Гегель об абсолютном духе

Третий раздел «Философии духа» - это учение об абсолютном духе. Он посвящен таким трем формообразованиям на этой ступени его развития, как искусство, религия и философия. Те характеристики, которые Гегель дает здесь философии как высшей форме абсолютного духа, ни в коей мере не сопоставимы с теми, которые он посвятит ей в своих поздних «Лекциях по истории философии». Он по преимуществу выявляет здесь соотношение между философией и религией, а также выступает против тех, кто причислял его к пантеистам. Можно поэтому со всей основательностью утверждать, что знакомство с данным разделом его философии духа (этой главной книги Гегеля) мало что дает для реконструкции представлений мыслителя о природе и сущности философии.

Итак, на ступени абсолютного духа мы приходим к мышлению мышления, или познанию самого познания. Дух, наконец, обретает здесь свою сущность, каковая и есть знание духом самого себя, или, по словам Гегеля, есть «знание абсолютной идеи». Это «сама себя знающая истина, сам себя познающий разум» [15, т. 3, с. 310]. Абсолютный дух, как уже отмечалось, также должен пройти три основные ступени своего развития и совершенствования. Низшей формой здесь становится искусство, которое Гегель тесно связывает с религией. Будучи чувственным образом постижения абсолюта, искусство, по Гегелю, есть несовершенная его форма. То же самое можно сказать и о религии как чувственном представлении абсолютного духа, хотя последняя все же наполняет эту чувственную форму более глубоким, философским содержанием. Единственно адекватным является философское познание Абсолюта, осуществляемое в форме понятия.

Анализируя искусство, Гегель подразделяет его на ряд возвышающихся одна над другой форм: символическое (возвышенное), романтическое искусство. При этом последнее он ставит на более высокую ступеньку духовности, потому что, изображая Божественное «как внутреннее во внешности», оно гораздо ближе к религии и философии. Хотя связь с чувственностью даже высших его форм приводит к тому, что созданный им Бог еще не есть абсолютный дух или Бог в адекватной форме мысли, абсолютная идея оказывается несоразмерна ее формообразованию. Впоследствии в своем гениальном труде, собранном и изданном учеником философа Г.Г. Гото на основе лекционных конспектов и рукописей под общим названием «Лекции по эстетике», Гегель даст более подробный анализ этого духовного феномена. Он выявит соотношение между формой искусства и его содержанием, покажет сущность эстетического идеала и даст подробную дифференциацию различных форм искусства как ступеней реализации этого идеала соответственно отношению формы и содержания.

Следующий гештальт абсолютного духа, по Гегелю, это религия откровения. Ее содержанием выступает абсолютный дух, а «источником откровения является Бог» [15, т. 3, с. 388]. Гегель так и пишет, что в религии откровения «абсолютный дух обнаруживает уже не свои абстрактные моменты, но самого себя», что здесь дух «есть дух для духа». Религия для Гегеля ассоциируется прежде всего с богопознанием, где сам Бог выступает в качестве вечного содержания, субстанции, творца неба и земли, всеобщей сущности, сына Божия, обнаружения и инобытия вечной сущности, под которой здесь мыслится природа, а также в качестве возвращения Бога из инобытия в духовность. Он так и пишет, что «Бог открывается нам двояким образом: как природа и как дух. Оба этих лика суть его храмы, которые он наполняет и в которых он присутствует». Религия откровения, и в этом ее тождество с философией, верит в их тождество при различии. Согласно и религии, и философии, «первосущество проявляет себя как имманентное самосознанию» - человеку и человечеству, что в религиозном сознании воплощается в виде религиозной общины, ибо абсолютный дух «в качестве духа находится в своей общине», а в философии - в виде философской науки и особенно логики [15, т. 3, с. 445]. Как и в случае с искусством, мыслитель более подробно развернет основное содержание философии религии в своем большом курсе лекций с аналогичным названием, в котором осветит понятие религии и ее историю как единый, закономерный процесс.

И наконец, завершающая ступень развития абсолютного духа - это философия. Саму философию Гегель трактует как синтез и полное раскрытие истин, наличествующих в искусстве и религии. Он пишет: «Это знание есть тем самым познанное посредством мышления понятие искусства и религии, в котором все то, что различно по содержанию, познано как необходимое, а это необходимое познано как свободное» [15, т. 3, с. 393]. В процессе такого рода познания происходит освобождение от ограниченности этих прежних форм и возвышение их содержания «до абсолютной формы». Это движение, которое и есть философия, оказывается, по Гегелю, уже осуществленным, когда оно «в заключении постигает свое собственное понятие, т.е. оглядывается назад только на свое же знание» [15, т. 3, с. 394]. Такое завершение очень напоминает заключительный раздел «Феноменологии духа», посвященный абсолютному знанию. Поскольку философия для Гегеля есть «мыслящая себя идея», то таким способом наука возвращается к своему собственному началу и логическое при этом оказывается ее результатом как духовное, так как оно возвысилось от «явления» до своего чистого духовного принципа. Конец и начало сошлись, в чем, по Гегелю (а точнее сказать, по Фихте, первому обосновавшему идею о круговом принципе построения философии), и заключается искомая завершенность системы.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >