Социально-психологические аспекты предупреждения пьянства в молодежной среде

Когда мы говорим «культура личности», то подразумеваем под этим понятием некий уровень развития мышления и поведения человека, проявляющийся в его индивидуальных качествах, направленных на творческое взаимодействие с окружающей средой и другими людьми. При этом, как легко понять, с увеличением объема культуры человека возрастает степень ее внутренней многогранности, утонченности и глубины, формируя определенный образ жизни, принципы и привычки. Постоянное и неумеренное употребление спиртных напитков, называемое пьянством, не согласуется с высоким уровнем культуры личности, поскольку «в опьянении всякий человек - беглец ума», говоря словами древнегреческого поэта Софокла [1, с. 296].

Пьянство - серьезная проблема для людей во всех странах и во все времена. Во многих древних документах Египта, Месопотамии, Китая, Греции, а также в Библии можно найти упоминания об употреблении спиртных напитков и даже о злоупотреблении ими. История свидетельствует, что неконтролируемое пьянство всегда приводило к безрассудному поведению человека, создавая проблемы не только для него, но и для окружающих людей. Поэтому с неконтролируемым, чрезмерным пьянством, которое нарушает установленные обществом требования культурного и ответственного поведения и имеет негативные последствия, всегда велась борьба. Например, в Древнем Египте публично осмеивали пьяниц, в Спарте - унизительно наказывали, в Афинах запрещали продавать и употреблять неразбавленное вино, в Древнем Риме запрещали пить алкоголь лицам до 30 лет. Борьба с пьянством проводилась в форме воспитательных и запретительных мер. Интересен прецедент борьбы с пьянством в России эпохи Петра 1 - в то время царем был издан указ: изготовить чугунный орден «За пьянство» весом более 7 кг без учета цепи, которая крепилась к ордену, и выдавать этот орден тем, кто его заслужил. Тем, кто в пьяном состоянии нарушал общественный порядок или бездельничал, в полицейском участке вешали на шею такой «легкий» знак отличия и крепили его цепями так, чтобы нельзя было самостоятельно снять, и заставляли ходить в таком виде неделю [2].

Еще пример борьбы с пьянством. На рубеже XIX-XX веков в США до принятия сухого закона одна из основателей движения трезвости, американская активистка Кэрри Нэйшн систематически применяла свой оригинальный метод: имея высокий рост и довольно плотное (даже грузное) телосложение, «она заходила в таверны и бары с топором и группой распевающих церковные гимны женщин. Буквально через секунду ее топор проламывал барную стойку, следом одним взмахом разбивал все выставленные напоказ бутылки, а посетители таверны, в основном рабочие с заводов, боясь быть убитыми, разбегались на все четыре стороны» [3].

Исторических примеров о борьбе с пьянством множество. Принимая во внимание социокультурный опыт, можно сказать, что вся история развития человечества связана с употреблением и злоупотреблением алкогольными напитками; причем культура употребления спиртных напитков и социальные условия медленно и верно сформировали такие традиции, которые задают определенные формы поведения людей. Человек может вести себя либо ответственно, либо нет. Понятно, что речь идет об ответственности по отношению к себе, своему здоровью, по отношению к другим людям. Причем ответственность человека предполагает нс только способность, но и обязанность отвечать за свои поступки и действия, а также за их последствия.

Неумеренное пьянство всегда считалось предосудительным поведением, но по каким причинам человек не может ограничить себя в пьянстве? Почему люди вообще пьют? Что заставляет молодого человека начинать употреблять спиртные напитки?

На самом деле есть много социально-психологических причин для пьянства. Случается, что первый опыт употребления спиртных напитков мотивирован главным образом внешним влиянием, например, некоторые родители сами стараются приобщить детей к «умеренному» употреблению алкоголя (на семейных праздниках), считая, что таким образом предотвращают последующие злоупотребления. Но в результате возникает восприятие и постепенное усвоение «алкогольных обычаев» - то дань традиции, то подчинение групповому давлению, то приобщению к миру взрослых, а позже у человека начинает появляться потребность в опьянении.

Семья как микросоциум имеет важнейшее значение для формирования не только характера человека, но и его будущих проблем. В семье закладываются не только социально значимые качества личности, но и свойственные ей оценочные критерии. Влияние семьи на подростка сильнее влияния школы, общества в целом. Например, принцип «око за око, зуб за зуб» кажется подростку, выросшему в асоциальной семье, естественным и справедливым; потребительство, формирующееся именно в семье, опасно воздействует на несовершеннолетних, так как они еще не умеют качественно контролировать свои влечения и часто стараются добиться желаемого любым путем. Собственная система ценностей и моральные критерии у ребенка и подростка еще четко не сформированы и имеют весьма размытые рамки. Их этические принципы формируются под влиянием родителей, а если родители в этом смысле не авторитет, то под воздействием других влиятельных личностей, в том числе виртуальных героев. С этим связан механизм переноса и имитации.

Имитация - это стремление подражать во всем кому-либо. В детстве ребенок подражает родителям, старшим братьям или сестрам и вообще многим взрослым. В подростковом возрасте объектом подражания может стать антигерой, тогда со свойственным этому возрасту максимализмом и негативным отношением к замечаниям окружающих подросток постарается не только копировать его, но и переплюнуть во всех отрицательных поступках.

Влияние окружающих людей можно обозначить и как социальное давление. Это психологическое воздействие коллектива, влияющее на человека и приводящее личные привычки, установки, ценности и нормы поведения в соответствие с групповыми. Примерами таких групп являются объединения с формальным членством (политические партии и организации, профсоюзы), люди, объединенные ситуационными факторами (одноклассники, однокурсники, потерпевшие, ожидающие, участники похода и т. п.), неформальные группировки, в частности, в подростковой среде.

Социальное давление не зависит от желания личности принадлежать к той или иной группе и может проявляться по-разному, в том числе, например: употреблять спиртные напитки, курить, принимать наркотики, вступать в сексуальные отношения, заводить детей, покупать ненужные вещи и проявлять агрессию. В таком случае человек употребляет алкоголь, чтобы приобщиться к определенной социальной микрогруппе - компании, или сообществу, в которых это принято. Например, школьник может начать пить, чтобы его приняли в более взрослую компанию. Скажем, употребляя дорогие коктейли, можно ощутить себя включенным в модную нынче, «гламурную», клубную культуру.

Многие могут увидеть, как часто, а то и очень часто пьянство оказывается связанным с другими людьми. Попробовать пива или вина в годы юности кажется вполне естественным, так как многие делают то же самое, и молодому человеку хочется заслужить их одобрение. Затем пойдут свадьбы, крещения, праздники, футбольные матчи, вечеринки и деловые ужины... список можно продолжать до бесконечности. Во всех этих случаях молодые люди пьют, по крайней мере отчасти, потому, что пьют все вокруг и ждут того же от них. Но очень легко использовать поступки других людей в качестве оправдания собственного пьянства. Никто не может припомнить, чтобы кто-либо, пользуясь физической силой, заставлял другого человека выпить. Поэтому любой человек может постараться, чтобы никто не мог и при помощи психологического давления «довести его до выпивки».

Напитки испокон веков употреблялись во все торжественные и знаменательные моменты жизни человека. Поскольку алкоголь является обязательным атрибутом многих религиозных и светских обрядов (свадьбы, рождение ребенка, крестины, дни рождения, праздники, похороны, дни памяти умерших и т. д.), постольку употребление его стало культурной традицией. В большинстве слоев общества считается приличным и правильным употреблять спиртное (часто не ограничиваясь только одной порцией) в честь празднования важных событий и встреч друзей. Как писал известный шотландский поэт Роберт Бернс:

Для пьянства есть любые поводы:

Поминки, праздник, встречи, проводы,

Крестины, свадьба и развод,

Мороз, охота, Новый год,

Выздоровленье, новоселье,

Печаль, раскаянье, веселье,

Успех, награда, новый чин,

И просто пьянство - без причин [4, с. 521].

Пьянство - частое явление в нашей жизни. Но при этом: пить или не пить — каждый решает сам. Не пить (или пить, если мы так решим) в такой же степени является нашим правом, и мы не оспариваем то, что делают другие. Но люди, достаточно уважающие себя и старающиеся беречь свое здоровье, так или иначе приходят к общему заключению для себя, что выпивка приносит вред; они находят способы обходиться без спиртного, и такой образ жизни нравится гораздо больше, чем состояние алкогольного опьянения.

Есть немаловажная причина приобщиться к спиртному - это плохое настроение.

Ухудшение настроения часто связано с поведением других людей. Есть люди, которые иногда говорят то, с чем мы не согласны, или делают то, что нам не нравится. Кроме того, все мы периодически сталкиваемся с бесцеремонностью, грубостью, хамством, провокациями, унижением или даже агрессией. Как говорится, раньше было время, когда удивляло хамство, теперь удивляет вежливость. Тем не менее мы все равно зачастую не готовы к столкновению с агрессивными личностями. Любое проявление грубости может напрочь испортить настроение и надолго выбить нас из колеи.

Если так складываются жизненные обстоятельства, что мы вынуждены общаться с людьми, отличающимися грубым, провоцирующим или оскорбительным поведением, то важно понимать - ни один человек не может прожить без конфронтации с кем-то в силу разности характеров, привычек, мировоззрения, столкновения интересов. Умение сосуществовать с неприятными для нас людьми необходимо для нашего спокойствия. Просто надо научиться быть терпимым к поведению других людей. Усилия, предпринятые для того, чтобы понять других людей, особенно тех, кто нам пришелся не по вкусу, окупаются сторицей. В человеческих взаимоотношениях очень важно понимать других людей, а не только быть понятым. Это не так трудно - постараться понять окружающих. Если наша собственная жизнь является интересной и плодотворной, то мы действительно не стремимся и не желаем выискивать недостатки у других людей или беспокоиться о том, правильно ли они поступают. По правде говоря, ведь есть и такие люди, которым мы тоже не очень нравимся. Поэтому каждый из нас должен стараться уважать право другого действовать так, как он хочет (или должен). Мы надеемся, что нам ответят той же любезностью. Большей частью люди так и поступают. В любом случае, сколь бы оскорбительным или отвратительным ни казалось нам чье-то поведение, оно не стоит того, чтобы мы начали пить. Наше здоровье гораздо важнее. К тому же, само состояние опьянения часто приводит к развязности, агрессивности, безнравственному поведению, то есть тому, что мы осуждаем у других людей.

Среди распространенных причин пьянства есть и такая, как корпоративные встречи. Корпоративные вечеринки, банкеты, дискотеки не обходятся без употребления алкоголя, там все вокруг пьют, потому что так принято и, вообще, к сожалению, выпивка является предметом наибольшего внимания на вечеринках. Многие студенты предвкушают «выступление по пиву» после окончания трудных экзаменов.

Дерево познается по плодам его, человек - по делам его, а пьянство - по проблемам, поскольку человек утрачивает способность к адекватному поведению. Теоретически человек может время от времени выпивать и не знать проблем. Но это только теоретически! На самом деле у пьющих людей всегда есть проблемы, даже если кажется, что они незначительны.

Приведем несколько примеров. Алкоголь калориен и человек, употребляющий его, может растолстеть - если при этом не возникнет проблем со здоровьем, то проблема внешнего вида все же останется.

Порой спьяну случается сказать что-нибудь такое, чего говорить никак не следовало бы и чего человек в трезвом состоянии никогда бы и не сказал, что впоследствии приводит к чувству вины и осознанию унизительности своего поведения.

Незначительное дорожно-транспортное происшествие может обернуться большими неприятностями, если обнаруживается, что водитель был нетрезв. Поэтому можно сказать, что чрезмерное пьянство представляет собой отклоняющееся поведение, которое рано или поздно приводит к проблемам и страданиям.

Продолжая список возможных причин возникновения пьянства, надо выделить и такую ситуацию, когда употребление спиртного происходит ненавязчиво, как своего рода лечение.

При переживании повышенного риска, нервном или физическом напряжении алкоголь употребляют как средство, помогающее снять стресс. Иногда люди прибегают к употреблению спиртного, когда больны, чтобы почувствовать себя лучше. Например, при бессоннице или постоянном нервном напряжении употребляют спиртосодержащие седативные (успокаивающие) капли.

По большому счету, подобная мотивировка - прямой путь к алкоголизму. Предрассудки, разрешающие употреблять небольшие дозы вина, пива или спиртных бальзамов и настоек для «укрепления здоровья», «аппетита», «улучшения роста», «согревания», «успокоения», «для бодрости тела и духа» и т. п., формируют терпимое отношение к спиртному. Но спиртосодержащие напитки - не лекарства, они не решают проблем со здоровьем, а только усугубляют их! Фармакологи и наркологи утверждают, что нельзя считать алкоголь совершенно безопасным и безвредным, вне зависимости от того, используется ли он как напиток, или как стимулирующее, или успокаивающее, или тонизирующее средство, даже если сразу он не приводит к ощутимому физическому ущербу. Ясно одно: даже умеренное потребление спиртного сопряжено с риском, который способен перевесить благоприятный эффект, то есть некоторые люди от умеренных доз спиртного переходят к неумеренным и, как следствие этого, поведение этих людей становится девиантным.

Профилактикой не только разного рода заболеваний, но и пьянства в данном случае, могут быть следующие мероприятия:

совершение прогулок - особенно по новым местам, в парке или за городом. Неторопливые, легкие прогулки, неутомительные маршруты благоприятны для здоровья;

чтение интересных, развлекательных книг, газет, журналов;

посещение музеев и художественных галерей, кинотеатров;

занятия спортом - плавание, бег трусцой, йога или другие виды физических упражнений;

новое хобби - какое-нибудь приятное времяпровождение, где можно получить удовольствие от новых разнообразных впечатлений: такие увлечения, как плетение бахромы, разведение тропических рыбок, изготовление кухонной мебели, шитье, писательство, пение, разгадывание кроссвордов, кулинария, изучение птиц, любительский театр, садоводство, парусное дело, игра на гитаре (или другом музыкальном инструменте), кино, танцы, коллекционирование чего-нибудь, могут приносить радость и наполнять жизнь интересом;

поступить на курсы: обучение не для «корочки», а в свое удовольствие не только привносит некую новую грань в нашу жизнь, но и может привести к карьерному росту.

К тому же, вышеперечисленные способы времяпровождения могут помочь справиться с еще одной причиной пьянства - неуверенностью в себе.

Существует представление, что алкоголь способствует налаживанию межличностных контактов, потому что в состоянии опьянения снижается критичность, в том числе в отношении к себе и партнерам по общению. Это особенно привлекает подростков, испытывающих затруднения в общении.

Подростковый возраст - сложное, интересное и противоречивое время в жизни каждого человека, и именно в этом возрасте чаще всего происходит первое знакомство с алкоголем. Почему? Возможно потому, что у подростков основным мотивом приобщения к алкоголю выступает стремление к самоутверждению.

Считается, что алкоголь раскрепощает, снимает барьеры в общении, помогает преодолеть природную застенчивость. Многие из молодых людей чувствуют необходимость в выпивке для того, чтобы «войти в компанию» и чтобы ощутить, что существуют в полной гармонии с остальным человечеством. Они пьют для того, чтобы «быть как все». Однако известно, что в основном употребление спиртного носит эгоцентрический характер, а именно - люди пьют алкоголь для того, чтобы ощутить на себе его действие. Иногда это ощущение помогает быть дружелюбным и общительным в компании или временно притупляет чувство внутреннего одиночества. Но по мере того как действие алкоголя ослабевает, человек в большей степени, чем когда-либо, чувствует себя отчужденным, покинутым, «непохожим» на других и опечаленным. Если к этим чувствам присоединяется чувство своей вины в связи с выпивкой или чувство стыда за свое поведение в состоянии опьянения, то это еще более усугубляет чувство отверженности.

Состояние опьянения представляет собой иллюзорное замещение неудовлетворенных потребностей. Не имея возможности или не желая приложить достаточно усилий для достижения своих целей, чтобы испытать от этого положительные эмоции, человек подменяет их искусственно вызванным весельем, внешне никак не обусловленным. Со временем такое «бегство» в мир иллюзорного удовлетворения приобретает характер устойчивой привычки, появляется тяга к алкоголю. Включаясь в обмен веществ, в частности в гормональный обмен, алкоголь нарушает гормональную регуляцию эмоциональных реакций: потом без алкогольной стимуляции все чаще наступает подавленное, депрессивное состояние. А дальнейшее употребление спиртных напитков в дозах, вызывающих алкогольное опьянение, постепенно приводит к личностной и социальной деградации человека, и на физиологическом уровне пьянство медленно, но верно разрушает организм. И особенно следует подчеркнуть, что злоупотребление алкоголя в молодом возрасте наносит чрезмерно больший ущерб для организма, чем в зрелом возрасте. Потому что организм человека на психофизиологическом уровне формируется примерно до 25 лет. Следовательно, употребление подростком или молодым человеком алкоголя ведет к неправильному формированию организма в целом.

Многие из пьющих молодых людей убеждены в том, что их привычка пить - вполне безобидна. Ими движет гедонистический мотив получить удовольствие от вкусовых ощущений ароматных вин, терпких коньяков, разнообразных коктейлей и от чувства расслабленности и приподнятого настроения после их употребления. Причиной пьянства может стать желание усилить активность, испытать бодрость.

Всегда надо помнить, что алкоголь - это не просто приятный (или неприятный) на вкус напиток, который способен на какое-то время повысить настроение, но и наркотик, изменяющий состояние сознания. Научное описание этого процесса таково: «Потребность в алкоголе не входит в число естественных жизненных потребностей человека. Этиловый спирт, как и любой яд, вызывает в организме реакцию отторжения (рвотный рефлекс). При первом принятии спиртного человек, как правило, не только не испытывает удовольствия, но и ощущает сильный дискомфорт. Возникающие в результате отравления непривычные ощущения (головокружение, расстройство координации движений, дезориентация во времени и пространстве) могут вызвать страх и другие отрицательные эмоции. При повторных употреблениях алкоголя наступает адаптация организма к яду и основное значение для настроения человека приобретают искусственные ощущения возбуждения и приподнятости. Нарастание доз алкоголя и частоты его употребления может привести к превращению так называемого бытового пьянства в хронический алкоголизм» [5].

С давних пор человечество широко пользуется различными химическими веществами, изменяющими настроение и восприятие. Этиловый спирт, возможно, был одним из первых веществ, используемых для этих целей, и, может быть, всегда был наиболее популярным.

Надо принимать во внимание тот факт, что один глоток этилового спирта может запускать в нашем сознании разные программы действий, которые связаны либо с радостными и приятными воспоминаниями, либо, наоборот, с печальными или неприятными событиями жизни. А также в зависимости от возраста и обстоятельств, в которых молодой человек впервые пробует алкоголь, у него есть различные воспоминания: надежды или тревоги, связанные с мыслями о спиртном. Неоднократно для большинства людей, начинающих выпивать, их предвкушения по поводу желанной выпивки полностью оправдывались. Если же благоприятный эффект повторялся довольно часто, то, естественно, человек начинал привыкать думать о выпивке как о приятном событии, связанном либо с возможностью расслабиться, либо она соответствовала какому-нибудь общественному событию, либо утоляла жажду, либо стимулировала и приносила желаемое удовлетворение любого другого рода.

По большому счету есть две причины для пьянства, из которых следуют множество конкретных мотивов, и эти причины - получить удовольствие или избавиться от страданий. К сожалению, стремление получить сильные и приятные впечатления под воздействием алкоголя с неизбежностью закона захода солнца сменяется состоянием психологической подавленности и тревоги (дисфорией). Это так называемый эффект качелей: за алкогольной эйфорией неизменно следует физиологический и психологический дискомфорт, нередко связанный с чувством вины.

По этому поводу есть такая поучительная христианская притча. В Египте жил один пустынник-монах. И вот бес после многолетней борьбы с ним пообещал ему, что не будет его больше угнетать никакими искушениями, только бы он совершил один какой-либо грех из трех. Он предложил следующие три греха: убийство, блуд и пьянство.

- Соверши, - говорил он, - какой-либо один из них: или человека убей, или соблуди, или один раз упейся - и дальше ты пребудешь в мире, и после этого я уже не буду тебя искушать никакими искушениями.

Пустынник же тот подумал про себя так: «Человека убить - страшно, ибо это есть и само по себе большое зло, и заслуживает смертной казни, как по божьему суду, так и по гражданскому. Совершить блуд, стыд, погубить хранимую до того чистоту тела - жаль, и гнусно оскверниться не познавшему еще этой скверны. Упиться же один раз, кажется, небольшой грех, ибо человек скоро протрезвляется сном. Итак, пойду я, упьюсь, чтобы бес больше не угнетал меня, и мирно я буду жить в пустыне». И вот, взяв свое рукоделие, он пошел в город и, продав его, вошел в корчму и упился.

По бесовскому действию случилось ему беседовать с некоей бесстыдной и прелюбодейной женщиной. Будучи прельщен, он спал с нею. Когда он совершал с ней грех, пришел муж той женщины и, застав грешащего с женой, начал его бить, а он, оправившись, начал драться с тем мужем и, одолев его, убил.

Таким образом, тот пустынник совершил все три греха: блуд и убийство, начав с пьянства. Каких грехов он трезвый боялся и гнушался, те он смело совершил пьяный и через это погубил свои многолетние труды [6].

Еще одной весьма странной формой выражения протеста и причиной пьянства является манипулирование другими людьми.

Фактор протеста: желание противопоставить себя другим характерно для подростков и инфантильных, неуравновешенных личностей. Манипуляция другими людьми, когда алкоголь принимается назло кому-то, из чувства мести, в результате протеста, в попытке прибегнуть к шантажу, например, «если ты ие сделаешь то, что я прошу, то я напьюсь...», применяется в случае какой-то конфликтной ситуации и наносит существенный ущерб нравственному становлению личности.

Раздражение, обида, гнев - чувства, которые оказываются тесно связанными с выпивкой. В состоянии алкогольного опьянения человек чувствует свою силу и свободу, чтобы выражать свой гнев, который ему неудобно было обнаружить, будучи трезвыми. Пьяный человек может наслаждаться тем чувством власти и даже превосходства над другими людьми, которое вызывает у него алкоголь.

Для многих молодых людей с юношеского возраста выпивка выступает способом доказать другим, что они больше не дети, а мужественные или искушенные и умудренные люди, что у них достаточно характера, чтобы бросить вызов родителям или другим руководящим особам.

Но пьяный человек становится не способен принимать здравые, самостоятельные решения, менее импульсивные и не основанные на стремлении к немедленному получению удовлетворения.

Поскольку не каждый человек в трудный период своей жизни - личностный или социальный кризис - становится пьяницей, проявление подобной зависимости определяется, скорее всего, сочетанием не только отрицательных факторов внешней среды, но и психологических особенностей личности, способствующих формированию подобных мотивов и привычек.

Конечно, все мы прекрасно знаем привычки, которые вредят нашему здоровью, - употребление алкоголя и вредной пищи, курение, малоподвижный образ жизни и т. д. Причем не только знаем, но даже пытаемся бороться с ними. Но как?..

Чтобы ответить на этот вопрос, надо опять обратиться к психологии. В психологии, как и в других науках, при формировании представлений по какой-то проблеме выдвигаются различные гипотезы и теории, которые, как правило, не исключают, а скорее дополняют друг друга. Их изложение помогает углубленному пониманию существа психических процессов, без чего затрудняется разумное применение психологических знаний на практике. Для того чтобы найти пути преодоления такой пагубной привычки, как пьянство (или вовсе ее не приобретать!), предлагаем краткое знакомство с одной из жемчужин психологической мысли - с теорией, точнее, с учением о психологической установке.

Оказывается, восприятие человеком каких-то явлений зависит не только от самого явления и особенностей наших чувств: огромное значение имеет то, что мы уже знаем об этом явлении, какое имеем предубеждение, то есть какая психологическая установка у нас есть.

Теорию установки на большом экспериментальном материале разработал в 50-60-е годы XX столетия грузинский психолог Д. Н. Узнадзе. Кратко его теорию можно сформулировать следующим образом. Огромную роль в жизни человека играют установки, от них зависит и восприятие предметов или явлений, и мышление, и воля человека. Любому движению человеческой души (акту восприятия, акту познания, акту воли) предшествует определенная установка, в которой могут быть заключены и предыдущий опыт жизни человека, и определенная цель, и настроение человека или, например, общее направление сознания личности, так называемая интенциональность. Причем, конечно же, установки могут быть в том числе и ошибочными. Например, испытуемого человека просят оценить величину шаров. Сначала ему дают шары разной величины, опыт повторяется 10-15 раз, у человека создается ложная установка, что шары должны быть разной величины. Потом в очередной раз ему дают одинаковые шары, но он их воспринимает как разные [7, с. 12].

Установка - это не просто чье-то предубеждение, это некий настрой человека (его и душевных, и физических сил) на свои определенные потребности и на ситуацию, в которой он находится, при этом установка часто не осознается человеком, находится вне его сознания.

Согласно концепции Д. Н. Узнадзе в случае наличия какой-нибудь потребности и ситуации ее удовлетворения в субъекте возникает специфическое состояние, которое и можно охарактеризовать как установку - склонность, направленность, готовность к совершению определенной деятельности, направленной на удовлетворение актуальной потребности [7, с. 35-36]. Он подчеркивал, что установка - это «целостное состояние субъекта», его целостная направленность в определенную сторону, на определенную активность.

Таким образом, установка выражает готовность человека к активности, определяет его направленность и избирательность поведения. Установка как динамическое состояние включает в себя как момент мотивации, так и момент направленности.

Для возникновения установки «достаточно двух элементарных условий -какой-нибудь актуальной потребности у субъекта и ситуации ее удовлетворения. При наличии обоих этих условий в субъекте возникает установка к определенной активности» [7, с. 33].

Установки бывают разного уровня. Например, высший уровень - это уровень смысловых установок, то есть таких, которые придают определенный смысл всей деятельности человека. Это уровень общей первичной установки личности; в качестве примера данной установки можно привести установку на потребительский образ жизни по принципу: «Бери от жизни все!». Или, наоборот, установка на служение людям, своему Отечеству.

Существует уровень целевых установок, когда человек настроен на достижение определенного результата, какой-то цели. Психологами поставлено немало экспериментов влияния подобных установок на восприятие человека. Например, участникам эксперимента показываются предметы разной формы, цвета, материала. Если перед экспериментом им дается инструкция, в которой упоминается один из признаков предметов (либо форма, либо цвет, либо фактура материала), то этот признак запоминается очень хорошо, а остальные почти не фиксируются.

Или, например, в других экспериментах у испытуемых одной группы с помощью инструкции создавалась установка на восприятие слов из категории «корабли», а у испытуемых другой группы - установка на восприятие слов из категории «животные». Среди предъявляемых на одно мгновение слов были бессмысленные слова типа «SAEL». При этом типичной ошибкой испытуемых, настроенных воспринимать слова из категории «животные», было прочтение бессмысленного слова «sael» как «seal» (тюлень), а для испытуемых, настроенных па восприятие слов из категории «корабли», типичной ошибкой было прочтение слова «sael» как «sail» (парус) [8, с. 83-84]. Таким образом, восприятие человека зависит от установки.

Существует уровень операциональных установок, которые действуют в привычных стандартных ситуациях, целиком определяя работу привычного плана поведения. Вышеприведенный пример с шарами разной величины и есть образец операциональной установки.

В жизни мы постоянно сталкиваемся с влиянием наших установок. Проиллюстрируем влияние установки на экспериментах с любителями пива [9]. Практически все любители пива говорят о необыкновенном его вкусе и о том, что у них есть любимые сорта пива, которые они легко отличат от других. Когда любителям пива давали на пробу ряд сортов, то все они высоко оценивали свои любимые сорта, но как только им предлагалось определить качество вслепую, то не могли выделить своих любимых сортов и попадали на них с вероятностью обычной случайности. В другом эксперименте любители пива получили пиво одного сорта, но разлитое в 3 разные бутылки. У бутылок были этикетки, определявшие, что это именно то или иное пиво разных сортов и с разной ценой. Пиво, выпитое из бутылок с этикетками дорогих сортов, оценивалось всеми очень высоко.

Однако вернемся вновь к вопросу о формировании плохой привычки пьянства. Как человеку удается научить себя получать удовольствие от явно противного занятия? Это можно объяснить на примере водки, ведь она является настолько противной на вкус, что даже самые заядлые алкоголики не могут пить ее просто так, и после того, как проглотят эту гадкую жидкость, быстрее закусывают, чтобы хоть как-то сбить водочный вкус. Хотя, конечно, есть и такие алкоголики, которые могут не закусывать: выпьют, крякнут и занюхают своим грязным рукавом. Но так могут поступать только те, у кого водкой уже выжгло все вкусовые рецепторы на языке.

Но мы представим себе других людей, например, двух молодых парией, которые впервые попробовали водку. Один из них, выпив спиртное, понял, что алкоголь страшно воздействует на его организм (отравляя), делает его поведение разнузданным, за что ему потом становится стыдно, и потому этот парень постарается впредь сдерживать себя в употреблении спиртных напитков. А другой парень нашел в алкоголе возможность расслабиться и «оторваться» и будет стремиться к этому еще. Каждый из них будет ждать от выпивки определенной реакции. И в зависимости от того, в какие жизненные обстоятельства попадает человек, какой опыт он переживает в результате пьянства, что он ищет и находит в выпивке, в зависимости от этого будет меняться психологическая установка и восприятие пьянства этим человеком.

Понятно, что реальная реакция организма на алкоголь проста. Сам по себе алкоголь является ядом и отравляет организм: нарушаются кровоснабжение мозга, координация движений, притупляются чувства, поражается высшая нервная деятельность. Нормальной реакцией на все это является страх перед отравлением. Но психологическая установка получить удовольствие все переворачивает. При нарушении координации движений пьяный говорит, что появилась «легкость в теле», притупление чувств называет возможностью отрешиться ото всего, расслабиться, потеря контроля над собой называется раскрепощением, возможностью повеселиться от души, бредовое состояние называется интересным словом «галлюцинация».

Итак, видеть желаемое вместо действительного, воспринимать реальность в ореоле ожиданий - удивительное человеческое свойство. Мы видим собы-326

тия, людей и факты не объективно и беспристрастно, а сквозь некие очки, фильтры, призмы, которые прихотливо и разнообразно искажают реальность для каждого из нас. Предвзятость, избирательность и произвольную окраску восприятия человеком мира в психологии и обозначают термином установка. Кратко говоря, этот термин используется психологами для обозначения мысленных представлений человека о различных характеристиках мира, оформившихся в результате получения жизненного опыта, которые, раз возникнув, сильно влияют на его поведение. Благодаря психологической установке человек учится испытывать удовольствие там, где его совершенно нет. Если нет психологической установки в человеке на принятие пьянства, то указанные факторы он воспринимает более адекватно, понимая, что пьянство наносит вред всему организму, который от спиртного быстрее изнашивается и стареет, а социальный статус человека, приверженного к пьяным удовольствиям с их непредсказуемыми или постыдными последствиями, постепенно снижается.

Причины и следствия пьянства могут быть разными - от внешних стимулов-провокаций до внутренних (главных) причин - в зависимости от развития самооценки человека, уровня притязаний и влияния семейных и профессиональных ролей. Ясно, что в происхождении пьянства большую роль играют дефекты морально-психологического воспитания человека, формирование установок сознания, содержание потребностей личности, которые предопределяют особенности его характера и эмоционально-волевой сферы.

Постоянное, приводящее к проблемам, пьянство - по преимуществу заученное поведение, которое может и должно быть сводимо к умеренному потреблению алкоголя. По сути, пьянство - это плохая привычка, которую можно сменить на другую (хорошую!) привычку. «Привычки сознания не должны быть постоянными. Одно из наиболее важных открытий в психологии за последние двадцать лет таково: человек может сам выбирать, как ему думать» [10, с. 18-19]. И правда, человек волей сам корректировать свои привычки в зависимости от его потребностей, желаний, целей. Если есть желание избавиться от вредной привычки, нужно и можно контролировать свои поступки и реакции на внешние и внутренние раздражители, определяющие действия и формирующие наши рефлексы, привычки и установки. Поскольку от них зависит качество нашей жизни.

Многое в жизни накапливается постепенно: долги, лишний вес, плохое здоровье и вредные привычки, в том числе и привычка выпивать. Надо помнить о подобных тенденциях. Нельзя недооценивать мелочи. Как говорил французский писатель и философ XVIII века Франсуа Вольтер: «Пользуйтесь, но не злоупотребляйте - таково правило мудрости. Ни воздержание, ни излишества не дают счастья» [1, с. 299].

Человек легко приспосабливается к меняющемуся миру и требованиям культуры. И это не разрушает его личность, а позволяет творчески самовыражаться, расширять репертуар привычного поведения. Так проявляется креативность - то есть творческая активность в течение жизни, которая проявляется не только в создании каких-либо произведений, но и в самой жизни. Надо жить своим умом, ориентируясь на ощущения в теле и собственную логику мышления. Например, рок-музыкант Андрей Макаревич «подростковым» экспериментам со спиртным противопоставляет культурную традицию: «.. .Я люблю выпить, но не люблю и не могу напиваться. А с собственным сыном мне, считайте, повезло. Он не пьет вообще. Ему это просто неинтересно» [11, с. ПО].

По нашему мнению, неудачи в борьбе с пьянством во многом зависят от того, что предпринимаемые меры не устраняют психологических причин пьянства, таких как неуверенность в себе и в завтрашнем дне, одиночество и т. п. Специалистами, исследующими данную проблему, доказано, что люди прибегают к неумеренному употреблению спиртных напитков в силу недостаточных адаптационных возможностей или интеллектуальной и эмоциональной незрелости. Ио такие факторы, как повышение культурного уровня, принятие правильной - направленной на жизнеутверждение - социальнонравственной ориентации, а также самосовершенствование личности, формируют ответственную, несовместимую с чрезмерным пьянством, модель поведения человека.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >