнологической фольклорной практики

Фамилия _________________________________________________

Имя__________________________________________________

Отчество ______________________________________________________

Факультет_____________________________________________________

Курс_________________________________________________________

Г руппа_______________________________________________________

Специальность________________________________________________

Срок практики________________________________________________

Руководитель практики____________________________________________

Руководитель работ студента на базе практики Время прохождения практики с«»201__г. по « »201__г.

Структура дневника практики

№ п/п

Дата

Краткое наименование работ

Подпись руководителя базы практики

Отзыв и оценка руководителя базы практики

Дата заполнения «»201 г.

Подпись руководителя практики

Расшифровка п од п и с 11____________________________

Правила ведения и оформления дневника практики

  • 1. Дневник является основным документом студента во время прохождения практики.
  • 2. Во время практики студент ежедневно кратко должен записывать в дневник все, что им сделано за день для выполнения календарного графика прохождения практики.
  • 3. Оформленный дневник вместе с отчетом студент должен сдать на кафедру.

Материалы фольклорно-этнографических экспедиций для выполнения заданий по курсу

Отчет о фольклорной экспедиции в с. Бухарча, Кувандыкского р-на Оренбургской области

Информаторы:

  • 1) Шишкина Надежда Осиповна, 1929 г.р., урож. села; деда маленьким привезли из Тамбовской губ.
  • 2) Хамина Клавдия Николаевна, 1917 г.р.
  • 3) Артемкина Мария Ивановна, 1917 г.р.
  • 4) Астафьева (Табакова) Наталья Васильевна, 1931 г.р., урож. села
  • 5) Школобердова Мария Павловна, 1927 г.р., урож. села
  • 6) Гейченко Валентина Сергеевна, 1939 г. р., родители из Самарской губ.

Дед с бабкой Артемкиной М.И. приехали из Самарской губ. на свободные земли. Представителями первых фамилий также были Жданов, Сиротин, Каплюев. Они написали письма на родину и следом приехали три брата Романовых: Палька, Ванька и Максим. Все приехавшие были из мордвы, но записались как русские. Образовалось село Новосамарск (Новосамарский) с народным названием Бухарча на правом берегу речки Бухарча. Артемкина М.И. рассказала как заселялись её предки: «Три двора приехали первые, им была назначена аренда и дано разрешение ставить дом только на столбушках. Постройка была земляная, между двумя рядами кольев.

Напела то, что пел отец:

«... шел все время впереди / Он командывал своим отрядом, веселил своих бойцов/ А один солдатик был невесел, он был круглым сиротой / Буйну голову свою повесил, на буланава коня / Знал-бы знал-бы, знал-бы я ни ездил, я на родину сваю / Лучше-б, лучше-б, лучше-б я остался, ва Чапаевскым бою / Ва чапа-чапаевскым бою-да в чистым поле аднаму-да / В чистым поле, поле под вербою, мне погибнуть аднаму»

«Ой-да вспомним, братцы, да мы, кубинцы,

Двадцыть первыва синтибря-а

Как дралися мы с поляком от рассвета до поздна

С нами музыка играит барабаны громко быот

Сигналисты заиграли, и в атаку понеслись

Командир наш был нетрусливый удалый/?/ он все время впереди

Получил большую рану от поляков на груди

Уж вы братцы, вы кубанцы, схороните вы меня»

«Куплю я ленты три аршина, конец ей ветер завивал

Садился милый на машину, кондуктор двери закрывал

А я кричу, куда поехал, а я кричу, остановись

А я кричу, остановися, а я остануся одна

Проехал станцию Одессу и Сивастопальский вокзал,

На полустанку становился, кричал, любимая, прощай

Прошшайте шшочки розавыя, прошшай черты мово лица

Забудь-забудь, как любовались, с начала года, до конца!

А как жа я тебя забуду, когда портрет твой на стене,

А как жа я тебя забуду, когда малютка на руке!»

«Все-ба, все-ба на лавочке сидела,

Все-ба, все-ба на милова глядела

Харош-пригож, мой размиленький дружек

Пайду-выйду на зелененькай лужек

Там-ы косит мой размилеиькай дружек

Он-ы коси, и закашивает-ы сам-ы с касой разговаривает

Ты, каси-каси булатная каса, не придет-ли раскрасавица мая

Вон идет-идет качаетца, сама слезами заливаетца»

Рассказ о свадьбе[1]: Сваты идут, у родителей невесты спрашивают: «У нас есть бычок, телку нам надо купить!» А родители невесты говорят: «А у нас есть!»

Сват приговаривал: «Сажусь под матку - хозяин догадку: у вас есть дочь, а у нас сын! Охота нам их свести!» - Кабанов покойник сватал, Степан Иванович меня сватал: «Шли, глядим, огонек, зашли!» Сватали дядя и крестная мать (могли идти сватать родители и крестные, старшие родственники). Если родители невесты на сватовство согласны, сваты достают хлеб, принесенный с собой, со стороны невесты тоже ставят на стол угощенье. Сразу садятся, договариваются, и договариваются на запой: «На Кузьму-Демьяну запой!»

За невестой полагалась кладка[2], выряживали- четверть самогонки, фунт хлеба, платье невесте, дерюжку, перину, кошму, подушки и валеныки. Сразу после сватовства подруги невесты собирались на девишники: все происходящее на девишнике вели девушки-подруги невесты.

На запой вся родня собирается в дом невесты. Для запоя и для свадьбы варили савраску, когда обсуждали, смотрели, сколько будет человек от невесты, например 15 дворов, да от жениха 16 дворов, тут договаривались, кто варит, кто стряпает, сколько. На запое решали все о свадьбе. За столом обговаривали все.

Обговаривали приданое. Полагалось: шторы, подушки, перина («наш возраст прялку уже не ложили, а маме - пряху дарили» - поясняет Артемкина М.И.). Готовили наволочки, полотенца холщевые, корыто, квашенник -квашню накрывать, подзорники (из кружева сами вязали), сундук.

Хамина К.Н. вспоминает: «А моя мама безродна была, их свели — ей подарила тетушка наволочку на подушку холщевую, а внутри полная коноплей, долго мы кур не могли навести, чтобы подушку набить; а все смотрели - что за конопля. А она хорошая, мятая, только прясть».

На запое могли дарить подарки свату и свахе и родителям, но такое бывало редко. Жениха с невестой на запое сажают или становят рядом. Подруги поют, величают жениха и невесту:

«На кем кудрюшки, на кем русаи, ай, ле-ли лели, ай лели-лели

На Иванушке, на Васильиче завиты кудри, завиты кудри

Завиты кудри, зачёсаны ой- лели-лели зачёсаны

Приняла кудри, приняла кудри, на белы руки, на белы руки

На белы руки свет-ы Марьюшка свет-ы Марьюшка свет Ивановна

Начала кудри чесать гладити чесать-гладити

Чесать-гладити, дружком называть, дружком называть!»

На запое девушки обыгрывают каждого гостя, перед ним ставят кружечку и в нее гости кладут деньги, при этом поют обыгрышные песни:

«Чириз Волгу досточка, чирез Волгу досточка

Что белая Волга - белая, что белешенька белая

Там никто не хаживал, никаво не важивал

Что белы я...

Он перишел Иванушка, перивел свет Марьюшку

Что белыя Волга ...

Па имени называть, па имени называть

Что белыя ...»

«Уж ты, Марьюшка, душа, Ивановна хороша, Что белыя Волга, белая, что белешенька белая! Ради сына ва миня, ради сына ва миня, Что белыя Волга...

А дочирю ва сибя... а дочирю ва сибя Что белыя...

Учи сына грамоте, учи сына грамоте

Что белыя

А дочирю шелком шить, а дочирю шелком шить Что белыя...»

«Максим на коня садился, конь пад нем бадрился Розан мой розан, виноград зеленый На луга ваезжает, луга зеленеют Розан мой, розан, виноград зеленый Балоты алеют лягушки квакушки, Кукушки кукуют, Максим без жанушки Розан мой, розан, виноград зеленый!

Максим без жанушки, без пуховай ладушки Розан мой, розан, виноград зеленый»

Удоушке (вдове) пели:

«Расхороша наша свахонька Свет Мария Ивановна

Она любит по пирам ходить, Она любит по пирам ходить По пирам, по беседушкам, По пирам, по беседушкам, Она любит красных девушек дарить, Она любит красных девушек дарить Ни рублями, а палтинаю Ни рублями, а палтинаю

Златой са и гривеннаю Златой са и гривеннаю.»

Пели удавцу (вдовцу):

«Летели две птички ростом невелички

Как они летели, все люди глядили

Как они садились, все люди дивились

Ко крыльцу подходит (имярек) коня подводят»

Свадьбу играли вначале у родителей жениха, потом шли к дружке. После запоя каждый день ходили к невесте на девишники, пели, вязали -невеста не работала - она за девчатами ухаживала, подавала семечки, чаек, и пирожки (могли быть с кишками[3] пирожки). Для этого особые песни:

«Уж ты, яблыня, раскудрявая - да

не садила я - да, тебя, я вгораживала - да

Не садила я тебя, я вгораживала - да

Не спытала на тебе не кусточков, не листочков

не сочина ябылычка

Уж ты, теща госпожа-да, вдоль по горынки прошла

Все прохоживыла, все прохоживыла

Встань - проснися дитятка, прости чадо милая

Я-ж тебя просватала во чужия люди,

Ва чужие люди ва незнамые ва незнамаи, да незнакомаи

За Иванушка, за Васильича

Вы лелейте ее, вы лелейте ее

Как я ее лелеела, как я ее лелеела,

Не давала на нее ветру дунути.

Ветру дунути, солнцу глянути.»

«На столе-та стаит елычка, За столом сидит беседушка Ва биседе красна девица Свет - Марьюшка Иванывна Вот подходит родный батюшка-а Вот подходит родна матонька

Вот пойдем-пойдем свет Марьюшка со мной

Вот пойдем-пойдем Ивановна

не пойду я родный батюшка с тобой

Теперь ночи стали темнаи

Караулы стаят грознаи

Падхадила родна матушка

Вот найдем-найдем свет, Марьюшка са мной

Ни пайду я родна матушка с табой

Стали ночи, стали темнаи,

Караулы стаят грознаи

Падхадил к ней добрый молодец,

Вот пойдем, пойдем свет Марьюшка са мной

Вот пойду я добрый молодец с тобой

Стали ночи, стали светлаи

Караулы стоят добран»

Вечером перед свадьбой старшая сестра жениха[4] идет впогребку, берет веник, наряживает его ленточками. Девушки складывают в узелок рубашку, мыло, полотенешко, перчатки, шторки, набожник и перед вечером свадьбой идут к жениху:

«Ва колодеце студеная вода, свет Марьюшка воду черпала.

Ой-ли люли-люли Иванывна воду черпала Воду черпыла, ведры ставила Са Иваном речи баяла, ой-ли Она баяла-гутарила, про

Про сторонушку распрашивала, ой-ли... Ты скажи-скажи свет Марьюшка Какая ваша сторонушка, ой-ли... Распроклята, невисела сторона Полынь горькая усеяная, ой-ли Полынь горькая усеяная

Чернобылом отгороженая, ой-ли... Ты скажи-скажи Иванушка, Какая ваша сторонушка, ой-ли» «Развеселая родима сторона

Словно сахаром усеяная

Ой-ли лели-лели, словно сахаром усеяныя

Словно сахаром усеяныя, виноградом отгороженная

Ой, ли-люли-люли, виноградом отгороженная»

Девушки с наряженным веником приходят в дом жениха, их приглашают за стол. Наряженный веник кладут рядом. Девушки угощаются, передают узелок родне жениха и собираются уходить: «Веник свой забираем и опять идем». Со стороны жениха девушкам дают еще один наряженный веник: «Жених для шутки высоко веник подвесит, а мы достаем». Обратно несут оба украшенных веника:

«Что-й не выйди саду-саду ва садо(го)чки

Лели-ды-а лил-лели ва садочки

Ва зеленам лужке, ды ва лужечке, лели-д-а...

Что изюм (ы) ягыдка возростала, лели...

Виноградына вишенка созривала, лели»

«Что-й по сенюшкам свет-Марьюшка ходила, лели..

По новым сеням Ивановна гуляла

Она родынова батюшку возмоляла

Да сударь и ты мой батюшка-кормилец

Не отдавай-ка мине батюшка младу замуж

Вабирай-ка ты батюшка человека

Чтоб он ростом та, ростом-красотою

Тваей чистаю, чистай-чистатою

Чтоб ни стыдно подружкам в гости ехать

Всем подружкам бы им похвалитися

Абдавалыся бирезынька расою

Заливалыся свет Марьюшка слезою

Лели-лы а ли лели, слезою»

В день свадьбы, когда подруги невесту собирали, она обязательно причитывала[5]. Хамина К.Н. вспоминает: «Я не плакала, я там обрадывалася». Для невесты текст причета был особый:

«Любезнаи-эх вы май падруженьки...

Любезная мая падруга Наташенька...

Возьми ты вправу руку костяку гребеночку...

Расчеши мене русу косыньку...

Заплети-ка алу ленточку...

У корня туго-тугехынько...

С конца - слабо-слабехонько...

Желанная ты моя сестрица, Дунюшка...

Падайди ка мне близко-близехонько...

Прошу я тебя по девичи...

Расскажи мне по-на-девичи...

Как в чужих людях жить...

Чужой тетеньке угодить...

Шибко пойдешь, скажут, сердитая...

Тихо пойдешь - скажут, ленивыя...»

Невеста спрашивает благословления у отца: «Кормилец мой тятенька, прошу благословления во путь, во дорожку, на жизню новую».

Плакали-причитывали мать и крестная: «Моя ты доченька, любимая ты, моя доченька, дитя ты мое милое, чадо ты, мое золотое...»

Артемкина М.И. вспоминает все причеты, но поясняет, что многое уже забылось: «Износилась - не спросилась, старость подкралась, я не хватилась! Как! Если-б годов 5-6 назад!»

Причет невесты брату:

«Любимый мой, братец-ы Кузенька...

Вазими-ка-и ты, меня за праву рученику... (голосит)

Завиди-ка миня, а за дубовый столик и под косятчае окошечко...»

Девушки на сборы невесты запевают: «Недолга веночку на стенке висеть эх... Недолго свет Марьюшке в девушках сидеть... Эх, недолго Ивановне в краснаих сидеть... Эх ватрубила трубынька рано на заре... Эх, Плакыла свет Марьюшка на русай касе... Эх, коса, тебя косынька, девушки плели... Эх, поутру ранехонько свашка расплела... Эх, палажила русаю накрест головы Эх, тута тибе косынока век-и вековать Эх, тута тибе русая косынька горе горевать»

На встречу жениха поют[6] : «Зеленая роща, алый цвет, Да что это долго свет и Вани нет! Да что это долго Васильича нет, Сама ба нашла-ба, не смею

Написать записачку не умею

Пойду скажу тятеньке, доложусь я мамыньке Кормилец мой тятенька, пусти меня в сад, А ты моя мамынька, винограду рвать Рвала свет и Марьюшка, устала, Легла на часочек, уснула легла на часочек, уснула

Спи ты спи Марьюшка, отсыпайся Не к отцу идешь, а к свекору, Ни к матери идешь - к свекрови, Ни к сестрым идешь, а к золовкам Ни к братьям идешь, а к деверям Ни домой идешь - ва чужи люди Ва незнаманцы, незнакомаи

Спи ты спи ты Марьюшка, отсыпаиси»

В воротах девушки встречают дружку:

«Дружка-богатииа, дружка-богатина Да купи у нас косу, да купи у нас русу Мы всю ночь не спали косыньку писали Косыньку писали, русу заплетали

Мы недорыго просим, всего рублей восемь Копеечку сбавим, сто рублей набавим!»

Жених входит в дом:

«Грянул-ы гром перед сильнаим дажжем Эх, стукнулся-брякнулся Иван перед окном Эх, стукнулся-брякнулся Василич перед окном Эх, дайти, подайти мне суженаю

Эх, дайте, подайти мне ряженаю Эх, вынесли ему сундук золота Эх, это ни мае, ни мае суженае

Эх, эх это ни мае ряженаё

Эх, вывели яму каня ворынава

Эх, это ни мая ряженая,

Эх, вывели яму свет и Марьюшку

Эх, вывели яму свет Ивановну

Эх, вот где ж мая, мая суженая

Эх, это вот мая, мая ряженая».

Мать благословляет жениха и невесту: «Господи! Благослови мою чаду милую на жизнь новую! Чтобы мое благословление было отныне и довеку нерушимое!»

Отец благословляет: «Господи, благослови мою чаду милую, рабу Божью Марию на жизнь новую. Чтоб мое благословение было отныне и довеку нерушимо!» Артемкина М.И. поясняет: «Меня так благословляли родители. Вперёд иконой, потом хлебом».

Выводят молодых из дома: дружка подает молодым полотенце, жених и невеста берут по концу полотенца в руки, дружка и свашка выводит молодых. На улице стоят сани для жениха и сани для невесты. Одна свашка идет впереди с иконой, 3 раза обходит сани. Раз пройдет: «Кто с нами, садитесь в сани!» Второй раз пройдет: «Кто с нами, садитесь в сани» и третий раз также: «Кто ни с нами подите вон!» После каждого обхода три раза кнутом о сани щелкнет!

Из церкви молодые едут в дом жениха в разных санях. Как приехали, первым выходит дружка. Дружка подводит жениха к невесте, жених невесту с саней снимает, жених с невестой берутся за края полотенца, и дружка ведет их в дом. Молодых встречают родители иконой, хлебом-солью: «Хмель яровой, князь молодой, сколько хмелинок, столько детинок!» Молодых посыпали хмелем, подходили к родителям, целовали икону.

В горнице молодых усаживали за стол. Первая часть свадебного застолья называлась «дары». Во время даров угощенье на столах закрыто (скатертью). Свашка две рюмочки на тарелочке, подавала: «Кланяются вам наши молодые, с низким поклоном с близким подходом, нет ли у вас чего-то обещанного?» Каждому гостю подавали рюмку: «Рюмочку примите, тарелочку позолотите, нет ли чего завещанного, на шило, на мыло, и чтоб выпить на что было!» Гости выпивали рюмку и одаривали молодых. Если подарок в избу нельзя было занести (теленка, козочку, и т.п.) то его на стенах закопчённой кочергой рисовали. На дарах пели все гости, шутили. Когда кто-то говорил какое-нибудь пожелание, все гости кланялись. Отец Артемкиной Марии Ивановны когда «все откланялся»[7] запевал песню:

«Уж вы гости мои гости, погостюйте у меня,

Ой-ли, ой-да люли, погостюйте у меня

Погостюйте у меня, я вам песенку спою

Я вам песенку спою про службишку, про свою

Мы три годика служили, ни о чем мы не тужили

Стал четвертый наступать, стало сердце тосковать

Стало сердце тосковать - как бы дома побывать

Как-ба дома побывать отца с матерью видать

Отца с матерью видать, молоду жену обнять

Уж ты женушка-жена, какова жисть однова

Уж ты, Ваня, хорошо, хоть бы годик ба еще

Хоть бы годик, хоть-бы два, хоть бы года полтора!»

После даров раскрывают столы, на которых уже стоит угощенье. На застолье никакой молодежи не было. После даров молодым ничего не пели. После свадебного застолья молодых провожал дружка. Артемкина М.И. вспоминает, что молодым стелили в конюшне. Утром никаких проверок не было: не проверяли ни рубаху, ни постель. Марья Ивановна Артемкина вспоминает, как женила сына. Утром пришла родня от свахи, спрашивают: «Где молодые спали?» - «Вот в сенях - мы в избе, а они в сенях». Родня жениха простынь спрашивает, а я им: «Дело сватово, а наше под печкой спрятано - есть у нее мужик и пусть сам разбирает, а нашего дела нет! Ушла! Мое какое дело? Они вперед дружили».

На второй день кругом входы и выходы закрыты, заставлены - гости и жених «откупали» вход. Пели на второй день свадьбы разные песни:

«Скучно жить сироте на чужой стороне

Эх-и плакать я не смею, рыдать и не велят

Толико велят-ы потихонечку вздыхать

Сяду я на лавочку печалюсь я одна

Гляну я в окошечко, гуляет весь народ

А я молоденька во зеленом во саду

Щиплю я, ломаю, зеленый виноград

Веточку бросаю к милому на кровать

Спишь ли ты мой милый, так ли ты лежишь

Слово не промолвишь, ответа не даешь Г

Горикая, горикая, горикая я

Горькая полынка... я»

Женщины напели несколько песен народного календаря. На масляную в селе раскатывали горы. Большие сани выкатывали и катались с гор. В воскресенье жгли костры:

«Кругом, кругом осиротело,

Кругом осталась сиротой

Все счастье с милым улетело

Ох, ни воротится назад

Вернись-вернись мой нинаглядный

Вернись ка девице ка мне

Идет, идет мой нинаглядный

Ох, значит, любит он меня

Ва сне, как сокол заявилси

На сердце искры уранил

Сказал, гуляй моя милая

И ни влюбляйся ни в каво

В тваих летах любить опасно

И ты славянешь как трава

И ты завянешь и спосохнешь

Расцвесть ни можешь никогда

Кагда-же роза расцветаит

И всяк старается сорвать

Когда-же роза отцветает

И всяк старается стоптать

Когда же дева возростает

И всяк старается любить

Кагда же дева постареет

И всяк старается забыть»

Весенние песни вспомнила Никитина Анна Максимовна, 1929 г.р., уроженка села. Под вешнюю(весеннюю) «заплетали плетень»41:

«Возле саду зеленова земчужна трава

Ой-ли ой, лешеньки, земчужна трава

Как на этый, на земчужной девок хоровод [8]

0-ой ли, ой ли, ой лешеньки, девок хоровод

Как ва етим хараводе донской казачек

0-ой ли...

Ои-ы ходит, он-ы гуляит, невест вабират

Выбрыл, выбрыл невесту сибе донской казачек

Девица, красавица, пойдешь за меня

Донаской казак ни хвалют тибя, ты картежный игрок»

«Как за речкой хмелю-хмелю,

как за быстрой хмелю Хорош хмель родилси

Как нарву я хмелю-хмелю, как нарву я хмелю-хмелю

Хмелю зеленова, хмелю зеленова

Наварю я пива, пива, наварю я пива, пива

Пива еравова, пива еравова

Позаву я гостя, гостя, позаву я гостя, гостяГостя дарагова

Гостя-гостя дарагова гостя-гостя дорогова Батюшку роднова»

Весной, выстроившись в две линии (друг напротив друга) девушки на проталинах играли в игру-диалог. Они двигались по очереди навстречу друг другу:

«А мы залог пахали, пахали, ой, зеленая, травынька алый цвет!

А мы залог сеяли, сеяли, ой зеленая травынька алый цвет!

А мы каней выпустим выпустим, ой зеленая травынька алый цвет

А мы каней загоним, загоним, ой зеленая травынька алый цвет

А мы каней выкупим, выкупим, ой зеленая травынька алый цвет

А мы дадим ком золы, ком золы ой зеленая травынька алый цвет

Нам не надо ком золы, ком золы, ой зеленая травынька алый цвет

А мы дадим лык пучек, лык пучек, ой зеленая травынька алый цвет!»

  • [1] 2 Артемкину Мария Ивановна
  • [2] Перед свадьбой сваты обговаривают все материальные вопросы. 2 Выторговывали 3 ПИВО
  • [3] 40С субпродуктами
  • [4] если нет сестры, это делает сваха
  • [5] 2 “^Напела Артемкина М.И
  • [6] 3аиев Шишкиной Н.О.
  • [7] Когда дары закончились
  • [8] 47Исполняли особый игровой хоровод, который называли плетень.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >