ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Вопросы для обсуждения

  • • Эпоха Средневековья: хронологические и географические рамки, социальноисторические предпосылки
  • • Особенности воспитания, школы и педагогической мысли в Западной Европе в период Средневековья

Содержание занятия и ключевые понятия

Начало эпохи Средневековья в истории отмечено падением Западной Римской империи в 476 г. Ряд исследователей делят данный период на Раннее Средневековье - V-X вв., развитое Средневековье - XI-XIV вв., позднее Средневековье - XV-XVI вв.

Во время этого длительного периода в Европе и других регионах мира сформировались и окрепли могущественные феодальные государства, получили развитие христианство и другие мировые религии, были созданы великие произведения мировой литературы и искусства, разработаны эффективные системы обучения, заложены основы образования и воспитания, сочетающие умственное развитие с нравственным становлением личности. Содержание и специфика организации образования и воспитания в этот период определялись господствующим значением христианской религии и церкви в общественной и культурной жизни общества. В Средневековье религия формировала определенную непротиворечивую картину мира и знание о человеке, регулировала поведение и образ жизни, формулировала этические императивы.

В период Средневековья основой обучения и воспитания признавалось Божественное начало, что соответствовало канонам христианской традиции. Бог воспринимался как последний и высший судья. Акцент был сделан на спасение и нравственное формирование души, на добродетель и мудрость, объединившую разум, волю и веру. Христос воспринимался как Педагог и одновременно как Отец (более значимый, чем физический глава римской фамилии). Процесс воспитания заключался в подражании учителей и учеников Христу. Образование - прояснение Истины, постижение которой преображает человека изнутри, просветляет, просвещает его. Если античная образовательная модель направлена на достижение новых результатов в поисках истины, эта сторона привлекала к себе римлян в период упадка Империи. Традиционное классическое образование стало ощущаться недостаточным. Рушились государственные устои, разваливалась система управления, расстраивались финансы, рушилась мораль. В человеке утрачивались привычные связи внутреннего и внешнего мира. Человеку недоставало внутренней наполненности, и он уходил в ученики и приверженцы тайных мистических сект и культов.

В.Г. Безрогое отмечает, что христианская педагогика является одним из основных, среди многих, вариантов воспитательных систем. Средневековая педагогическая традиция показывает, что положительные результаты в воспитании и обучении далеко нс всегда достигаются постановкой человека в центр мироздания, отделением его от мира и противопоставлением его личной сущности всей Вселенной. Христианская педагогика, чтобы воспитать хорошего человека, не говорила ребенку: «Будь хорошим, будь нравствен». Она говорила: «Возлюби Бога и ближнего как самого себя». Центром мироздания был Бог. Человек проверял себя его меркой, входил внутрь вселенской иерархии. И это было не так уж плохо».

В 313 г. Христианство обрело статус официальной религии. Первоначально христианство полагало лишним учить детей мирским знаниям. Но потом, с расширением христианских общин и популяризацией движения, христиане оказались перед необходимостью открытия церковных школ. Первоначально это были школы для тех, кто готовился к крещению, поэтому они не требовали обучения иным предметам, кроме необходимых для принятия таинства крещения. Обучение и воспитание в этих школах заключалось в научении праведным поискам Бога и личностному взаимодействию с Ним. Эти школы выработали ключевой для всего Средневековья катехетический (вопросно-ответный) метод обучения.

Став господствующей, христианская церковь столкнулась с усиливавшейся в условиях кризиса античного мира необходимостью организации всего цикла обучения. На смену проблеме синтеза иудаизма и эллинства пришла проблема взаимоотношений христианского воспитательного комплекса со всем античным образовательным комплексом. Во главу угла стал вопрос об использовании языческой классики как ступени в обучении и познании учеником мира или о восприятии античного как злейшего врага, которого надо знать только для борьбы с ним.

Став в IV в. господствующей религией, христианство на протяжении многих столетий оказывало определяющее влияние на развитие педагогической традиции западной цивилизации. Наказания рассматривались не только как метод воспитания, но и как священная и обоснованная религией обязанность педагогов и родителей по отношению детям: «Наказывай сына своего, доколе есть надежда и не возмущай криком его. Розга и обличение дают мудрость. Наказывай сына своего, и он даст тебе покой и доставит радость на душе твоей». С другой стороны, ранние христианские авторы акцентировали внимание на проблемах гуманистического воспитания, в этом отношении показательной является позиция Иоанна Златоуста (354 - 407 гг.). Если античные писатели, как правило, сосредоточивались на образовании, то для христианства нравственное и религиозное воспитание оказывалось важным само по себе. Златоуст подробно обсуждает прежде всего вопросы воспитания, при этом его особенно интересуют именно эмоциональные аспекты педагогического воздействия - воспитание чувства и души, причем каждая личность составляет целый особый мир.

В V - VII вв. деятели церкви уделяли особое внимание разработке проблем монашеской педагогики, основанной на идее христианской аскезы, в которой нашло яркое выражение стремление найти наиболее эффективные способы формирования у человека богоугодного образа жизни, что, с одной стороны, привело к резкому ограничению внутренней духовной свободы личности, ввергнутой в абсолютную власть религиозного духа, а с другой - позволило более основательно осмыслить пути ее целостного развития, связывающего в единый узел чувство, разум и волю. Иоанн Кассиан (ок. 360 - 436 гг.) отстаивал превосходство практического нравственного воспитания над ученостью. Наряду с практической аскезой важнейшим средством совершенствования личности он считал приобщение к духовному знанию, позволяющее понимать истинный глубинный смысл религиозных норм и человеческих поступков.

В IX - XI вв. в школах царила суровая дисциплина, широко применялись телесные наказания. Об этом, в частности, рассказывает монастырская хроника. Однако многие мыслители того времени крайне отрицательно оценивали педагогическую значимость наказаний, отстаивая принцип индивидуализации обучения, призывая учителя добиваться того, чтобы ученики любили его, а не боялись, ибо жестокость в обращении с детьми, по их мнению, лишь порождает страх и ненависть к учебе. Они призывали учителя не злоупотреблять своей властью над учениками, а стремиться принести им максимальную пользу. В XI в. Экберт, преподаватель соборной школы в Льеже, доказывал, что телесные наказания не просто наносят вред здоровью детей, но и ставят под угрозу их жизнь. Побои, утверждал он, не способствуют развитию ума.

На фоне социально-экономического и культурного подъема развития хозяйства, роста городов с XI в. в Западной Европе усиливаются попытки рационалистического осмысления церковной традиции, возникает схоластика (от греч. shcolastikos - школьный, ученый). Схоластика вырабатывала новый тип культуры, ориентированный на формальную логику и абстрактное богословие. Схоластика определила организацию, содержание и методы образования в период развитого Средневековья, сыграла ведущую роль в дифференциации системы учебных заведений, особенно в развитии университетов. Кроме того, она способствовала формированию в обществе представления о том, что интеллектуальная деятельность и люди, ею занимающиеся, достойны самого высокого социального статуса. Философ и теолог Фома

Аквинский (1226 -1274 гг.) разрабатывал схоластику как вероучение в научной форме, соединяя постулаты учения Аристотеля и католического богословия, веру и научное знание, отдавал при этом приоритет божественному, считая его наивысшим интеллектуальным учением.

Развитие схоластики привело к упадку старой церковной школы: грамматику и риторику вытеснили логика и новая латынь, усилился формально-логический компонент обучения, в содержании образования учебный материал стал распределяться в соответствии с логикой предмета. Схоласты подчеркивали необходимость начинать образование ребенка как можно раньше. В связи с этим содержание и логика обучения в монастырских школах изменились: в каждом монастыре учреждалась школа средней ступени, а для завершения обучения - высшей ступени. Курс обучения был рассчитан на 6-8 лет: два года изучалась философия, два года - богословие, церковная история и право, два года углубленно - богословие. По завершении средней ступени образования изучался тот же цикл, но на более высоком уровне. Через 13-16 лет обучения молодой человек получал степень бакалавра и высший духовный сан.

Таким образом, в период Развитого Средневековья сформировалась своеобразная система учебных заведений различных уровней: начальное образование получали в приходских школах, этот уровень ограничивался элементарными знаниями; средний уровень образования давали монастырские школы, кафедральные или соборные школы. Обучение в средних школах велось на латинском языке, и лишь в XIV в. появились первые учебные заведения с преподаванием на родном языке. В содержание образования входили нормы христианской морали, обучение чтению и письму, далее следовали «семь свободных искусств», теология, философия. Среди изучаемых книг значились Священное Писание, сочинения отцов церкви, а также некоторых античных авторов - Аристотеля, Платона, Вергилия, Овидия, Горация, Цицерона и др. Изучение латинской грамматики и риторики в средневековой школе объяснялось тем, что латынь использовалась как язык богослужения, управления государством, дипломатии, судопроизводства, международной торговли.

К XII - XIII вв. с ростом городов, усилением торговли, развитием ремесленного производства сформировалось третье сословие. В этот период для обучения детей горожан возникают самые разнообразные начальные школы - магистратские, цеховые, гильдейские. Это были независимые от церкви частные учебные заведения различного типа: школы счета, латинские школы, школы родного языка. В XII в. рост числа школ схоластической направленности повлек за собой увеличение числа людей, занимающихся педагогическим трудом. Учителя и ученики объединялись в корпорации, называемые университетами. Другими словами, впервые в истории образования появились учебные заведения, подразумевавшие высшее образование.

Утвердилась система ученичества, относящаяся к образованию феодалов, купцов и ремесленников. С возвышением в XI - XIII вв. рыцарства - феодалов, находящихся на военной службе, - стало оформляться содержание рыцарского воспитания, которое основывалось на военных традициях раннего Средневековья и христианского служения. К XIV в. рыцарство утратило влияние в обществе, но идеал рыцарского воспитания, включавший изучение французского языка, чтение литературы, игру в шахматы, сочинение и пение собственных стихов, игру на музыкальных инструментах, владение копьем, фехтование, езду верхом, плавание, еще долгое время оказывал значительное воздействие на воспитание в Европе (например, отразился в «теории воспитания джентльмена» Д. Локка).

Дети ремесленников в рамках ученичества обучались ремеслу у мастера, обучение длилось от двух до шести лет, работа подмастерья давала возможность накопить денег и после обучения открыть собственное дело. Центрами ремесленного образования с XII в. были цехи.

В XIII в. наметился значительный прогресс в области естественных наук (в медицине, географии, механике, технике, химии), что отразилось на подходах к обучению и воспитанию. Постепенно рациональное познание, основанное на эмпирическом (опытном) исследовании, было положено в основу образования, вместе с тем нс исчез интерес к гуманитарному знанию. К ХП-ХШ вв. выделилось сословие учителей, получавших за свой труд вознаграждение или постоянное жалованье, авторитет и социальный статус которых были гораздо вы ше, чем у учителей в эпоху Античности. Увеличивалось количество библиотек, которые функционировали при монастырях, университетах, собирались во дворцах королей, знати и зажиточных граждан.

Однако уже к концу XIII в. в связи с экономическим развитием общества школьное образование переживало кризис. Преподавание многих дисциплин сводилось к минимуму, необходимому для понимания схоластических трактатов. В городах школьное образование было представлено всего лишь курсами 2-3-летнего обучения. Рост числа школ привел к деградации схоластического обучения, сама схоластика утратила свое значение и в период позднего средневековья - эпоху Возрождения и Реформации - стала предметом осуждения со стороны философов, ученых и педагогов.

Следующим значимым шагом в развитии Средневекового образования и науки стало открытие университетов. Первые университеты появились как результат возросшей потребности в научном знании и людях, им обладающих, на базе соборных школ в крупнейших городах Западной Европы: Болонье (1158 г.), Париже (1215 г.), Кембридже (1209 г.), Оксфорде (1206 г.), Лиссабоне (1290 г.). Они представляли собой межнациональные добровольные объединения профессорско-преподавательского состава и студентов (схоларов), которые пользовались автономией по отношению к церковной и светской власти. При этом власти наделяли университеты определёнными привилегиями, такими как самоуправление, освобождение от налогов, освобождение студентов от воинской службы, право присуждения учёных степеней, имевших общеевропейское признание и др.

В свою очередь, университеты приносили славу городу, а большое число приезжих из разных стран давало дополнительные доходы в казну. Это способствовало тому, что высшие учебные заведения такого типа стали довольно быстро распространяться по Европе (Орлеан, Пиза, Кёльн, Вена, Краков, Прага и др.). В структуру средневековых университетов входило 4 факультета: три основных (богословский, медицинский и юридический) и один подготовительный (артистический). На подготовительном факультете в течение 5-7 лет осваивались «семь свободных искусств». Искусство по латыни звучит как «артис», отсюда и название -«артистический». Студенты «артисты» были моложе остальных своих коллег по alma mater и их, согласно университетскому уставу, можно было пороть за нерадивость. К старшим студентам такого рода наказания не применялись. По окончании подготовительной ступени предоставлялась возможность продолжить образование на одном из основных факультетов. На медицинском и юридическом обучение, как правило, длилось 5-6 лет, на богословском -до 10 лет и более. На богословском факультете изучали главным образом Священное Писание и «Сентенции», обучение длилось около 12 лет, студенты, продолжая обучение, могли преподавать сами и занимать церковные должности, в конце обучения им присваивались звания магистра теологии, а затем лиценциата (преподавателя, допущенного к чтению лекций, но еще не защитившего докторскую диссертацию). На юридическом факультете рассматривалось римское и католическое право, через четыре года обучения студенты получали степень бакалавра, а еще через три года - лиценциата. Обучение на медицинском факультете включало изучение трудов Гиппократа, Авиценны, Галена и других известных врачей. По истечении четырех лет обучения студентам присваивалась степень бакалавра, и в течение двух лет они должны были заниматься врачебной практикой под руководством магистра. Затем после пяти лет обучения им позволялось сдавать экзамены на звание лиценциата. На основе школьного курса тривиума студенты артистического факультета изучали квадриум, особенно подробно геометрию и астрономию, кроме того, в курсе обучения рассматривали схоластику, труды Аристотеля, философию. Через два года студенты получали степень бакалавра, подготовка магистра длилась от трех до десяти лет. Главной целью обучения на всех факультетах было достижение ученых степеней. Внутри факультетов студенты по национальному признаку объединялись в землячества, решающую роль в присуждении ученых степеней играла корпорация преподавателей. В управлении университетом ректор опирался на деятельность наблюдательного и ученого советов, последний избирался из числа профес соров и магистров. В некоторых университетах с XIV в. право избрания профессоров перешло к городам. Постепенно к XV в. появляются государственные университеты.

Занятия в университетах длились на протяжении целого дня (с 5 ч. утра до 8 ч. вечера). Основной формой обучения было чтение профессором лекций. В связи с недостаточным количеством книг и рукописей этот процесс был трудоемким: профессор по нескольку раз повторял одну и ту же фразу, чтобы студенты могли ее запомнить. Низкой продуктивностью обучения отчасти объясняется его длительность. Диспуты проводились раз в неделю магистром, который втягивал студентов в спор, предлагая подтвердить или опровергнуть выдвигаемые им тезисы. В качестве аргументов для доказательства собственной правоты необходимо было ссылаться на библейские тексты, труды известных ученых-богословов, постановления церковных соборов и папские послания. Тем самым, делалась попытка примирить науку и религию, подчинив светские знания вере путём их логической подгонки под авторитет Священного писания. Эти, на первый взгляд бессмысленные схоластические споры, имели и положительное значение. Они развивали у будущих учёных абстрактное мышление, умение отбирать нужные факты, выстраивать на их основе цепочку доказательств и делать обобщающие выводы. Нет сомнения, что накопленный таким образом научный инструментарий поспособствовал в дальнейшем достаточно быстрому развитию опытной науки в эпоху Нового времени.

Вопросы для самопроверки

  • 1. Определите временные и географические рамки эпохи Средневековья.
  • 2. Какие традиции лежат в основе западноевропейского средневекового образования? Как они проявились в педагогической мысли и практике воспитания и обучения?
  • 3. Какими были идеалы христианского воспитания в эпоху раннего Средневековья в Западной Европе?
  • 5. Как идеологи эпохи Средневековья (Григорий Назианский, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Августин Блаженный) относились к античности?
  • 6. Что вы знаете о первых городских школах?
  • 7. Расскажите о возникновении и развитии европейских университетов. Что способствовало росту университетов?

Задания для студентов

1. Из каких трех ступеней состояла система образования в эпоху Средневековья? Охарактеризуйте каждую из них по типу:

Ступень

Тип учебного заведения

Возраст учащихся

Программа обучения

Формы, методы и средства обучения

  • 2. Подготовьте презентацию «Рыцарское воспитание».
  • 3. Подготовьте презентацию «Церковное обучение: основные типы церковных школ, устройство, программы, методы и результаты деятельности».
  • 4. Подготовьте презентацию об одном из известных европейских университетов на тему: «Университет прошлого и настоящего».
  • 5. Подготовьте доклад на тему: «Место ислама в средневековой культуре».

Рекомендуемая литература

  • 1. Блаженный Августин. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002. - С.224 (Антология гуманной педагогики).
  • 2. История образования и педагогической мысли. Материалы к учебному курсу: учеб, пособие / под. ред. Г.Б.Корнетова. - М.: АСОУ, 2008. - 251 с.
  • 3. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: учеб, пособие для пед. учеб, заведений / А. И. Пискунов [и др.]; под общ. ред. А. И. Пискунова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Творческий центр Сфера, 2007. -490 с. - Рекомендовано УМО РФ.
  • 4. История педагогики и образования: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / В.А. Попов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 208 с.
  • 5. История педагогики и образования: учеб. Пособие для студ. учреждений высш.проф. образования / [З.И. Васильева, Н.В. Седова, Т.С. Буторина и др.]; под ред. З.И. Васильевой. - 6-е изд., перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 2011,- 432 с.
  • 6. Подласый, И. П. Педагогика: учеб, для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки и спец, в обл. «Образование и педагогика»: в 3 кн. Кн.1 : Общие основы /И. И. Подласый. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 527 с. -Рекомендовано МО РФ.
  • 7. Соловцова, И. А. История педагогики и образования: учеб, для студентов пед. вузов / И. А. Соловцова. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2007. - 55 с.
  • 8. Торосян, В. Г. История образования и педагогической мысли: учеб, для студентов вузов, обучающихся по специальностям 031000 «Педагогика и психология», 031300 «Социальная психология», 033400 «Педагогика» / В. Г. Торосян. - М.: Владос-Пресс, 2006. -350 с. - Допущено МО РФ.
  • 9. Учебно-методический комплекс по курсу «Педагогика» для подготовки бакалавров педагогических вузов / под ред. Н.К. Сергеева. - Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009 г. - 570 с.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >