Введение

Проблема народных традиций и использования народных форм культуры обретает особую актуальность в период неустойчивости, смены культурной парадигмы. Современный российский мир имеет сложную и подвижную структуру. Новыми веяниями эпохи разрушается органика традиции, актуализируются теоретические аспекты функционирования культуры, проблемы её исторической формы и содержания, а также, проблемы взаимодействия современной культуры с иными традиционными и современными, новационными компонентами. Образ хранителя традиции, проблемы воспитания на основе традиции, проблемы взаимодействия традиционных и новационных форм, проблемы межкультурной коммуникации обретают особую значимость. Для того, чтобы вести разговор о традиционной форме культуры, надо изучать её исторические и современные формы в их развитии. Этнолог, фольклорист и культуролог в своей работе не могут обойти проблемы традиционной культуры и народной традиции. Этнологическая фольклорная практика позволит студенту-культурологу освоить основные методы и приемы профессиональной работы с формами традиционной культуры.

Двадцать первый век изменил российские традиционные поселения, в которых стариками, носителями традиции, сохранялось наследие предков. Коренное население в оренбургских селах сегодня зачастую не занимает первое место по численности и культурной значимости. Главную роль в бытовой, повседневной культуре получает её массовая форма и популярная музыка. Российская культура копирует и заимствует западные формы и западные проблемы. Однако каждая традиционная система культуры в её архаической форме и сегодня проявляется во властных отношениях, ментальности, межкультурной коммуникации. В центре постоянных дискуссий политиков, религиоведов, представителей культуры и искусства находится тема отношения народных традиций к исламу или православию как заданной исторически особой форме мягкого, ненасильственного единения разных культур и народов. Помимо традиционной народной культуры в число актуальных тем современной России попадают проблемы отношения к русской литературе, музыке, архитектуре, театру, кино. Эти темы сегодня являются базовыми в культурном единении народов России.

Тема русской культуры, на основе которой сформировалась культура многонациональной России, актуализируется. Знание народных традиций и этнических оснований культуры поможет культурологу понять сложные проблемы современной действительности. Русский народ - носитель принципов «русской» составляющей российской культуры. Сегодня он представляет большую часть населения России. В Оренбуржье это более 70 % населения. Русская культура представляет собой ту базу, на которой исторически строилась политика, экономика, социальные отношения и все основные художественные формы культуры России. Проблемы русской этнокультуры и российской национальной культуры входят в число основных теоретических проблем, связанных с функционированием и сохранением России в современном мире.

Этническая культура во всех её проявлениях - предмет работы этнографа и фольклориста. Этнические компоненты, как и компоненты народной культуры, рождаются на основе чувств, ощущений, понимания генетического и ментального единства народа. Они составляют основу национальной гордости. Сложно представить, как можно сформировать мощь нации без явного или скрытого использования этнической основы. Этнические основания уводят нас в историю, в прошлое и настоящее каждого народа. При множественности (неоднозначности) научных подходов к пониманию нации (государства, общества) и этноса (народа с его историческими корнями и самобытностью жизни) практик должен иметь четкий и определенный взгляд на эту проблему. Этнические компоненты культуры исторически явно или скрыто входят в первые планы культурной политики. Когда эта тема не оговаривается публично, она актуализируется в культурном пограничье, в маргинальных и контркультурных областях и ждёт своего часа. Не замечать этнические пласты региональной (как и любой иной) культуры опасно.

Однако современная политика межкультурного взаимодействия в регионе зачастую ориентируется не на специфику народной культуры, а на её арифметику: числовое соотношение определяет принцип межкультурного взаимодействия - всем равное число форм содействия, без учета состояния культуры и её представительства. Формальное равенство такого подхода нарушается различными особенными обстоятельствами (трагедиями и катастрофами), вмешательством министерств и ведомств. Так, большие праздники разных народов России в Оренбургской национальной деревне поддерживаются культурными акциями со стороны территории, где какая-то этническая культура доминирует[1]. Формальное равенство порождает неформальные проблемы и требует анализа теоретиков и обязательных экспертных оценок не только политологов и политтехнологов, но и философов и культурологов. Культурологических оценок требует работа со всеми этнографическими или фольклорными формами, независимо от того аутентичны они или обработаны режиссером-постановщиком. Когда художественный, режиссерский проект современных массовых мероприятий строится на образах медиации разных традиций и культур, на массовых, политизированных образах и театральных приемах, свое слово должен сказать историк, философ и культуролог. К режиссеру, не обладающему историческими и культурологическими знаниями, слабо знакомому с сущностью традиционной формы, при этом решающему политические задачи или задачи массовой коммуникации (не пропаганды, не сохранения этнического начала, а его унификации), предъявлять какие-либо требования сложно: он как любой функционер выполняет поставленную задачу. Это чревато самыми различными проблемами жизни и сохранения этнокультурных форм.

При неумелом использовании традиционной формы происходит деградация и самой формы, и культурного проекта, созданного на её основе. Рождение универсальной массовой формы, не ориентированной на носителя культуры, выталкивает носителей традиции на культурную периферию. При определенной политизации омассовленных, нейтральных, ничьих, широко тиражируемых форм культуры, создается почва для возникновения шовинизма, фундаментализма и более серьезных культурных проблем.

Доступный подход к этническому самовыражению - важная часть современной жизни. Объективность информации, её объем требует знатока, способного научить обывателя, далекого от этнических традиций, выбирать значимое содержание в каждом отдельном случае. В современной культуре востребован организатор и управленец, знающий традиции народов своей страны. Важной темой для практика, работающего в сфере культуры, становится не только подготовка мероприятия, но и последующий его анализ, или экспертная оценка. Парадом этнических и культурных знаков, концентрацией этнических форм является народный праздник, современный городской праздник и организованное праздничное пространство культуры. Его проведение всегда требует культурологической оценки. Современная культура (в отличие от традиционной) не опирается на народные основания. Она оперирует несвязными фрагментами этнических форм и комбинирует их в «случайном» порядке. Время и место современного городского праздника, в отличие от времени и места традиционного народного праздника, может задаваться произвольно. Традиционный праздник сложился в глубинах истории и народной культуры, в нем участвует весь народ, и все становятся его создателями. Городское, праздничное пространство и время его проведения могут определять режиссеры и администраторы, ими же проводятся организационные мероприятия и постановочная работа. Массы людей, участвующих в современном праздничном действии городского типа и наблюдающих за ним, подчиняются организаторам и постановщикам праздника. Городской праздник противопоставляет этническим и традиционным основаниям массовость формы и ориентированное на массу содержание. Это требует особого рода профессионализма организаторов, в котором знание традиций не всегда проявляется и зачастую не используется. Современное массовое зрелище организуют разного уровня профессионалы с помощью приемов народного, официального, городского праздника и современного театра.

В отличие от такого подхода, в первые советские десятилетия работой над построением новой праздничной формы занимались высокие профессионалы от искусства и идеологии. Массовые празднества первых лет советской власти были, по высказыванию Н. К. Крупской, «красной тканью», которой затягивалась «рама революции» - символическим пространством культурных переустройств. Однако масштаб использования приемов театральности (а к праздничной режиссуре были привлечены самые талантливые профессионалы театра) зачастую не приближал постановку праздника к цели. Массовость и праздничность в полном объеме в новой советской культуре первоначально оформлялась лишь как новая форма искусства. Сегодня новая, постсоветская праздничность связывается не с высокой режиссурой, а с пестротой, яркостью, громкой музыкой. Значимость в подготовке и проведении праздника обретают не смыслы, а техника, мир вещей, практика поведения. В отличие от однородного мира людей традиции, и в селе, и в городе сегодня мы видим разнородную, в разной степени структурированную аудиторию. Современный праздник теряет характер всеобщности, он локален и ограничивается выделенной для него площадкой. Праздничная ситуация обнаруживает отсутствие не только жреца, хранителя традиции, но и его профанного заместителя-идеолога.

С материалом современных народных, просветительских и развлекательных форм культуры и их этнографической и фольклорной основой культуролог может познакомиться в процессе прохождения этнологической фольклорной практики. Практические знания и навыки работы с традиционным материалом мы можем получить в экспедиционной, полевой работе и в работе с различными документами, материалами. Дневники, опубликованные записки очевидцев, фонограммы, устные рассказы, талантливая публицистика - все это первоисточники, в которых культуролог найдет необходимые сведения по традиционной народной культуре и её этнокультурной специфике. Предлагаемое пособие позволит студенту-культурологу рассмотреть варианты работы с традиционным фольклорным и этнографическим (этнологическим) материалом, с его обработкой и организацией мероприятий на этой основе.

  • [1] В таком арифметическом подходе мы с огромным трудом можем обнаружить территорию, где доминирующей можно было бы назвать не арифметику наличия русского населения, а русскую культуру. По этой причине сохранение русских традиционных народных форм, их консервация важны и актуальны.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >