Введение в тему и словарь базовых терминов

Приступая к работе над содержанием практики, необходимо определиться с базовыми категориями и основными[1]:

Этнология - наука о жизни этносов. Изучает и сравнивает культуры разных народов. Американская наука разрабатывает эти темы в рамках культурной (социальной) антропологии (этнология и культурная антропология в таком случае выступают как синонимы). Базовая категория - этнос. Первая обобщающая фаза этнологического исследования предполагает описание, обозначается как этнография. Базовая единица - этнос.

Этнография - в ряде подходов синоним термина «этнология»; описательная часть этнологического знания.

Этнос - народ (греч), имеющий общность происхождения, общность обрядовой, бытовой и языковой культур, осознающий свое единство и имеющий самоназвание.

Фольклор - народная мудрость (англ), народные устные традиции во всех формах своего проявления (в обычаях и обрядах, разнообразных текстах, пластике, мелосе и др.). Можно выделить аутентичный, стилизованный фольклор и фольклоризм: современную, адаптированную к массовой и популярной культуре форму в современном мире.

Аутентичный фольклор - фольклор, сохраненный в живой традиции (в быту народа, в исполнении традиционных, проживающих в месте бытования традиции этнографических или фольклорных коллективов).

Традиционный фольклор - формы фольклора, записанные от стариков (знатоков, носителей традиции) и сохраненные в письменных текстах (иногда употребляется и как обозначение фольклора, опирающегося на живую бытовую традицию, но последнее чаще обозначается как аутентичный фольклор).

Фольклоризм - широкая группа современных форм работы с фольклорным материалом, весь спектр молодежных течений и движений в этом направлении.

Народная культура - медиативная форма культуры, складывающаяся на базе взаимодействия и взаимопроникновения национальной, этнической, фольклорной и массовой культур. Народная культура тесно связана с некоммерческими формами популярной и художественной формой культуры.

Этническая культура - культура, в основе которой ценности этноса (включает все материальные и духовные формы этнической культуры: традиционные религиозные, обрядовые, поведенческие, бытовые, языковые и ДР-)-

Этнокультурная работа с населением - включает все формы работы с населением, музейную, просветительскую (в области этнических культур и межэтнических взаимодействий), художественную самодеятельную культуру.

Фольклорный коллектив - широкое обобщенное понятие, объединяющее художественные коллективы, работающие с фольклорной формой культуры.

Этнографический коллектив - широкое обобщенное понятие, объединяющее художественные коллективы, работающие с этнографической формой культуры.

Фольклорный праздник - праздник, в основе которого лежит фольклорная форма, либо предполагается режиссерская работа с фольклорной формой.

Фольклорный (этнографический) театр - фольклорная (этнографическая) культура, использующая (наряду с фольклорными и этнографическими формами) в качестве метода работы с населением весь спектр театральных форм культуры.

Визуальная культура - современное направление развития культуры, связанное с новыми аудио и видео технологиями. Это культура современных аудио- и видео презентаций самых разнообразных культурных (в широком смысле) текстов.

Формы визуальной культуры - все формы культуры, содержащие видео составляющую (кино, телевидение, реклама и др.).

Объектом оценки культурной формы как для обывателя, так и для специалиста становится современное проявление фольклорной или этнографической традиции. В урбанизированном мире культура технически насыщена новейшими аудио- и видеоэлементами, обработана автором. Наибольшие трудности в оценке современной фольклорной или этнографической формы культуролог встретит при работе с молодежными течениями и модернизованными направлениями развития фольклорной или этнографической культуры в самодеятельных художественных, бытовых, домашних и иных группах и коллективах - при оценке проявлений фольклоризма. Фольклоризм как понятие в культурологическом исследовании является важным рабочим термином. Это центральное понятие в разработке проблем современной этнографической и фольклорной культуры.

Как основные понятия в исследовании этнокультурных проблем термины этничность, народность и фольклоризм пока не получили должного статуса. В то же время эти понятия выступают в качестве базовых в разработке целого ряда проблем, связанных с этнокультурой и фольклористикой. Обыденное соединение терминов «фольклоризм» и «народность» заставляет культуролога более внимательно рассматривать темы народной культуры, связанные с этнографией и фольклором. В этнографической или фольклорной экспедиции целью становится работа с аутентичными или очень близкими к аутентичности формами культуры, тогда как наблюдение за городской средой заставляет нас обращать внимание на народные формы культуры. Народная форма может обращаться к фольклорной (этнографической) специфике, или к массовой культуре. В этом случае фольклорное, (этнографическое) основание может в ней отсутствовать.

Понятие народная культура и в обыденной, и в профессиональной среде имеет широкую трактовку. Народная форма культуры может в самой малой степени опираться на этническое или фольклорное основание. Она может иметь авторскую, стилизованную под этничность природу. В отличие от понятия «народная культура» обращение к фольклоризму предполагает обязательное наличие фольклорных компонентов. Связь с фольклором в фольклоризме может быть слабой, неявной, может присутствовать на уровне формы, сюжета, структуры. Понимание народного основания и народности в отличие от не-народности, книжности - аналог противопоставления естественного и искусственного. Характеристики народа и народного характера у самых разных исследователей выделяют особый «гибкий, упругий» склад ума, особенность патриотического одушевления характера, лица не общее выражение (Н. Надеждин). Формы этого выражения должны быть «истинными и простыми» (А.С. Пушкин). Народность отражает «точку зрения народа» (Н.А. Добролюбов); чтобы понять её, надо пожить жизнью народа, погрузиться в его простые чувства и поступки, повседневность быта, связанного с телесными практиками.

В экспедиционном исследовании, во включенном наблюдении за формами народной жизни, можно получить полную информацию о характере народной культуры[2]. Специфику этнической или народной культуры мы можем изучать в самом разнообразном проявлении на мероприятиях и различных формах работы с населением, которая ведется муниципальными и федеральными учреждениями культуры. Большая часть такой работы проводится в рамках систем образования и воспитания, культуры и искусства. Все многообразие этнологической и фольклорной работы с населением ложится на муниципальные и региональные социокультурные институции, поддерживаемые государством или работающие на самодеятельной основе. Дома фольклора, Дворцы дружбы, социальные и культурные площадки, организуемые в рамках различных санаториев, детских лагерей отдыха, Парки культуры, а также многочисленные коммерческие формы, работающие с

этнокультурой или предполагающие её стиль - все это многообразие требует внимания культуролога, этнографа, фольклориста. В рамках учреждений культуры работу с разнообразными формами этнокультуры и фольклорной культуры ведут руководители этнографических, фольклорных, хоровых, танцевальных, театральных и других самодеятельных коллективов. В системе управления учреждениями культуры существуют методические организации, имеющие целью оказание помощи и методическое и практическое руководство этими коллективами. Многолетний советский опыт был направлен на органичное соединение профессиональных и самодеятельных форм такой работы. Первые практики в этом направлении привлекали к творческой работе с населением профессионалов (в качестве кураторов и руководителей). Первые массовые праздники организовывали большие и талантливые режиссеры, балетмейстеры, хормейстеры. Знаменитый и известный во всем мире балетмейстер Большого театра мог ставить свои постановки во Дворце культуры - так когда-то делал Юрий Григорович[3]. Взаимодействие профессионалов и любителей в своей основе имело и позитивное и негативное начало. (Как позитив - постоянно повышалось профессиональное мастерство самодеятельных исполнителей, органично происходило пополнение профессионального искусства талантливыми исполнителями из народа; в числе минусов - профессионалы могли утрачивать зрителя и привилегированное положение в области «высокого» искусства, а народная традиция размывалась в режиссуре постановщика-профессионала).

Развитие особой системы подготовки самодеятельных руководителей художественных коллективов разрушило связь этих культурных пластов. Подготовка современных районных праздников зачастую замкнута на районе, а уровень сельской культуры выстраивается на повседневных практиках, не имеет профессиональной подпитки. Обыденные практики организации мероприятий, с одной стороны, могли строить свою работу на фольклорном

мировосприятии или «обходить» собственно этнографические и фольклорные формы, оставаясь в рамках массовой культуры, фонограмм и караоке. Массовая культура, кукольные картинки и костюмы, сшитые по заказу прагматика-администратора, ориентированного на цену и не обращающего внимания на традицию, дают сегодня соответствующий результат. Для культуролога здесь присутствует целый спектр направлений анализа, обобщения и выявления актуальных форм и способов работы. Актуальность этой деятельности сегодня очевидна не только по причине системного общекультурного кризиса, из которого Россия с трудом выходит, но и в связи с возможностью вскрыть современные, очень болезненные проблемы межкультурного взаимодействия, не имеющие до сих пор должных культурологических (общекультурных) оценок специалистов.

Формами для практической организационной, аналитической, поисковой, работы культуролога могут стать этнографические проекты, действующие в области. Это проекты: «Истоки» в Александровском районе; «Этнография татарской культуры» в Пономаревском районе; программы по возрождению культурного наследия, действующие в учреждениях культуры всех районов области; работа областных и районных фольклорных коллективов (в районах области действуют 54 фольклорных и этнографических коллектива). На территории области работает программа по сохранению нематериального культурного наследия, также заслуживающая внимания культуролога. Для такого обобщения и анализа в рамках фольклорной этнографической или культурологической практики материал по работе художественных коллективов Оренбургской области, проекты, планы, отчеты можно найти на сайте ГУК ОМЦНТ[4] или в его библиотеке.

В процессе практики практиканту предлагается выбрать направление работы (этнокультурный проект, работа художественных коллективов, организация или проведение народного, фольклорного, этнографического

праздника), направление в работе с материалами, организаторами, участниками этнокультурных мероприятий, освоить основные методы работы с выбранной формой, побыть организатором, участником, экспертом. Для выбора направления студент должен познакомиться с планом работы культурного комплекса «Национальная деревня», в рамках которого он может выбрать мероприятие для организационной, сценарной работы или последующего анализа. Если студент имеет склонность к работе с материалами проведенных экспедиций, он может включиться в эту работу под руководством руководителя практики, который предложит ему материал для расшифровки и обработки.

  • [1] Гуревич П. Словарь по культурологии, 1996., - URL: http://www.terme.ru/dictionary/859/word/yetnos; С. Левит. Культурология. XX век. Энциклопедия, 1998 г. - URL: http://www.terme.ru/dictionary/182/word/folklor-v-kulturologicheskom-aspekte
  • [2] ’Народная культура может характеризовать жизнь народа в рамках этнической формы или в рамках национальной культуры.
  • [3] ^Балетмейстер, прославивший Россию в мире, постановщик советской классики, известных балетов «Спартак», «Золотой век», русской классики на многихсценах мира.
  • [4] Государственное учреждение культуры «Областной методический центр народного творчества» - URL: http://orenburg-folkart.ru/index.htm
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >