НООСФЕРНАЯ ПАРАДИГМА: ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КАК ВЫЗОВ ВРЕМЕНИ

ФОРМИРОВАНИЕ НООСФЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ -ПРИОРИТЕТ НОВОЙ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

«Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий»

Козьма Прутков

«Мы переживаем не кризис, волнующий слабые души, а величайший перелом мысли человечества, совершающийся лишь раз в тысячелетия...»

В. И. Вернадский

«Знание мысли, которая везде всем правит» (Гераклит)

Преобразуя природу, человек одновременно преобразует самого себя, развивая дремлющие в себе физические, интеллектуальные и другие сущностные (ноосферные) силы. Вместе с тем он все чаще сталкивается с многочисленными нс только положительными, но и отрицательными последствиями преобразования окружающей природы, и именно тогда, когда его деятельность не соответствует законам ее развития. Такое положение имеет место потому, что природная среда обитания человека не является пассивным органом: биосфера и ноосфера - это развивающиеся и саморазвивающиеся глобальные системы. Ноосфера (греч. vooq - разум и <5(paipa - шар) - сфера разума; сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития (Википедия). Ното sapiens в своем познании мира и практических действиях исходит из закономерностей процессов накопления в природе противоречивого характера воздействия на них антропогенных факторов. Поэтому важно глубоко осознавать практическую значимость гармонизации социально-экономической, природоохранной и природопреобразующей деятельности в условиях угрозы глобального экологического кризиса.

Иными словами, решение проблем ноосферного общественного воспроизводства должно исходить из понимания того, что человек включен не только в социально-экономический, социокультурный, научно-технический, общественно-исторический, но и в эволюционный и планетарный (глобальный) ноосферный процесс. Чем полнее развиты разумные способности, интеллект, культура, духовные качества индивидуума, чем более ответственно и творчески он относится к делу и к другому человеку, чем глубже и системнее предвидит отдаленные последствия своих воздействий на природу и общество, тем более сложные задачи он ставит и решает.

Это наглядно может быть представлено диаграммой развития общества во взаимосвязи с процессом становления и развития науки.

Общество

Технология Наука

Потребность

«Побег» (следствие)

Новации

Диаграмма стадий развития общества, составленная по системе «S1NIC»

211

При этом не менее важно осознать, что материальная культура никогда не была, не бывает и не может быть полнее и богаче нематериальной, духовной культуры. Первая всегда лишь отпечаток, слепок второй, который, являясь продуктом материального производства, морально и физически устаревает, разрушается и гибнет. Вечно же не только сохраняется, но и накапливается продукт нематериального производства (разум, знание, культура, образование, наука и др.), на основе которого возможен новый рост материального и нематериального производства. Невозможно рассчитывать на производство конкурентоспособной продукции (работ и услуг), приоритетно не накопив соответствующую критическую массу разума, интеллекта, профессионализма, ответственности и других качеств личности человека.

Обсуждая важнейшие составляющие общественного богатства, классики акцентировали его генерирующее ядро - разум и рациональную организацию человеком своей деятельности и собственной жизни. Уже Гераклит отмечал, что подлинной мудростью является «знание мысли, которая везде всем правит» [Цит. по: История... 1994, с. 82]. Для Гегеля человеческая субъективность вообще была проекцией объективного мирового Разума. Но и К. Маркс, которого приписали к «материалистам», писал: «Природа не строит ни машин, ни локомотивов, ни железных дорог, ни электрического телеграфа, ни сельфакторов, и т. д. Все это - продукты человеческого труда, природный материал, превращенный в органы человеческой воли... или практической деятельности в природе. Все это - созданные человеческой рукой органы человеческого мозга, овеществленная сила знания» [Маркс Т. 46. Ч. 2, с. 215]. Именно разум помогал человеку создавать, разделив и систематизировав сферы труда, новые способы земледелия, современную индустрию и затем - постиндустриальный и информационный уклады. Благодаря разуму человек изобрел новые способы транспортировки и распространения товаров, новую стратегию поведения на рынке, новые возможности общения между людьми.

Разум определяет самоорганизацию человека как ведущую силу научно-технического прогресса, повышает стоимость изделия, вводит в оборот новые ресурсы. Нефтяные пласты на протяжении многих тысяч лет не приносили никакой пользы человечеству, пока благодаря своему разуму человек не нашел им применения. Можно без конца перечислять те объекты, которые оставались неиспользованными, пока человек благодаря разуму не увидел в них нечто потенциально производительное и полезное. Путь к богатству скорее лежит через разум, нежели через материю.

Свойство разума, выраженное словом «предприимчивость», существенно зависит от веры в то, что наш мир - это мир неограниченных возможностей; мир, который, с одной стороны, не может быть целиком логичным, математически точным и абсолютно предсказуемым; с другой - он все же не совершенно иррациональный и безрассудный, а подвергается осмыслению. Самый совершенный ум может оказаться беспомощным - к успеху может привести просто удача. Но если рассматривать отдаленную перспективу, то здесь человеку противостоит мир, полный риска, где именно разум дает возможность добиться значительного успеха. Именно он со временем превратил золото в «капитал».

Философия свободного рынка - это в первую очередь повышение эффективности, производительности, изобретательности, процветание на основе развития разума, которым наделены конкретные люди в конкретной ситуации. Порядок, невидимо формирующийся из огромного числа, казалось бы, несовместимых индивидуальных решений, оказывается более рационален и разумен в сравнении с тем, который навязывается людям жестким централизованным планированием или государственным административным регулированием. Адам Смит привел многочисленные доказательства в пользу того, что благоразумность обычного человека приведет не к анархии, как было принято думать, а к рождению нового порядка.

Ясное ноосферное мышление - это первая обязанность каждого разумного человека и общества. Именно разум и дух человека формируют общество. Разум упорядочивает общество в систему. Он способствует нововведениям, улучшению организации экономической деятельности, повышению эффективности производства и более полному удовлетворению потребностей. Разум позволяет скоординировать взаимодействие всех элементов системы: финансов, материалов, оборудования, производителей, посредников и потребителей. Он помогает прогнозировать и планировать не только на ближайшую, но и на далекую перспективу. С его помощью человек может определять программные цели и средства их достижения и тем самым совершенствовать его применение.

Разум подчинен целям предприятия, жизнь которого длиннее жизни человека. Многое в этом мире зависит от прогнозного и сознательного вмешательства в ход событий - использование разума повышает вероятность успеха в выборе программно-целевых методов государственного управления социально-экономическими процессами.

В последнее время на этот путь встала и наша республика, приняв Закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» (1998 г.). Важнейшее место в системе разрабатываемых прогнозов и программ отводится Комплексному прогнозу научно-технического прогресса (КП НТП). И это обоснованно, ибо в приросте ВВП 80-90 % составляет доля научного труда (разум, наука, НТП).

Методологией прогнозирования НТП может выступать «дарвиновская триада», но в более широкой ее трактовке: изменчивость, наследственность, отбор [Моисеев 1990]. При этом важно понимать, что изменчивость включает любые проявления стохастичности и неопределенности. Это объективная реальность нашего мира. Стохастичность соседствует с детерминистскими законами. Одни и те же факторы изменчивости стимулируют, создают и разрушают. В основе этого процесса лежит ныне общепринятая синергетическая самоорганизация материи.

Важнейшими факторами развития являются наследственность и динамика - способность материи не только сохранять свои особенности, но и изменяться от прошлого к будущему. Таким образом, будущее зависит от прошлого, но не сводится к нему, трансформируется.

Пожалуй, самым трудным в прогнозировании является отбор приоритетных направлений развития НТП. Отбор, следуя своим объективным законам, совершает только Природа, а разум лишь отражает с той или иной степенью точности ту реальность, которая есть или будет на самом деле. В природе существуют виртуальные и реальные процессы. Однако из всего множества мыслимых (виртуальных) движений материи в реальность «пропускаются» лишь некоторые, исключительные.

Все системы и явления в своем развитии обладают пороговыми состояниями, переход через которые ведет к резкому качественному изменению (бифуркации) протекающих в них процессов и к изменению организации их структуры. Переход системы в новое состояние неоднозначен, так же как и характер ее новой организации, т. е. после бифуркации может появиться множество новых, разнообразных и даже непредвиденных структур. Эта особенность пороговых (бифуркационных или катастрофических) механизмов играет особую роль в развитии нашей действительности.

Чтобы быть творческой личностью - рисковать, экспериментировать, становиться первопроходцем в новых областях, человек должен выбирать между гарантиями безопасности и разумным риском. Каждая социально-экономическая модель определяет границы личной инициативы индивида. Одни инстинкты она поощряет, проявление других подавляет.

Сама природа сделала людей разными по внешнему облику и внутреннему содержанию. Абсолютно равных людей, как и деревьев в лесу, нет и не может быть. Эти естественные различия вечны, всеобщи и иеуничтожимы -и попытки стереть их бесперпективны. Любое общество, которое не поддерживает и не благоприятствует пассионарным лидерам, наказывает себя. Ведь оно, таким образом, лишает себя возможности выжить и получить импульс к развитию. Любая форма организации экономической деятельности, стремящаяся быть максимально производительной, должна изобрести систему, позволяющую талантливым в какой-либо области людям проявлять свою одаренность, совершенствовать ее и находить свое место в обществе, которое дало бы возможность максимально проявиться их таланту.

Попытка создать совершенного человека при помощи государственного насильственного принуждения - главный корень зла любой социально-экономической модели. Как только человек и его разум становятся целью и самоцелью общества, экономика не ограничивается производством товара.

В предыдущие эпохи, когда лозунг экономического развития еще не превратился в категорический императив, сознание людей, их разум, естественно были ориентированы не на будущее, а на прошлое, главным образом на материальное производство. Столетия христианства укрепили веру в человеческий разум, и в надлежащее время экономическая деятельность смогла опереться на эту веру, чтобы изменить мир. Человек с помощью разума осознал новые возможности. Незадействованные ранее финансовые средства, соеди ненные с практичностью, приобрели два новых ценных свойства: они стали определять стоимость времени и производительность общественного труда. Инвестирование денег придало им более новую функцию, чем просто средства утилитарного обмена.

Необходимость выхода мышления человека за пределы существующего в настоящее время экономцентризма, при котором приоритетным производством, целью и самоцелью жизнедеятельности является вещное, материальное производство, диктуется в значительной мере характером средств производства и технологией, а не интересами, способностями и потребностями людей, развитием личности человека, становится ноосферной парадигмой экономики.

Труд в целом должен стать на деле свободным, т. е. таким, при котором человек будет включен в неограниченную ни местом, ни временем общечеловеческую творческую деятельность, созидание общественного богатства. Приоритетное формирование личности человека и его разума, по сравнению с вещным потреблением, является закономерностью современного социокультурного и цивилизационного процесса.

Человечество подошло к необходимости реализации общепланетарной стратегии — обеспечения разумной и устойчивой гармонизации системы Природа - Человек - Общество. Основа - накопление за двадцать веков потенциала сферы разума, знаний, культуры и НТП, а также опыта войн, конфликтов, бедности и богатства, техногенной нагрузки на планету.

Необходимо, чтобы специалисты разных областей знаний всех стран приняли участие в обустройстве планеты на основе законов построения и функционирования национальных ноосферных моделей устойчивого развития исходя из биосоциального разнообразия национальных культур.

Наше всемирное сообщество стоит на распутье. Оно все еще пытается на основе локальных государственных интересов решать проблемы культурно-цивилизационного процесса. В мире возникли две культуры - естественников и гуманитариев. Между ними образовалась пропасть, которая пока углубляется и расширяется. Однако физическое не только противостоит духовному, но и эксплуатирует через НТП его «успехи». Вместе с НТП пришли потери. По видимости, единый и цельный мир по своей сути таковым не является. Законы физики стали в мире господствовать. А человек оказался из него изъятым, превратившись в «фактор» развития НТП. Космос, Вселенная, Природа, НТП, Общества существуют сами по себе, и Человек тоже существует сам по себе. Господствует объективизм в познании мира. Истинно научными считаются только знания, не зависящие от человека, который являет собой лишь наблюдателя. При господстве такой мировоззренческой парадигмы многое осталось за кадром научного академического мышления и практической деятельности, и прежде всего личность самого человека, его разум.

Альтернативой такому мировоззрению во второй половине XIX века явился русский космизм с его осознанием того, что Человек - одна из составных частей природы, которые не противостоят друг другу, а рассматриваются как единая система. Человек и все, что его окружает, - частицы единой Вселенной, космического Разума. Возникло понимание того, что без создания нового мирового социально-экономического порядка, актуальность которого стала очевидна на фоне современных достижений НТП, не может продолжаться цивилизационный процесс всего человеческого рода на планете Земля.

Человечество подходит к необходимости выбора новой парадигмы - разумного общепланетарного социально-экономического обустройства. Идти по нынешнему пути - значит погибнуть.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >