Онтологические аспекты коммуникации

Объектом медиафилософии являются и онтологические аспекты медиа как системы коммуникационных средств.

Онтология (греч. — сущее) — учение о бытии, принципах его строения, законах и формах. При этом, «социальная онтология в современной интерпретации, — отмечает В. Е. Ке-меров, — учение о бытии общества, включающее учение о человеке, о человеческих индивидах, взаимообусловленных в их самореализации»1.

В этой связи любое направление в медиафилософии приобретает онтологический характер, в том числе и изучение медиареальности. И, рассматривая проблему власти медиареальности, можно понять, что «онтология коммуникаций оборачивается коммуникативной онтологией и, следовательно можно вести речь о медиафилософском про-

2 странстве» . s

В основе коммуникативных возможностей бытия ле- g жат временные характеристики. Таким образом, отмечает 5 О. В. Костина, «социальность в виде ее собственной метафо-рической предпосылки вписана в структуры временности (социальность понимается как... co-бытие)»[1] . Мир комму- п никации возможен в той же степени, как возможны соучастие, со-временность, со-весть.

Будучи частью действительности со всеми ее противоречиями, медиа в разных формах воспроизводят реальность, то есть актуальную картину мира. Можно согласиться с С. Кара-Мурзой, который утверждает: «То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в наше время почти не 157 оказывает влияния на развитие общества».

Ответы на многие философские вопросы как основы i знаний о мире, такие как: что такое жизнь? Что такое бы- н тие? Что такое сущность? Что такое время? Что такое при-чина? и т.д. — стали осмысливаться в XX веке не с помощью науки или искусства, а с помощью медиа: сначала газет х и журналов, затем кино, радио и телевидения, а в начале х XXI века с помощью глобальных компьютерных сетей.

При этом ясно, что между научным пониманием картины мира и его «калькой», представленной в содержании медиаинформации, — огромная разница, обусловленная объективными и субъективными причинами.

И все же в той или иной степени медиакультура, СМК по-могаютмассамлюдей осмыслить сущностные вопросы бытия. Другое дело, что исходя из точки зрения о том, что философия пребывает в глубоком кризисе и превращается в «философию как опыт невозможного», как учение о «о бытии-в-себе», как «прорыв к реалъности-в-себе», то и онтология как учение о том, что есть, также переживает свой апокалипсис1.

Как отмечает МА. Корецкая, «деонтологизация циничного разума зашла так далеко, что не только никто не ждет «прорывов к бытию», но и смысл понятия реальности претерпел некую трансформацию. Во-первых, реальность понимается как конструкт, эффект, и прежде всего, эффект массмедийный, а во-вторых, реальность принципиально множественна или реальностей много и они не в состоянии быть увязаны в единую целостную картину мира...»[2] . В качестве объекта доказательства своей мысли («деонтологизации» разума) МА. Корецкая приводит книгу Н. Аумана «Реальность масс-медиа», критикуя многие ее положения, связанные с постижением реальности. Отсюда вывод: «виртуальные симулякры — лишь яркая и агрессивная упаковка желания», что приводит к подмене многих философских понятий.

Таким образом, взаимодействие медиафилософии и теории коммуникации связано не только с онтологическими особенностями современного миропорядка, но и с «особенностями форм рефлексий в культуре», которые предполагают синтетические способы освоения действительности,... уход от чисто технических параметров ее измерения, то есть онтологию».

А это значит, как подтверждает О. В. Костина, «онтологическое измерение коммуникации» реально в качестве объекта исследования медиафилософии.

  • [1] Социальная философияю. Словарь/Под ред. В. Е. Кемерова. — М, 2003. -С. 291. 2 Костина О. В. Онтологическое измерение коммуникаций // Медиафилософия. — С. 132. 3 Там же. 4 Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием — С. 148.
  • [2] См: Корецкая М.А. Эффект реальности и пустыня реального: медиа и кризис онтологии//Медиафилософия. — С. 115-116. 2 Там же. — С. 118. 3 Костина О. В. Онтологические измерения коммуникации// Медиафилософия/Под ред. В.В. Савчука. — СПб., 2008. — С. 138.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >