Арт-терапия при соматических заболеваниях на примере работы с внутренней картиной болезни у детей с сахарным диабетом

Данное исследование выполнено автором монографии в соавторстве с С. К. Кожохиной.

Арт-терапия с соматически больными детьми

Особую группу соматически больных составляют дети и подростки. Внедрение арт-терапевтических услуг в педиатрические лечебно-профилактические учреждения требует учета возрастных особенностей, связанных с психологическими механизмами развития соматических и психосоматических заболеваний у детей, их реагированием на болезнь и процесс лечения, проявлением психологических защит и копингов в данной возрастной группе.

Р. Гудман (2000) пишет, что при использовании арт-терапии в работе с детьми, страдающими соматическими заболеваниями, изобразительное творчество может положительно влиять как на аффективные, так и когнитивные процессы. В своей публикации она приводит примеры рисунков детей и подростков с онкологическими заболеваниями, посещавших арт-терапевтические занятия во время пребывания в стационаре. Ссылаясь на исследования Дж. Мило-ушевой (J. Milousheva, Kobayashi, Ichiro, 1996), она также отмечает проявление в рисунках детей разных копинговых стратегий и реакций на болезнь, которые делятся на реакции, «фокусированные на чувствах», и реакции, «фокусированные на проблеме».

На основе своего опыта работы с детьми с онкологическими заболеваниями. Б. Суркес приходит к выводу, что, благодаря использованию изобразительных средств в процессе оказания психологической помощи таким детям, появляется возможность понять, как они воспринимают свою болезнь, каково ее влияние на их жизнь и жизнь их семьи. Она предлагает детям либо рисовать на определенную тему, связанную с болезнью, либо формулирует определенный вопрос, что помогает активизировать ребенка: «Прося ребенка нарисовать что-нибудь в ответ на поставленный вопрос, мы создаем возможность для того, чтобы ребенок затем сам объяснил свой рисунок. В этом случае интерпретация рисунка основывается на системе значений, предлагаемой самим ребенком, и арт-терапевт исходит именно из нее» (Sourkes, 1991, р. 83-84). Иногда она спрашивает ребенка: «Что изменилось в твоей семье, когда ты заболел? Покажи это на своем рисунке или скажи об этом». Она также просит ребенка подумать о самом страшном, что связано с представлением о его болезни и затем нарисовать это (там же, р. 88, 90).

Изобразительное творчество может использоваться в арт-терапии детей и подростков с соматическими заболеваниями по-разному. В зависимости от целей работы, возраста, психического и сомаАрт-терапия при соматических и психосоматических заболеваниях 461 тического состояния ребенка, соотношение изобразительного этапа и обсуждения рисунка может быть различным. Изобразительная работа также может быть использована с целью:

  • • психологической оценки и постановки диагноза,
  • • установления контакта с ребенком,
  • • помощи ребенку, чтобы он мог выразить словами свои мысли и переживания, снять страх и угрозы.

Изобразительное творчество позволяет ребенку снять напряжение и достичь состояния психического комфорта. Ссылаясь на А. Миша-ра (Mishara, 1995), Р. Гудман (2000) признает, что в процессе изобразительной деятельности может осуществляться «перевод» психотравмирующей информации с эмоционального на когнитивный уровень. Одновременно с этим может меняться отношение человека к травмирующему опыту и своим проблемам.

Арт-терапия может способствовать изменению отношения соматически больных детей и подростков к болезни и ее лечению, в том числе делать их восприятие соматического заболевания более объективным и тем самым повышать их мотивацию к получению медицинской помощи, коррекции образа жизни, соблюдению рекомендаций врача, т. е. способствовать формированию комплайенса.

Проводя арт-терапию с детьми и подростками с повышенным весом, М. Розаль, Л. Турнер-Шиклер и Д. Юрт (2006) обратили внимание на характерные для многих из них когнитивные искажения, связанные с неадекватным восприятием своей внешности. Многие из них считали, что имеют сниженный или нормальный вес. Такие защитные искажения, хотя и способствовали поддержанию самооценки, но, по мнению специалистов, мешали эффективному использованию диетических программ. Авторы отмечают целый ряд положительных эффектов проведения арт-терапии с тучными детьми, в том числе то, что она повышала их самооценку, способствовала оказанию взаимной эмоциональной поддержки в группе и пониманию общих проблем, связанных с повышенным весом. Арт-терапия также помогала подросткам лучше понять свое тело и специфику его восприятия самими участниками занятий и окружающими людьми, в том числе особенности, связанные с этническими и расовыми факторами.

Изобразительная деятельность детей и подростков с соматическими заболеваниями тесно связана с механизмами защиты и копинга, проявляющимися в ситуации болезни. Эти механизмы можно отнести к особенностям личности, опосредующим негативное воздействие различных стрессоров, связанных с болезнью. Известно предложенное психоаналитиками деление психологических защит на «незрелые», такие как проекция, ипохондризация, пассивная агрессия и др., и «зрелые», такие как сублимация, юмор, подавление. Описан и промежуточный тип защит, таких как интеллектуализация, подавление, формирование реакции. Предполагается, что лица, использующие зрелые защиты, имеют лучшее психическое здоровье.

В результате изучения защит и копинговых реакций, проявляющихся при соматических заболеваниях, была отмечена их различная роль в зависимости от этапа развития заболевания (Незнанов, Карвасарский, 2008). Так, после ухудшения здоровья, в начале соматического заболевания избегающие формы копинга, такие как отрицание, могут быть полезны. Однако они обычно вредны в отдаленном периоде болезни. Среди пациентов, перенесших операции на сердце, для последующего повышения качества жизни копинг, связанный с принятием, имел положительное значение, а копинг, связанный с избеганием, - отрицательное. Для пациентов с ревматоидным артритом поиск информации служил прогностическим признаком хорошего эмоционального состояния, тогда как фантазии о выполнении желаний (игнорирующие факт заболевания) вели к ухудшению настроения.

Анализируя возрастные особенности проявления копингов у детей, И.М. Никольская (2005) отмечает преобладание у них эмоциональных способов борьбы со стрессом в виде отреагирования эмоций, связанных с психотравмирующей ситуацией. В то же время возможности применения интеллектуальных копингов у детей, по ее мнению, невелики, поскольку они требуют развитого понятийного мышления, умения работать с информацией. В качестве одной из форм реализации копинг-стратегий дети также нередко активно используют ресурсы окружающей их социальной среды.

Никольская рассматривает рисование в качестве эффективной и преимущественно эмоциональной копинг-стратегии, используемой многими детьми. В то же время она подчеркивает, что в процессе занятий изобразительной деятельностью у детей происходит интеграция большинства психических процессов - познавательных и эмоциональных, восприятия и внимания. Как показали исследования Люсбринк (Lusebrink, 2010), арт-терапия затрагивает несколько уровней континуума экспрессивных терапий - кинесте тический-сенсорный, перцептивный-аффективный, когнитивный-символический - и обеспечивает их интеграцию. Они связаны с определенными структурами и функциями мозга, участвующими в переработке различной информации (сенсорной, эмоциональной, понятийной, символической) и могут быть в разной степени активизированы - в зависимости от конкретных видов изобразительной деятельности, к которым прибегает ребенок в ходе арт-терапевтических занятий (спонтанно или под руководством специалиста). Каждый из этих уровней может быть, в свою очередь, связан с определенными формами защит и копингов и обеспечивать более или менее успешную адаптацию к стрессовой ситуации, в частности, ситуации соматического заболевания.

В исследованиях А. И. Копытина (2010, 2011) также была показана связь разных терапевтических функций художественной экспрессии, обслуживающих когнитивные и аффективные процессы (экспрессии и катарсиса, коммуникации, организации, защиты, фокусировки и актуализации, объективации и др.), с клиническими особенностями пациентов, стадиями терапевтических изменений и группового процесса. Предлагаемая автором классификация терапевтических функций художественной экспрессии - вместе с описанными им иными терапевтическими факторами - может быть использована при проведении арт-терапевтических занятий с соматически больными детьми и подростками на разных этапах лечебно-реабилитационного процесса.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >