Работа в этнологической (фольклорной) экспедиции. Приемы и методы сбора и обработки информации

Литература по теме:

1. Громов Г. Методика этнографических экспедиций / Г. Громов. -

Москва: Изд-во Московского университета, 1966. URL:

http://ethnology.ru/doc/gromovO 1/graf/grmO 1 gcont.htm

  • 2. Народное творчество Зауралья: метод, рекомендации студентам / Челяб. гос. ин-т культуры, Оренб. обл. науч.-метод.центр народ, тв-ва и культпросветработы. - Челябинск: [Б. и.], 1984. - 86 с.
  • 3. Экспедиция на Северную Двину в 2009 и 2010 годах / А. Б. Бильдюг [и др.] // Вестник Российского гуманитарного научного фонда, 2010. -N4(61). -С. 155-165.
  • 4. Розов, А. Н. Народный исполнитель и собиратель: (по

материалам переписки) / А. Н. Розов // Живая старина, 2007. - N 1. - С. 9-12.

  • 5. Дианова, Т. Б. «Стрела» и «Три ласточки»: песенный текст в поле традиционной культуры / Т. Б. Дианова // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2004. - N 4. - С. 9-24.
  • 6. Стрельцова, Е. Ю. К вопросу об истории разработки научных основ народного художественного творчества / Е. Ю. Стрельцова // Вестник

Московского государственного университета культуры и искусств, 2005. - N 4. -С. 84-90.

7. Этнологические исследования в Татарстане/ под ред. Г.Ф. Габдрахмановой, Г.И. Макаровой, Р.К. Уразмановой. - Выпуск VI. -Казань:Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2012. - 296 с. URL:http://www.tataroved.ru/publication/etno/issled/6/

Материал для работы с темой:

Экспедиция - это выезд на место бытования феномена, который вы хотите изучить, и работа с представителями этнической культуры, или со знатоками фольклора и традиций. Основанием экспедиционной работы становится предварительно разработанная программа исследования. Такая программа составляется на основе поставленных задач исследования и анализа предыдущих форм работы по выбранному направлению. Перед выездом в этнографическую или фольклорную экспедицию проводится серьезная организационная работа, работа по подготовке экспедиции. Для будущей этнографической или фольклорной экспедиции выбирается место, определяется маршрут, рассматриваются варианты способов перемещения, проблемы проживания.

Культурологический подход к работе в этнографической или фольклорной экспедиции не расходится существенным образом с задачами, поставленными перед этнографом или фольклористом. Результат фольклорного, лингвистического, этнографического исследования, в свою очередь, может самым тесным образом соприкасаться с культурологической практикой, выходить на общекультурные проблемы и раскрывать их.

Ю.М. Лотман[1], Т.А. Бернштам, К.А. Чистов, С.Б. Адоньева- работы этих профессионалов (филологов, историков, этнографов и фольклористов) не случайно входят в число базовых для исследования культуры и

культурологического анализа. И теоретик, и культуролог-практик для работы с этнокультурным материалом определяет направление своих действий. Он может остановиться на исследовании определенной формы этнографической или фольклорной культуры (например, русский наивный романс, свадебный обряд, былинные тексты и т.п.)или на специфике её реализации в работе художественных коллективов определенного района (выбранная тематика в бытовом репертуаре и в репертуаре самодеятельных художественных коллективов). Его темой может стать работа с традиционной материальной культурой, (например - с традиционной одеждой) или с духовно -материальными практиками: традиционным обрядом, образцами бытового поведения и т.д.

Выбор направления работы предполагает обзор источников, в которых уже освещался или каким-то образом разрабатывался поставленный вами вопрос (проблема). Кроме изучения опубликованных работ культуролог должен обратиться к ряду материалов, среди которых:

  • 1. Дневники и записки, опубликованные и рукописные.
  • 2. Официальные документы.
  • 3. Исследования, посвященные проблеме.
  • 4. Автобиографические материалы.
  • 5. Архивы, музейные фонды частные коллекции.

Анализ источников позволит дополнить ваш проект идеями, парадигмами и персоналиями. Эта предварительная работа позволит уточнить и детализировать тему. Направление, выбранное вами, требует задать хронологические рамки исследования, определиться со временем и обстоятельствами, на которые вы будете обращать внимание. В длительном времени существования и развития феномена (например - русского романса в бытовой культуре) мы определяем более скромный период, который необходим для вашей экспедиционной работы. После этого можно составлять программу и вопросник для практического (полевого) исследования. Если программа предполагает обзорность исследования, то она может строиться в направлениях, 28

которые культуролог выявляет в анализе структуры любой культуры (в том числе этнографической и фольклорной):

  • 1) материальные условия жизни, вещи и предметы производства и потребления;
  • 2) человек в культуре (образы, типы, модели поведения, ритмика, пластика);
  • 3) человек в мире людей, общественное поведение, социальная культура, субкультуры, социальные практики, круг работы и отдыха людей;
  • 4) духовная жизнь, нематериальное наследие, обрядовая культура.

В случае если тема узкоспециальная, программа строится на основе изучения специальной литературы по данной теме. Выбрав направление и временные рамки работы с данной тематикой, необходимо обозначить ключевые моменты её развития и направление, в котором исследователь будет вести опросы, искать материалы, образы, тексты. Все это ляжет в основу программы исследования. На основе программы можно составить конкретизированные вопросники (планы бесед с информаторами). Всё увиденное, услышанное, полученное в результате бесед и интервью, проведенных в процессе экспедиции, должно тщательно фиксироваться. В современных условиях необходимо использовать все возможные технические средства для фиксации материала, полученного при работе с источниками и при выезде на место. Для получения необходимой информации культурологом используются самые различные формы и методы работы.

Важным методом этнологической и фольклорной работы является наблюдение за объектом исследования. Наблюдение необходимо, когда феномен еще жив в обыденной практике. С помощью наблюдения собираются данные об объекте (предмете). Исследователь регистрирует факты и оформляет результаты наблюдения. Наиболее обобщенный принцип наблюдения следует общему, свободному плану, составленному заранее. Такое наблюдение предполагает свободную регистрацию событий и свободную от какой-либо формализации запись в полевой тетради. Более строгим является наблюдение по разработанной заранее схеме. В этом случае отчет о событиях и формы записи в полевой тетради подчинены этой схеме. Наблюдение может быть организовано в реальной обстановке - в условиях, в которых проживает знаток традиции; эти же условия могут быть созданы лабораторно (воспроизведены по просьбе исследователя). Исследователь может наблюдать за воспроизведением изнутри, став участником воспроизводимых событий (включенное наблюдение), или внешне, отстраненно (явно или скрыто) следить за действием. Наблюдение обычно сопровождается аудио- и видеозаписью материала, включением в дневники практики бытовых зарисовок, копированием дневниковых материалов старожилов и собирателей этнографического материала, также видео фиксацией, которая предполагает полную расшифровку после завершения экспедиции. Видеонаблюдение дает возможность последующего свободного вспоминания материала, может позволить детально восстановить событие, обряд или старинный текст. Важным методом этнографической и фольклорной работы является свободная беседа с информатором. В экспедиционной деятельности эта работа структурируется по «сеансам записи». Сеансом в экспедиционной работе называется непрерывная работа с информаторами (знатоками, краеведами, участниками традиционных фольклорных и этнографических коллективов) от её начала до завершения - как правило, это два-два с половиной часа. Грамотная организация такой работы позволит исследователю собрать значительный материал за один-два сеанса, не утомив рассказчиков и не нарушив стройность его воспоминаний.

Особое внимание уделяется беседе с информаторами для получения этнографического материала. Работа с информаторами требует предварительной подготовки, для чего проделывается подготовительная работа с научным материалом, составляется план, выверяются темы бесед. Основой работы с информатором служит вопросник, составленный на основании намеченной программы. Вопросник является проектом беседы, так как в реальной практике работы с информатором предполагается хорошее знание зо проблемы и свободное владение темой. Исследователь должен в случае неясности при описании отдельных деталей явления (элемента) культуры, их местных названий, размеров суметь задать информатору дополнительные, уточняющие вопросы. Все полученные данные перепроверяются и сравниваются со сведениями в письменных и печатных источниках и рассказами других информаторов.

Практика работы с информаторами в этнографических и фольклорных экспедициях до 70-х годов XX века предполагала минимальное использование технических средств записи. Исследователь фиксировал информацию на бумаге, оставляя для записи на магнитофонную пленку небольшие фрагменты, позволяющие получить более полное представление об объекте исследования. Рукописная фиксация текста предполагала рукописную расшифровку. Звукозаписывающая и видеотехника позволили существенно увеличить объем собранного материала. В задачу фольклориста, этнолога входит расшифровка экспедиционных аудио- и видеозаписей, сделанных в этнографических и фольклорных экспедициях. Расшифровка особенно необходима в случаях, когда язык культуры «уходит», забывается, изменяется, снижается его содержание, рождаются массовые его формы. Для расшифровки исследователь устанавливает аудио- или видеоноситель информации (запись) в магнитофон и, последовательно прослушивая содержание, производит необходимый перевод аудио- или видеоматериалав удобный для чтения и анализа текст (или в соответствующий текстовый редактор). Часто материал трудно расшифровать с одного прослушивания, поэтому производится непродолжительная перемотка назад (к началу) и повторное прослушивание фрагмента (возможно замедление воспроизведения, чтобы повысить разборчивость речи). Для решения подобных задач возможно использование специальных компьютерных программ (в том числе - бесплатных[2]). Для сохранения, фиксации и записи используются фото-и видеокамеры, сканер, диктофон, современная видео-аудио аппаратура. При фото- и кино-съемке используется прием масштабирования (рядом с предметом

кладется линейка, спичечный коробок), указываются размеры предмета. Каждый полученный в экспедиции артефакт оформляется паспортом (или «регистрационной картой»). Паспорт, составленный на каждый записанный материал, в отличие от старых записей, сегодня стал включать более подробную информацию об информаторе (сказителе, знатоке, который ведет рассказ). Аудио- и видеозапись сделала фиксацию точной и подробной: характеристика голоса, интонации, диалектная специфика, варианты и подробности рассказа стали доступны наблюдателю в процессе работы с материалом при подготовке отчета. Важным документом фольклорной или этнологической экспедиции стала расшифровка материала. Расшифровка звукозаписей проводится при многократном воспроизведении фонограммы (трека), перемотке и повторном прослушивании записанной речи или просмотре видеоматериала. При возможности замедления воспроизведения для повышения разборчивости речи необходимо пользоваться этим приемом. Перед соответствующей работой с записанным Вами в процессе практики материалом, познакомьтесь с оформленной в текст расшифровкой информации 1996 года[3] по экспедиции в село Григорьевка Соль-Илецкого района Оренбургской области, и село Нижняя Павловка Оренбургского района Оренбургской области (приложение В.2, В.5).

Принцип аудио-видеозаписи сегодня предполагает обязательное сохранение на аудио- или видеоиосителе данных, необходимых для последующей работы исследователя: времени и места записи, личных сведений об информаторах с обязательным упоминанием о времени и месте рождения, сведений о родителях, семейные истории и прочих подробностей, необходимых для детальной работы с информацией. Это содержание должно проговариваться исследователем, работающим с информатором, (культурологом, этнографом или фольклористом) вначале записи на любой носитель. Это необходимо для того, чтобы в случае утраты бумажных источников, на которых, как правило, фиксируются эти факты, аудио- видеозаписью можно было бы воспользоваться.

Использование техники не отменило обязательности ведения рукописных тетрадей и дневников, особенно в случаях, когда нет возможности использовать аудио-видео аппаратуру.

Работа в экспедиции включает умение вести беседу, грамотно фиксировать материал, уметь получать и использовать знание об информаторе, знание истории региональной культуры, умение использовать сложившуюся ситуацию для более продуктивной работы.

  • [1] URL: http://royallib.t4i/author/Iotman yuriy.html 2 URL: http://www.kunstkamera.ru/lib/avtory/bemshtamt а/ 3 URL: http://www.twirpx.com/file/578146/ 4 URL: http://folk.spbu.ru/Proiect/lectures/about/adonjeva.php
  • [2] |0Напр.: ELAN (EUDICO Linguistic Annotator), скачивание по ссылке - URL:http://www.lat-mpi.eu/tools/elan/
  • [3] 2 “Запись сделана в экспедиции под руководством Савельевой Н.М. 3 Записи большей части собирателей середины прошлого века могли не иметь такой информации.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >