РОЛЬ КОНЦЕПТА «ДХАРМА» В ФОРМИРОВАНИИ ЯДРА ИНДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ВЫЗОВЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ДЛЯ РОССИИ

Все более настойчиво заявляющая о себе с конца 60-х гг. и значительно ускорившаяся с начала 70-х гг. XX в. мегатенденция глобализации не только способствует превращению теоретической абстракции «человечество» в экзистенциальную реалию, но и запускает целый ряд амбивалентных процессов в экономике, политике, культуре (в узком смысле этого слова). Она сокращает географические, экономические, социальные, но не культурные расстояния и ставит индивида лицом к лицу с носителями иных культур, в общении с которыми ему явно не хватает опыта и понимания. Глобализация очень часто обнаруживает свою ангажированность и вполне заслуживает даваемые ей эпитеты «новой версии колониализма», «новой формы капитализма» или «турбокапитализма», «постцивилизации».

Одним из вызовов глобализации всем локальным цивилизациям, независимо от уровня их экономического и политического могущества, стала проблема цивилизационной безопасности, которая формулируется в целом комплексе вопросов. В США она была поставлена в 90-е гг. С. Хантингтоном как вопрос о столкновении цивилизаций в эпоху многополюсного и полицивилизационного мира, пришедшего на смену миру эпохи «холодной войны» идеологий. Такая постановка проблемы стала результатом анализа обширного материала из облас

ти глобальной истории, политики и экономики[1]. Для России проблема цивилизационной безопасности артикулируется иначе и имеет особое значение, потому что в нашей стране вызовы глобализации наложились на вторую за столетие радикальную смену политического режима и базовых ценностей российской культуры. Это трагическое совпадение активизировало ряд социально-политических и демографических процессов, обнаруживших угрозу исчезновения русской культуры. Исторический опыт говорит, что проблема сохранения локальной цивилизации (культуры) не решается политической самоизоляцией и что проверенным способом поиска решения трудных проблем является знакомство с опытом других осевых цивилизаций (западной, мусульманской, китайской и индийской).

  • [1] См.: Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2005. 2 В настоящее время в исторической науке продолжается дискуссия о датировке начала индийской истории, ее акторах и периодизации. Некоторые западные индологи (М. Витцель, Г. Эрдози) и российские историки (Г. М. Бон-гард-Левин, А. А. Вигасин и др.) склонны относить ее начало к III тыс. до н. э. и принимают гипотезу арийского вторжения на субконтинент, выдвинутую Максом Мюллером (1823—1900). Индийские историки (в частности, Р. Тхо-пар, В. Т. Раджшекхар) и другая часть западных историков (К. Клостермайер, X. Хок, Э. Лич и др.) отвергают теорию арийского вторжения. Подробнее об этом см.: Klostermaier К. Questioning the Aryan Invasion Theory and Revising Ancient Indian History // ISKCON Communications Journal. Vol. 6. № 1. June 1998. P. 5—16.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >