СТРУКТУРА (ФОРМА)

Мы намерены систематизировать, категоризировать, классифицировать и поименовать структуру, содержание и форму, инструменты и средства с тем, чтобы понять, из чего состоит композиция (произведение). Поскольку танец является синтетическим видом искусства, объединяющим элементы музыки, театра и изобразительных искусств, а также архитектуры, важно обозначить структуру, форму и материал, чтобы выяснить, из чего состоит композиция. Как мы уже говорили, музыка и танец являются временно-обусловленными художественными формами. Театр пользуется такими средствами, как текст, голос, тело, музыка, пространство и время. Танец может присутствовать в театральных представлениях в качестве дивертисмента или как средство перевода речи актеров на язык движений. Архитектура, как некогда заметил Гете, это «застывшая музыка»*; архитектура образует границы пространства, в котором мы живем и движемся, и тем самым выполняет функцию, полностью противоположную функции танца. Живопись, графика и скульптура также противоположны танцу в том отношении, что они материальны, в то время как танец эфемерен.

Концепция1261 предваряет структуру1271; «идея дерева» (ДНК) создает структуру. Форма следует за структурой и образуется в соответствии с исходными условиями и импульсом.

Структура образует решетку композиции, скелет, обрастающий плотью материала. Скелет тела — это не статичная структура, а живой орган, дающий телу структурную опору. Скелет состоит из коралловидных трехмерных внутренних структур с пустыми пространствами между ними, и эти структуры изменяются со временем — подобно всем формам в природе. Структура в танце — это поток времени, генерирующий формирование материала. В результате преобразования времени в материал возникают идеи пространства, в результате преобразования времени в ритм возникает форма. Форма организует взаимоотношения между элементами.

’ Изречение «Архитектура — это застывшая (erstarrte) музыка» принадлежит немецкому теоретику искусства Ф. В. Й. Шеллингу; у Гёте архитектура — это «онемевшая (verstummte) музыка» — прим, перев.

Связь между формированием и формой, которую мы распознаем даже в мельчайших объектах, сохраняет свой непреложный характер и на поздних стадиях, ибо она определена принципом. Думаю, что природу этой связи можно изложить одной фразой: путь к форме, диктуемый, вне всякого сомнения, внутренней или внешней необходимостью, важнее, чем цель и назначение формы. Именно путь определяет окончательный характер произведения. Формирование определяет форму и, как следствие, оно выше формы.

П. Клее «Художественное мышление», стр. 169.

Трудно рассуждать о структуре, не прибегая к понятию формы (и наоборот). Структура, концепция и форма тесно связаны друг с другом. Чем яснее концепция и структурирующие принципы, тем энергичнее и увереннее происходит эволюция формы. По моему глубокому убеждению, стимулирующая и вдохновляющая энергичность является необходимым условием творческого процесса, который, в свою очередь, создает структуру и содействует развитию формы. Для того чтобы форма передавала смысл, она должна быть заполнена чем-то таким, что служило бы ей опорой. С другой стороны, форма способна функционировать самостоятельно; она может служить предметом упражнения, инструментом анализа, объектом эстетического восприятия, образцом для подражания или исследованием самой себя как явления — в этом случае сама форма становится темой.

Ниже приведен список понятий и терминов, относящихся к танцу и структуре. Их можно использовать / учитывать при разработке хореографического номера:

Материя:

Тело, время, пространство

Движение (материал)

Представления материи:

Мотив (тема)

Фраза

Последовательность (секвенция)

Вариация

Развитие

Переход (модуляция)

Унисон

Полифония

Соло

Дуэт

Трио

Квартет

Квинтет

Секстет

Септет

Октет

Хор

Виды организации материи / Составные формы:

Ракоход (возвратное движение)

Обращение

Сжатие

Расширение

Фрагментация

Аккумуляция

Триша Браун, «Аккумуляция» (1971) http://youtube/86I6icDKH3M (5:53)

Симметрия

Асимметрия

Секвенциальный

Последовательный

Противоположный

Фрагментарный

Наложение

Повторение

Совмещение

Музыкальные формы:

АВ

Двойная последовательность

АВА

ABACAD и т. д.

Al А2 АЗ А4

АВСВА

АВА - С - АВА

Тройная последовательность

Рондо

Тема с вариациями

Арка

Рондо-соната

Канон

Одна тема (мелодия), образующая контрапункт сама с собой (быстрее, медленнее, в обращении, в возвратном движении)

Фуга

Как и в каноне, тема развивается, достигает кульминации, обращается, проводится в обратном движении, увеличивается (замедляется), уменьшается

Сюита

Разные темпы и характеры частей; по меньшей мере, три части (в темпе модерато, адажио, аллегро)

Призыв-ответ

Как музыкальная, так и танцевальная форма (африканские и другие племенные танцы). Структура, когда играет солист или ансамбль, в то время как второй солист или ансамбль отвечает/откликается на «призыв» первого.

Открытая форма Она же алеаторная форма. Элементами композиции являются случай-

ность и неопределенность.

Интерлюдия

Интермедия/перерыв/пауза/интервал.

Интермеццо

Пьеса, служащая вставкой между частями музыкального (или драматического) произведения

Математические структуры:

Лента Мебиуса

Односторонняя поверхность. Чтобы сделать модель ленты Мебиуса, следует взять бумажную полоску и соединить ее противоположные концы, предварительно перевернув один

из них.

Музыкальная версия ленты Мебиуса: Каноны 1 и 2 из «Музыкального приношения» (1747) И. С. Баха: http://youtu.be/xUHQ2ybTejU.

Золотое сечение и последовательность Фибоначчи

Последовательность Фибоначчи, также известная как золотое сечение, или золотая пропорция, в течение столетий владеет воображением математиков, художников, архитекторов и ученых. Первые два числа последовательности — 0 и 1, каждое последующее число равно сумме двух предыдущих.

О, 1,1,2, 3, 5, 8, 13,21,34, 55, 89............................

В математике и искусстве две величины находятся в золотой пропорции, если отношение суммы этих величин к большей из них равно отношению большей величины к меньшей1331.

a+b is to a as a is to b

Числа Фибоначчи образуют математическую модель, лежащую в основе строения семян, цветков, лепестков, сосновых шишек, фруктов и овощей.

Золотая пропорция есть ключ к тому, чтобы система работала с максимальным успехом — это та инструкция по эксплуатации единицы оборудования, которая содержит информацию по эксплуатации всего оборудования1281.

Пространственные явления могут становиться ядром хореографического процесса. Например, в 1975 г. Триша Браун создала танцевальную композицию под названием «Локус», хореография которой была построена на основе 27 точек воображаемого куба, соответствующих буквам английского алфавита'. Она сделала графическую запись номера, основываясь на данных

27-я точка соответствовала пробелу — прим, перев.

своей биографии («Триша Браун родилась в Абердине, штат Вашингтон...»).

Затем она перевела эту запись в числа и соотнесла эти числа с точками куба. Задача танцоров во время исполнения состояла в том, чтобы касаться соответствующих точек куба[29].

http://youtu.be/_NSrJypk6QE (2:33)

Теперь, когда перечислены основные идеи, относящиеся к структуре и форме, встает вопрос о новых идеях — каким образом мы должны обновлять и оживлять форму и структуру в процессе текущей работы? Танец должен исследовать актуализацию и практику своего собственного исполнения. Это открывает путь к появлению новых форм:

1) Неформальное.

Неформальное порождает неопределенность. Оно предполагает интерпретацию и эксперимент как нечто само собой разумеющееся. В неформальном не существует установившихся стереотипов, оно не поддается слепому копированию... Неформальное имеет три основные характеристики: локальность, гибридность и совмещение.

Сесил Балмонд1301

Локальность предполагает близость — ограниченность.

Гибридность — это комбинированность, смесь.

Совмещение означает поиск соответствия, сравнение.

2) Коллаж.

Способ структуризации, используемый, главным образом, в изобразительных искусствах (не в динамических). Коллаж позволяет видеть одновременно множество изображений. Информация фрагментируется и сопоставляется по принципу случайности.

В конечном счете, произведение должно убеждать нас своими собственными средствами — за счет единства формы и процесса возникновения.

Аниш Капур, британский скульптор индийского происхождения (род. 1954), характеризует эстетический процесс следующим образом:

Природа и структура разделяют ту общую черту, что структурное изящество обладает присущими природе убедительностью и способностью изумлять. Искусство и структура разделяют ту общую черту, что художественная непосредственность обладает неизбежностью природы и формальностью структуры... точность и ясность формы — это орудия метафорического и поэтического1311.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >