Анализ этнологической фольклорной информации, написание отчетов, разработка на этой основе культурно-просветительных мероприятий для различных групп населения

Литература по теме:

  • 1. Биушкин, Г.И. Сохранение этнокультурных традиций в сфере народного творчества / Г.И.Биушкин // Традиционная народная культура: исторический опыт и пути дальнейшего развития: Сб. материалов Всероссийской науч.-практич. конф.. - Оренбург: ООО «Печатный дом «Димур», 2012. - С. 29-35.
  • 2. Виноградов, В. В. Представления о камнях-валунах втрадиционной культуре русских / В. В. Виноградов, Д. В. Громов //Этнографическое обозрение, 2006. - N 6. - С. 125-143.
  • 3. Громов Г. Методика этнографических экспедиций / Г. Громов. -Москва: Изд-во Московского университета, 1966. - URL: http://anastasija-schulgina2011 .narod.ru/book_600/grm01_06.htm
  • 4. Ерёмина Н.А. Фольклорно-этнографическая практика: Рабочая тетрадь. / Н.А. Ерёмина, Т.Ю. Скопинцева - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. - 56 с.
  • 5. Зуева, Т. В. Русский фольклор: учеб, для вузов / Т. В. Зуева, Б. П. Кирдан.- 4-е изд - М. : Флинта : Наука, 2002. - 399 с.
  • 6. Инкиженкова, М. С. Семиотический анализ мифологической картины мира хакасов / М. С. Инкиженкова // Вопросы культурологии, 2010. -N3 (март). - С. 79-84.
  • 7. Иванова, Т. Г. Электронный атлас «Традиционная культура Пинежья» / Т. Г. Иванова // Живая старина, 2009. - N 3. - С. 69-70.
  • 8. Николаева, Д. А. Следы культа матери-прародительницы в традиционной культуре бурят / Д. А. Николаева // Этнографическое обозрение,2008. - N 3. - С. 169-183.
  • 9. Орлова, Э. А. Вторая жизнь традиционной народной культуры России / Э. А. Орлова // Вопросы культурологии, 2013. - № 6 (июнь). - С. 88-89. -Рец. на кн.: Вторая жизнь традиционной народной культуры в России эпохи перемен / под.ред. Н. Г. Михайловой. - Москва : ООО "НБ-Медиа", 2011. - 180 с.
  • 10. Седакова, И. А. Годовой цикл обрядов в их разнообразии / И. А. Седакова И Живая старина, 2007. -N 1. - С. 63-64.
  • 11. Слепцова, И. С. Основные направления полевых исследований в рамках "Русской этнографической экспедиции" / И. С. Слепцова // Вестник Российского гуманитарного научного фонда,2010.-N4(61).-С. 144-154.
  • 12. Тинякова, Е. А. Современное творчество и традиционные фольклорные образы Курского края / Е. А. Тинякова // Вопросы культурологии, 2009. -N 10 (октябрь). - С. 46-49.

Материал для работы с темой:

При анализе этнографического и фольклорного материала и для подготовки мероприятий на этой основе исследователь должен знать и правильно оценивать состояние культурной формы, существующей в живой практике и выявленной в процессе экспедиционной работы. Культуролог должен помнить, что специфика культурологического подхода предполагает обязательное соотнесение исследуемого феномена с целостностью культуры, частью которой он является, или с теми его составляющими, которые характеризуются специфическими качествами, свойствами, формальными признаками. Исследователь обязательно вписывает исследуемый феномен в V/ V* W V* 1 Д

контекст культуры: этнической, региональной, национальной, мировой . Спецификой Оренбуржья является особенность этнического и культурного состава, складывающегося в условиях пограничья, государственного участия и военной составляющей нашей пограничной культуры.

Оренбургская культурная специфика складывалась при доминировании самобытной русской крестьянской и российской казачьей культуры. Эти основания послужили оформлению своеобразия культуры Оренбургского региона. Полиэтническая культура складывалась исторически, не размывая этого культурного базиса, адаптируясь к нему. На Оренбургской земле проживают русские и татары, казахи и башкиры, украинцы и мордва, евреи, немцы, поляки, чуваши, таджики и армяне. Принципиальной характеристикой оренбургской культуры является своеобразное сочетание и взаимодействие исламской и христианской культур. Славянская, европейская и восточная культурные формы, парадоксально сочетаются в оренбургском регионе и в его пограничье. Славянские народы Оренбуржья - важнейшая составляющая народной культуры Оренбуржья, характеризующая большую часть населения. Основной состав славянских народов составляют русские и украинцы. На территории Оренбургской области по переписи 2002 года проживали более 100 этнических групп, среди которых русское население - это самая многочисленная и старинная этническая культура (73,9 %). Историческое ядро русской культуры Оренбуржья - казачество. Центры казачьей культуры в его разнообразии можно увидеть в Илекском, Оренбургском, Сакмарском районах в которых исторически складывалось оренбургская и уральская казачьи традиции. История указывает на присутствие на оренбургской земле донских казаков[1] . В исследованиях рубежа XIX-XX вв. отмечается и присутствие

запорожских казаков. По последней переписи в 1184 населенных пунктах по численности населения преобладающим населением являются русские.

Украинцы занимают второе место (3,5 %). Основной состав украинского населения проживает на юге области в целинных районах: Акбулакском (15,6 %), Ясненском (8,2 %), Беляевском (7,8 %); а также с численностью от 26 до 80 % от общего состава населения украинцы проживают в восемнадцати селах области (вКрасногвардейском, Сакмарском, Тюльганском, Шарлыкском и др. районах области).

Белорусы занимают третье место среди славянских народов Оренбуржья (0,4 %). Значительный приток белорусов на территорию Оренбуржья произошел в период Великой Отечественной войны. За последние десятилетия их численность сократилась на 25 %.

Татарское население[2] формируется на территории Оренбургской области с середины XVIII века. Татары сыграли значительную роль в развитии торговли и торговых связей. В Оренбургской губернии строились мечети и медресе, работали татарские школы, выпускались газеты и журналы. Современный состав - это 7,6 % населения (165967 человек).

Казахи на Оренбургской земле являются коренным населением. По численности населения сегодня казахи занимают третье место - это 6,0 % от общей численности населения. В.И. Даль дал живописный портрет кайсачки, описав «свежее, дикое, яркое и смуглое лицо», зубы подобные «скатному жемчугу».

Башкиры - 2,3 % населения Оренбургской области. В прошлом башкиры расселялись практически по всей территории области.

На территории области проживают представители угро-финской группы: 1,9 % населения Оренбургской области - мордва.

Доминирующей культурой на территории области (от времени её образования по настоящее время) является русская культуры. Она отличается спецификой региональной традиции, и разнообразными заимствованиями. Важная составляющая русского населения и фактор формирования территории - казачьи поселения. Особенность казачьей традиции Оренбуржья в том, что часть крестьянского населения становилось казаками (1832г.) при изменении границ казачьего войска. Областной спецификой славянской культуры является непротиворечивый симбиоз русских и украинских культурных форм (так складывались традиции села Краснохолм Илекского района; села Буланово Октябрьского района; села Кардаилово Илекского района). Традиция русских и украинских оренбургских сел не сливается в монолит, долгое время сохраняет исходную специфику, помнит свои корни. Русские села специфически оформляли и сохраняли до нашего времени след традиций разных регионов России, насыщая их современными интерпретациями, соединяя их с современной, в основном русскоязычной «поп»-культурой. Большая часть культурных форм создавались на основе соединения традиций разных губерний России (северорусских, южнорусских, среднерусских форм культуры, а также малорусских и белорусских её разновидностей). Так, в селе Краснохолм Илекского р-на Оренбургской области сосуществовали традиции русских и украинцев. Это украинцы (государственные крестьяне) из села Верхне-Ахтубинского Царицынского уезда Саратовской губернии и часть украинских переселенцев из с. Белозерка, ранее приехавших на Оренбургскую землю из Курской губернии и казаки из Острожского уезда Воронежской губернии. Село Краснохолм имело две церкви - на русском и украинском концах села, различались семейные и календарные традиции русского и украинского населения.

Особый интерес представляют села с русским населением, где локализовались и в определенной мере сохранились традиции разных губерний дореволюционной России. Так, в селе Нижняя Павловка, выделялись традиции переселенцев Тамбовской и Пензенской губерний, и переселенцы Пензенской губернии имели мордовские корни. Характер русской культуры Оренбуржья проявляется в специфике региональной традиции переселенцев. Длительное время он сохранялся не только в рамках районов области, но и в пределах одного села. В традициях Нижней и Верхней Павловки региональная специфика (тамбовская и пензенская) проявлялась в свадебной и в песенной традиции до конца 80-х годов XX века.

В оренбургских селах со смешенным этническим составом сохраняла своеобразие культура каждого народа. В селах с русским и малорусским населением украинский «конец села» выделялся, получал соответствующее название («Хохлатчина», «Хохлы»). Так были отмечены концы села, где жили переселенцы-украинцы, в селе Никольское Оренбургского района, основу традиции которого составляло русское население с традициями Воронежской и Курской губерний, в селе Богородское Шарлыкского района, где большая часть жителей представлена русским населением - переселенцами из Тамбовской губернии. Культурные формы не размывались, сохраняли свою самобытность. Более глубокое исследование характера и специфики различных культурных изменений в Оренбургском регионе при этнических контактах требует внимания не только этнографа и фольклориста, но и культуролога. Для этого необходим анализ бытования традиций разных народов и культур, тщательное изучение характера их взаимодействия, особенности региональной специфики.

Поселение русских на Южном Урале началось со второй половины XVI века. Большое значение для включения Заволжья и Приуралья в состав Российского государстваимело строительство городов и укреплений, а также формирование городской культуры, основой которой было русское население. С конца XVI в. началась и вольно-народная колонизация Заволжья, приведшая к образованию на берегах Яика (Урала) вольного русского казачества, и казачья культурная традиция стала важнейшей составляющей культуры и традиций народов Оренбуржья. Начало широкому заселению южного Урала и Приуралья положила Оренбургская экспедиция (1734-1744гг.), заложившая Орск, Оренбург и ряд других укрепленных пунктов. Важнейший этап формирования русского населения Южного Урала - первая половина XIX века, когда развернулось массовое переселение русских государственных крестьян на земли края. Это были выходцы из Тамбовской, Пензенской, Воронежской, Курской и других губерний России. В середине XIX века, по данным В.М. Черемшанского, русское гражданское население Оренбургской губернии насчитывало 1098737 человек: до 94.8 % населения губернии составляли русские.

Русское крестьянство Оренбургской губернии сыграло ведущую, решающую роль в освоении края. Русские крестьяне-переселенцы принесли с собой веками сложившуюся культуру земледелия, традиции бережного отношения к земле-кормилице (Матери-Сырой Земле) и сохранившиеся древнейшие земледельческие традиции. В межкультурном взаимодействии складывалась традиция оседлости башкирского населения. Народная традиция и традиционная культура русского населения не была однородной. На основе кумуляции оформлялся сложный состав традиционной культуры Оренбургских сел. Традиции разных народов сосуществовали, не растворяясь друг в друге[3]. Более 160 лет насчитывает история переселения украинцев. Специфика сохранения культуры в русских и украинских селах очень похожа. Во всех селах Оренбуржья исторически русские и украинцы мирно проживали вместе.

Заселение Оренбургских сел в сложной мозаике показывало культуру всей России. Так в Октябрьском районе, например, многообразие и региональная культура представлена русскими тамбовскими крестьянами в селах Васильевка, Людвиновка, Сенцовка, Верхний и Нижний Гумбет и с. Новоникольское; русскими рязанскими крестьянами - в Успенке. Переселенцы из Орловской губернии поселились в Верхнем Гумбете; украинцы - в Петровке, Ильинке, Булановке; мордовское население - в селе Новоникольское.

Современное состояние русской культуры значительно «размыто» культурой русскоязычной. Знаки и тексты русской культуры зачастую не опознает учитель младших классов. Для городской молодежи незнание форм и смыслов русской традиции является общей практикой.

  • [1] Так, например вс. Рождественка Сорочинского района Оренбургской области в троицкой обрядности «козла водили», что может позволить исследователю провести параллель с глубинными, античными (известными нам по письменным источникам) традициями. 2 1’Сосланных на Оренбургскую землю за бунт.
  • [2] URL: http://l997-2011 ,tatarstan.ru/?DNSID=22fb9b9b4f86eec225245cd41 laeb777&node_id=3153 2 URL:hltp://www.orenburggov.ru/rnagnoliaPublic/regportal/Info/OrbRegion/Population/Traditions/Kazakh.htm 3 |8Киргиз-кайсаки - историческое самоназвание 4 URL: http://bashoren.ru/articles/bashkirv-otenburzhva
  • [3] Ассимиляция и унификация русских традиционных форм ускорилась к концу 90-х годов ХХвека.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >