Создание общественно-правового вещания

Телепередачи были возобновлены в Германии только в 1950 г. За два года до этого на съезде инженеров, занимавшихся телевидением, было решено взять в качестве норматива европейский стандарт — 625 строк. Гамбургское радио, проводившее эту встречу, договорилось с английской военной администрацией о возобновлении телевещания, и в ноябре 1950 г. Гамбург показал первые экспериментальные программы. Передатчик работал трижды в неделю по два часа. В 1951 г. заработали передатчики в Западном Берлине и ряде других городов, но единой телесети еще не существовало. Нужно было определить и правовую базу вещания.

Западные державы-победительницы, поставившие уцелевшие радиостанции «третьего рейха» под контроль оккупационной администрации, стремились избежать прежней концентрации вещания, чтобы не допустить влияния на него правительства или какой-то одной партии. Вещание в ФРГ развивалось под знаком «двойного отрицания» (нет — коммунизму, нет — нацизму), что находило отражение как в кадровой политике, так и в репертуаре. Право на «культурный суверенитет», закрепленный за землями Основным законом (конституцией) 1949 г., создавало определенные гарантии против возрождения агрессивной пропаганды и националистических настроений. Одна из задач обновляемого вешания виделась в объединении с демократической Европой — как говорил Т. Манн, была нужна «европейская Германия вместо германской Европы». Для радиокомпаний, а позднее и для телеорганизаций был избран статус «общественно-правовых учреждений», формально независимых от государства и подчиненных землям (административные единицы, из которых состоит ФРГ), а не федеральным властям.

Это означало, что они не могут принадлежать непосредственно государству (как во Франции) или быть коммерческими предприятиями (как в США). Образцом стала английская система с ее концепцией внепартийного вещания, служащего благу всего общества.

Для решения общегосударственных задач и согласования интересов земель в области радио в 1950 г. в ФРГ было создано межземельное надрегиональное объединение — Рабочее содружество общественноправовых радиоорганизаций (АРД). В 1953 г. радиокомпании земель согласились ежедневно выпускать общую двухчасовую телепрограмму. Ответственность была возложена на постоянный комитет телепрограмм АРД. Он состоял из представителей всех земель, но тон в нем задавали Гамбург и Мюнхен. Для выпуска единой программы нужна была ретрансляционная сеть. В 1953 г. вступили в эксплуатацию релейные линии Гамбург—Кельн и Гамбург—Берлин, а вскоре передачами была охвачена вся территория ФРГ. Набиравшая силу на волне западногерманского «экономического чуда» промышленность страны наладила массовый выпуск телевизоров.

В результате этих усилий появилась общая первая программа (или АРД). Она функционирует примерно так же, как независимое ТВ в Великобритании: земли самостоятельно создают телецентры, которые ведут собственные передачи, а в определенные часы объединяются для выпуска общей программы. Сейчас региональное окно на АРД установлено с 17.30 до 20.00. Утренняя и вечерняя программы, общие для всех земель, строятся по твердой схеме из материалов, подготовленных земельными телецентрами из совместных постановок и совместно купленных сериалов. Новости и информационно-аналитические передачи готовит Гамбург.

В юридическом плане немецкое вешание испытало американское влияние: общие основы законодательства разрабатывает бундестаг, детализацией занимаются земли, каждая из которых имеет свой закон о вещании, и законы эти не всегда совпадают. Поэтому при вещании на всю страну приходится иметь дело с набором земельных законов, что создает массу неудобств.

Контрольные функции в АРД возложены на независимые телерадиосоветы. Это своего рода аналог совета управляющих Би-би-си, но с одним существенным отличием. В Англии члены совета управляющих назначаются правительством — политическая культура страны обеспечивает гарантию их независимости. В Германии правительство не пользуется таким доверием. Поэтому здесь создана система представительства различных общественных групп (партий, профсоюзов, молодежных, женских организаций и т.д.), которые делегируют в телерадиосоветы своих представителей. Советы назначают руководителей вешания. На практике во главе телерадиоорганизации обычно оказывается сторонник правящей партии, а его заместители представляют оппозицию; при изменении политической ситуации в результате выборов они нередко попросту меняются креслами. Этот принцип позволяет избегать серьезных политических трений вокруг вещания, но ведет к тому, что телерадиоорганизации постепенно обрастают бюрократическим жирком, раздувают административный аппарат.

Спустя несколько лет после создания АРД стали раздаваться жалобы на монопольный статус этой организации, появились обвинения и в политической предвзятости. Тогда правительство поставило вопрос о создании второго телеканала. Организацию коммерческой сети по образцу английской Ай-ти-ви на местах сочли преждевременной. Для создания новой телепрограммы, в отличие от АРД, независимой от земель, пришлось ввести специальную статью в конституцию ФРГ. «Второе немецкое телевидение» (Цвайтес дойчес Фернзеен, или ЦДФ) отличается от кооперативного сообщества АРД тем, что носит общегосударственный характер. У него есть своя штаб-квартира в Майнце и с десяток студий по всей стране. Передачи ЦДФ начались 2 апреля 1962 г.

На обоих каналах реклама была разрешена, но ограничена — по 20 минут в день. Основным источником финансирования является абонентная плата, размеры которой, как и любых других налогов, определяет парламент (сегодня — 17 евро в месяц). Было решено, что налоги на радиоприемники и телевизоры будут собирать сами общественно- правовые компании. Это требует определенных административных затрат, но создает гарантию того, что доходы действительно поступят в распоряжение компаний. 30% от абонентной платы идет ЦДФ, 70 — АРД. Такая доля АРД объясняется тем, что она занимается еще и радиовещанием. И если персонал ЦДФ насчитывает 3 тыс. человек, то в структуре АРД — 20 тыс. сотрудников. Кроме того, начиная с 1964 г. АРД создает в ряде земель так называемые «третьи программы» образовательного назначения. Так, открывшая этот процесс самая крупная телерадиокомпания Баварии выпускала уроки иностранного языка и другие материалы в помощь школе, а благодаря ее «Телеколледжу» взрослые могли получить аттестат о среднем образовании. Лучшие культурно-просветительные передачи «третьих программ» шли по АРД, расширяя не слишком богатый в то время выбор зрителя.

В таком виде телевидение ФРГ просуществовало вплоть до середины 1980-х годов, когда ему пришлось столкнуться с конкуренцией кабельно-спутникового и частного эфирного вешания. Осознавая, что частное ТВ значительно увеличит в эфире долю развлекательных передач, правительство форсировало создание спутниковых ответвлений АРД и ЦДФ — каналов «Айнс-плюс» и «Драй сат».

«Драй сат» стал ответом на выход в эфир в январе 1984 г. франкоязычной спутниковой межгосударственной программы ТВ-5. Вещание на новом канале началось в конце того же года как результат кооперации ЦДФ, австрийского государственного телевидения ОРФ и швейцарского СРГ с «деликатной и благородной целью» — беречь, развивать и распространять немецкоязычную культуру. Ставную роль в «Драй сат» играет, безусловно, ЦДФ, предоставившая вето распоряжение весь свой технический комплекс в Майнце. В вешании каната, которое ведется с

13.00 до 01.00, преобладают повторы передач, показанных участниками консорциума, — документальных, научно-популярных, литературнодраматических, устраиваются ретроспективы кинофильмов маститых режиссеров, транслируются концерты серьезной музыки, выходят театральные спектакли с рассказами искусствоведов о творчестве драматургов. Зарубежные передачи исключены во избежание конфликтов на почве авторских прав. Почти 100 млн человек считают немецкий родным языком, и «Драй сат» смотрит около 2% этой аудитории от Люксембурга до Восточной Европы (вполне приемлемая доля, учитывая профиль канала).

В 1986 г. был создан спутниковый канат «Айнс-плюс» — культурно- просветительное дополнение к первой программе. Он выходит в эфир с

18.00 до 24.00 из Мюнхена и включает лучшие передачи АРД. Как «Драй сат», так и «Айнс-плюс» существуют за счет общей абонентной платы, обходясь без рекламы.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >