ПОДГОТОВКА СТУДЕНТА ПЕДВУЗА К ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА КАК СОВРЕМЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Инновационное образование - это такое образование, которое способствует саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников; инновационное образование - это развивающее и развивающееся образование.

Инновационная деятельность в наиболее полном представлении предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций. Образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определенной практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике («реализация»), представляется современной. В системе профессионального образования и профессионального развития это:

  • - последовательное введение в содержание образования культуры проектирования инновационных образовательных практик;
  • - формирование психологической грамотности, шире -психологической культуры педагогического труда;
  • - освоение норм и культуры управления развитием образования, деятельностью профессиональных педагогических коллективов [1].

В настоящий момент в образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статуса учреждения. Волгоградская научная школа разрабатывает личностно ориентированные технологии, которые ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не просто субъект, а субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.

В русле личностно ориентированного образования осуществляется и наше исследование, направленное на профессиональную подготовку будущего учителя, способного формировать, развивать культуру здоровья своих воспитанников. В связи с этим, на наш взгляд, целесообразно рассмотреть соотношение категорий «культура» и «здоровье» с целью определения сущности «культура здоровья личности», исследуя функции культуры здоровья в развитии личности.

Многообразие трактовок понятия «культура» объясняется прежде всего тем, что культура выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия. С другой стороны, и сам подход к культуре обусловлен во многом исследовательскими установками.

Рассмотрев различные подходы к трактовке феномена культуры (философско-антропологический, философско-исторический и социологический), мы пришли к заключению, что культура является формой эмоционально-личностного отношения человека к миру и, будучи общественным феноменом, является в тоже время делом сугубо личным.

Мы в своих исследованиях придерживаемся деятельностного подхода к определению категории «культура». Культура - это, в конечном счете, изменение личности и ее мышления о мире, обретение человеком внутренней устойчивости. При этом культура - это процесс самосозидания человека в его общественной жизни. Причем активность субъекта культуры не предопределена в самой культуре, но абсолютно необходима как для ее развития, так и для сохранения, функционирования.

Такой подход определяет роль духовного субъекта культуры. В этой логике мир культуры необходимо, с нашей точки зрения, рассматривать как мир материальных и духовных ценностей, взятых в отношении к человеку, и расценивать культуру не как совокупность готовых результатов человеческой деятельности, а как процесс их созидания. Поэтому в культуре фиксируется степень развития самого человека. В то же время культура сама является мерой развития человека как общественного существа.

Сообразно с этим культура по отношению к личности выступает как достижение личностью некоторой гармонии, дающей ей социальную устойчивость и продуктивную включенность в общественную жизнь и труд, а также личностный и психологический комфорт. Гармония с собой и обществом достигается на основе сформированной культуры отношений личности к самой себе и к обществу, с одной стороны, и общества к личности - с другой.

Педагоги помогают ребенку совершать нелегкое овладение культурным богатством, особым образом организуя жизнедеятельность ребенка, а именно направляя ее на освоение культуры (ознакомление с миром и жизнью на уровне культуры); усвоение культуры (взаимодействие с миром на уровне культуры); присвоение культуры (проживание отношений к миру и жизни на уровне современной культуры). Итогом организованной таким образом жизнедеятельности ребенка являются знания о мире, умения взаимодействовать с миром, отношения к миру [5]. Соглашаясь с мнением автора, следует отметить, что в контексте нашего исследования мы понимаем культуру как способность видеть мир во всем многообразии его взаимоотношений, в которых особая роль принадлежит человеку. Поэтому культурный человек должен знать свой организм, уметь оценивать и регулировать свое состояние, осознавать свое место в природе.

Культура порождает новые сущности, но не материального, а идеального характера. Трудно назвать другое слово, которое имело бы такое множество смысловых оттенков. Для нас привычно звучат такие словосочетания, как «культура чувств», «культура поведения», «физическая культура», а в последнее время и «культура здоровья».

Проблема укрепления и сохранения здоровья является одной из важнейших и в то же время противоречивых прежде всего потому, что до сих пор нет точного определения сущности и количественной меры здоровья, здоровье не имеет четких критериев оценки и поэтому до сих пор остается понятием идеальным. Прослеживаются различные подходы к пониманию категории «здоровье» как целостной системы. Существует обилие определений, точек зрения на суть здоровья. Их анализ приводит к выводу, что исследуемая категория отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет собой итог процесса взаимодействия личности и среды ее обитания. Само состояние здоровья формируется как результат взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

Поэтому под здоровьем следует понимать такое состояние организма, которое дает человеку возможность в максимальной степени реализовать свою генетическую программу в конкретных условиях социокультурного бытия данного человека [2]. Здоровье -это показатель культуры человека в целом, поскольку оно по внутренней своей сути оказывается показателем гармонии практического и теоретического плана бытия, мерой согласованности в человеке природного и социального начала [3]. Эти определения взаимно дополняют и углубляют друг друга. Кроме того, они вводят категорию «здоровье» в контекст культуры.

Здоровью необходимо учить с самого раннего детства, этот тезис указывает на определяющее значение педагогического компонента здоровья. Здоровье - это итоговая характеристика воспитания, а резервы жизни - энергетические, психологические, иммунологические. Здоровье - это категория воспитания, формирования внутренних резервов, а наука о воспитании у нас пока одна: педагогика. В самом деле, эффективность здравотворческого образования детей может оказаться более высокой в связи с тем, что их нервная система более пластична, а существующие у них жизненные установки еще недостаточно прочны. Естественно, что это создает благоприятные возможности для воспитания у детей положительной мотивации на здоровье и ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни и как следствие формирование культуры здоровья. Сформированность культуры здоровья личности является важнейшей предпосылкой здорового начала будущих семей, способных родить, вырастить и воспитать последующие поколения людей с более совершенным генофондом и с устойчивой системой здоровых потребностей.

Особо следует отметить, что большинство исследователей определяют зависимость здоровья от сознания человека, его внутренней сущности, так как совершенно очевидно, что характер проявления каждого из названных компонентов здоровья не может не зависеть от личностных качеств человека, осознанности поведения, приносящего либо укрепление здоровья, либо ущерб ему.

Отмеченные определения вполне соответствуют и дополняют определение «здоровья», данное в Уставе ВОЗ. Здоровье - это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Таким образом, понятие здоровье ассоциируется с гармонией: гармоничное единство биологического и социального качеств, гармоничное взаимодействие и функционирование всех органов и систем организма, состояние гармоничной саморегуляции и динамического равновесия со средой. Поэтому, говоря о здоровье человека, понимают его гармонизацию с самим собой, с другими людьми (то есть построение таких взаимоотношений, которые предупреждали бы или исключали конфликтные ситуации, неконтролируемость эмоций и т.п.) и с окружающей природой.

Здоровье сберегающая парадигма личностно ориентированного образования выводит на первый план формирование личности человека, способной выступить в качестве регулятора и созидателя своего здоровья. При этом учитывается взаимосвязь множества индивидуальных особенностей: характер, темперамент, возраст, способности, жизненный опыт. Поэтому мы придерживаемся того мнения, что здоровье следует рассматривать в качестве системообразующего фактора формирования личности, определяющего ее становление, развитие, функционирование в обществе.

Мировая культура выработала разнообразные стратегии и практики оздоровления. Культура, формируя эталонные представления о здоровье и оздоровительные техники, определяет, как следует воспринимать состояние своего здоровья и что предпринимать для его укрепления, тогда как индивид выбирает свое индивидуальное отношение к этому. В связи с этим следует обратиться к рассмотрению научных подходов к пониманию сущности культуры здоровья личности. Анализ научного знания по проблеме показывает, что исследованию феномена культура здоровья личности уделяется серьезное внимание и в последнее десятилетие созданы концепции культуры здоровья.

Э.Н. Вайнер считает, что под «культурой здоровья следует понимать осознание человеком ценности здоровья в ряду жизненных приоритетов и определяющее его бережное отношение к своему здоровью и к здоровью окружающих людей» [2]. Отметим тот факт, что чтобы достичь этого, человек должен стать носителем идеи здоровья как основного жизненного приоритета. Если ценность здоровья занимает одно из первых мест, человек будет бороться с вредными привычками, стараться вести здоровый образ жизни. Эта проблема и является важнейшей проблемой современного образования и самообразования.

Известно определение культуры здоровья как присвоение на личностном уровне концепций здоровья в различных доктринах и следование индивидуальной программе здоровья. Опираясь на научно-методологический аппарат педагогической валеологии, удалось ответить на вытекающие из определения культуры здоровья вопросы о способах выявления достоверности существующих концепций здоровья, их соответствии конкретному индивиду, о том, на основе каких принципов, с какого возраста и кем возможно составление индивидуальной программы здоровья.

Другая концепция культуры здоровья основывается на следующих положениях: от здравотворчески обоснованного психического и физического саморазвития через научное понимание сущности здоровья и самопознание к культуре здоровья, здоровому образу жизни и соматическому здоровью. Анализируя эту концепцию, следует отметить, что она не учитывает комплексности подхода к воспитанию культуры здоровья личности. Не учитывает духовно-нравственные и психосоматические компоненты, поскольку воспитание культуры здоровья личности, здорового человека - это целостный процесс и результат непрерывного становления и совершенствования у личности всех интегрированных в нее рядов культур: культура движения, питания, психологическая, эмоциональная, коммуникативная, антистрессовая, сексуальная, экологическая и другие, оптимальное формирование всех компонентов здоровья.

Под культурой здоровья понимают динамический стереотип поведения, способствующий здоровому образу жизни и определяющий бережное отношение к здоровью окружающих людей. Здесь подчеркивается, что в процессе формирования культуры здоровья личности необходимо учитывать принципы гуманизации, научности, культуросообразности.

Сопоставляя изложенные взгляды, мы приходим к выводу, что одни ученые заостряют внимание на социально-ценностном аспекте культуры здоровья, определения других носят деятельностный характер. В разрабатываемой волгоградскими учеными концепции культуры здоровья осуществляется синтетический подход к рассмотрению сущности и структуры культуры здоровья. Ученые Волгоградской школы рассматривают культуру здоровья как наличие сформированной собственной программы самосовершенствования и ЗОЖ и практической реализации такой программы как результата творческой интерпретации и индивидуально обусловленного усвоения на личностном уровне определенных (и приемлемых для данного индивида) концепций и доктрин здоровья, здорового человека и ЗОЖ, необходимых для гармонического существования.

Е.А. Шульгин и С.Ю. Лебедченко, разрабатывая концепцию культуры здоровья будущего учителя, понимают ее как интегративное устойчивое личностное образование, основанное на высокой активности личности по присвоению ценностей здравотворчества, заключающихся в формировании, сохранении и укреплении здоровья, и их трансляции в процессе предстоящей профессиональной деятельности. Авторы полагают, что в таком контексте культура здоровья постулирует приоритет ценностей здоровья в системе общечеловеческих ценностей [4].

Несомненно, культура здоровья - личностное качество каждого человека, которое может сформироваться только благодаря активной здравотворческой деятельности самого человека. Но мы считаем также, что о сформированности данного качества можно говорить только в том случае, когда культурные здравотворческие традиции будут проявляться всегда, независимо от обстоятельств. Поэтому мы в своем определении используем синтетический подход. В нашей интерпретации культура здоровья - это интегративное устойчивое личностное образование, основанное на высокой активности личности по присвоению ценностей здравотворчества и поддержании стереотипно закрепленного здоровьесберегающего и здравотворческого поведения, определяющего бережное отношение к здоровью окружающих людей. Культура здоровья - это не только знание своего внутреннего (физического, духовного) мира, но и осознание своего морального облика, своей оценки внешнего мира и других людей, своего положения в природе и социуме. Формирование культуры здоровья связано с развитием самостоятельности, субъектности человека. Эта позиция представляется нам наиболее целесообразной, так как в ней культура здоровья рассматривается как сложный результат внутренней и внешней активности человека.

Основываясь на имеющихся результатах исследований и собственном понимании категории «культура здоровья», следует выявить функции и структуру изучаемого феномена. Мы исходим из положения, что функция - это внешнее проявление свойств объекта в данной системе отношений. В функциях объекта системы раскрывается, какое влияние оказывает данный объект на другие объекты и на развитие системы в целом. Поэтому выявить функции объекта можно путем выявления того вклада, той роли, которую этот объект играет в функционировании целостной системы. Опираясь на этот тезис, на функции культуры и здоровья, учитывая накопленный эмпирический материал о роли, которую играет культура здоровья в развитии личности в целом, мы выделили следующие функции культуры здоровья личности: аксиологическая, гносеологическая, регулятивная, адаптивная.

Раскрывая функции культуры здоровья, мы определяем ее вклад в формирование личности и становление человека в целом.

Аксиологическая (ценностная) функция формируется в процессе социализации системой ценностных ориентаций, проявляется в наличии интереса к вопросам собственного здоровья, позволяет осознать учащимися бесценность своего здоровья, убежденность в необходимости вести здоровый образ жизни.

Гносеологическая функция обусловливает возможность познания себя, раскрытие своих потенциальных возможностей и способностей, способов сохранения, приобретения и укрепления здоровья, следования здоровому образу жизни.

Регулятивная функция поддерживает соблюдение здоровье сберегающих правил поведения и норм, обусловливает учет определенных требований и предписаний, способствует выбору личностью здоровье сохраняющих способов действия по отношению к себе и друг другу.

Адаптивная функция культуры здоровья выступает как способ адаптации и организации жизнедеятельности субъектов образовательного процесса, оптимизирует состояние организма ребенка, повышает его устойчивость к различного рода стрессогенным факторам окружающей среды.

Следует отметить, что перечисленные выше функции не претендуют на полный охват того влияния, которое культура здоровья оказывает на развитие личности в целом. Дело в том, что характер такого влияния очень сложен. Но выделенные нами функции отражают наличие существенных связей между исследуемым качеством и личностью в целом, являются определенной ступенькой в познании сущности этого качества.

Функции культуры здоровья, параллельно с определенной самостоятельностью, предполагают определенную взаимосвязь, взаимозависимость и взаимообусловленность. Так, например, регулятивная функция опирается на гносеологическую, потому что выбор и соблюдение здоровье сберегающих правил поведения зависит от степени познания своего организма и его резервных возможностей, а также от степени познания способов сохранения, приобретения и укрепления здоровья. В свою очередь, гносеологическая функция опирается на аксиологическую, так как выполнение определенных правил и норм возможно только при признании бесценности здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни.

Учитывая известные представления о сущности культуры здоровья, основываясь на перечисленных и охарактеризованных нами функциях культуры здоровья, мы выделяем взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга компоненты культуры здоровья: мотивационно-ценностный, предполагающий наличие у личности мотивации, побуждающей осуществлять здравотворческую деятельность; когнитивный компонент, включающий индивидуальноздравотворческие знания, деятельностный компонент, включающий систему здравотворческих навыков и умений; рефлексивный компонент, предполагающий рефлексию личностью становления у нее культуры здоровья, способность к анализу получаемых сведений в области категорий «культура» и «здоровье».

Выделенные компоненты взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга, составляя единое целое. Каждый выделенный компонент выполняет определенную функцию в формировании культуры здоровья, и движение каждого элемента подчинено, в конце концов, закономерностям движения целого.

Развитие личности в условиях обучения и воспитания осуществляется путем изменения не всех ее качеств в равной мере. Поэтому, исследуя структуру категории «культура здоровья младшего школьника» мы отмечаем, что среди выделенных ее компонентов приоритетное системообразующее значение имеет мотивационно-ценностный компонент, поскольку затрагивает вопрос о направленности человеческой деятельности.

Учитывая рассмотренные выше теоретические положения и анализ эмпирических данных, в общих чертах изучаемую структуру культуры здоровья можно представить в виде таблицы (таб. 1).

Таблица 1

Структура культуры здоровья

Функция

Компонент

Характеристика компонента

Аксиологическая

Мотива

ционно-ценностный

Компонент отражает уровень развития потребностно-мотивационной сферы личности, предполагает наличие у личности

мотиваций, побуждающих осуществлять здравотворческую деятельность, управлять своим здоровьем, формировать активную позицию в сохранении и укреплении здоровья каждым человеком, то есть развивать мотивацию к ценностной ориентации.

Гносеоло

гическая

Когнитивный

Компонент отражает уровень развития познавательной сферы личности: знания триединой природы человека (физиологической, социальной, культурной), принципов здорового образа жизни, своих индивидуальных особенностей и состояния здоровья, приемов сохранения высокой умственной и физической работоспособности и др.

Регулятивная

Деятельностный

Компонент отражает уровень развития умений и навыков ведения здорового образа жизни, отказ от вредных привычек, использование физиологически обоснованных систем оздоровления, активного двигательного режима, умений использовать приемы сохранения высокой умственной и физической работоспособности.

Адаптивная

Рефлексивный

Компонент отражает уровень развития умений анализировать результаты здравотворческой деятельности, процесса самопознания.

Рассмотренные компоненты в определенной степени обусловили наше понимание сущности культуры здоровья как целостного явления. Во-первых, выделенные структурные единицы (компоненты) сохраняют все основные элементы и взаимодействия целого, так как выделение именно указанных компонентов определяется спецификой и целями нашего исследования. Характер связи между отдельными элементами целого служит одним из основных показателей степени «зрелости» целостного объекта. В этом случае каждый компонент целостной личности является условием другого компонента, и в то же время, обусловлен им.

Следует уточнить, что выделенные компоненты культуры здоровья тесно взаимосвязаны друг с другом, но вместе с тем, обладают определенной самостоятельностью. Влияние компонентов культуры здоровья на личность может меняться на различных этапах становления данного качества, так как культура здоровья - это биосоциальная категория, интегрирующая представление об определенном стиле жизнедеятельности человека и характеризующаяся его трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и общественного поведения.

Однако в нашем государстве еще не выражена в достаточной степени положительная мотивация здоровья. Существующая санитарно-просветительская работа ориентирует население преимущественно на лечение, а не предупреждение болезней. В течение десятилетий в нашей стране не существовало приоритета здоровья, и поэтому отсутствует мода на здоровье. Недостаточно внимания уделяется вопросам формирования культуры отдыха, где особый акцент делался бы на его активных формах. Отсутствие такой культуры делает человека заложником непродуманного, не планируемого времяпровождения, толкает к стремлению «убить время» у телевизора, алкоголем, ничегонеделанием.

Отсюда вытекает исключительной важности проблема разработки системы непрерывного здравотворческого образования, вооружающего человека от момента рождения до глубокой старости и методологией здоровья, и средствами, и методами его формирования, системы непрерывного образования, охватывающей все возможные звенья: от дошкольного до послевузовского, от семейного до клубного. Основной целью системы непрерывного здравотворческого образования должно стать формирование философии и культуры здоровья как системы знаний, умений, ценностных ориентиров и нравственной позиции. В педагогическом колледже осуществляется подготовка учителя начальных классов, поэтому актуальным для нашего образовательного учреждения является формирование готовности будущего учителя к здоровье сберегающей работе с учащимися младших классов.

Формирование культуры здоровья школьника как реализация ее компонентов должна осуществляться в соответствии с возрастными, половыми сензитивными особенностями развития детей, с учетом темперамента, особенностей психоэмоционального развития. Специфика исследуемого феномена обусловлена сензитивностью процессов развития младшего школьника, а содержание принципов сохранения и укрепления здоровья учащихся должно конкретизироваться для разных возрастных групп и выстраивать постепенное восхождение воспитанника к ценностям современной культуры путем постановки задачи-доминанты для каждого возрастного периода.

Согласно теории целостного подхода, процесс подготовки студента педагогического вуза к формированию культуры здоровья школьников рассматривается нами как следование его определенных состояний. В связи с этим процесс подготовки включает три основных этапа: мотивационный, направленный на формирование мотивационно-ценностного компонента культуры здоровья и мотивационно-личностного компонента готовности будущего учителя; познавательный, направленный на развитие когнитивного и деятельностного компонентов культуры здоровья и готовности студентов; деятельностный, направленный на формирование деятельностного и рефлексивного компонентов культуры здоровья и готовности. Следует отметить, что формирование мотивационно-личностного и рефлексивного компонентов происходит на всех этапах подготовки.

В ходе нашей профессионально-педагогической деятельности на каждом этапе определяются цель, задачи, средства формирования готовности будущего учителя. Педагогическая система средств формирования готовности будущего учителя к обозначенному виду деятельности включает в себя такие компоненты:

  • - организация усвоения знаний и освоения здоровье сберегающих умений по формированию культуры здоровья личности через содержание дисциплин «Физическая культура», «Возрастная анатомия, физиология, гигиена», «Анатомия», «Физиология», «Физиология физического воспитания и спорта», «Современные оздоровительные системы», «Теория и методика физического воспитания и спорта», «Педагогическая валеология», «Социальные аспекты здоровья»;
  • - организация процесса подготовки с помощью методики совместного творчества, основанной на профессиональнотехнологическом подходе;
  • - педагогические ситуации самопознания и саморегуляции, свободного выбора, креативности, успеха, рефлексии и самооценки.

Указанные средства конкретизировались в соответствии с целью и задачами каждого этапа педагогического процесса подготовки будущего учителя к построению учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе на здоровье сберегающих основах.

В нашем исследовании доказано, что процесс формирования готовности студентов к означенному виду профессиональной деятельности в системе профессиональной подготовки детерминирован следующими условиями:

  • - формирование здоровье сберегающего образовательного пространства педагогического учреждения с углублением его воспитательной функции;
  • - организация учебной деятельности студентов на гуманистических здоровье сберегающих принципах, на основе связи различных методологических подходов;
  • - развитие мотивационной сферы личности студентов путем формирования ценностного отношения к собственному физии-ческому и духовному здоровью и здоровью окружающих;
  • - взаимосвязь изучения студентами категории «культура здоровья» и их учебной, личностной и пропедевтической деятельности здравотворческого характера, определение содержания и сложности учебных заданий с учетом объективного жизненного и педагогического опыта студентов;
  • - создание и поддержание оптимального функционального состояния субъектов образовательного процесса, характеризующегося их готовностью к развитию своего творческого потенциала;
  • - адекватная диагностическая база.

Все эти положения экспериментально подтверждены и апробированы в реальной практике педагогических учебных заведений, а результаты диагностического мониторинга показывают положительную динамику становления готовности студентов и положительное влияние использования основных идей исследования и разработанной технологии на качество развития студентов как субъектов педагогической деятельности здоровье сберегающей направленности.

Основной вывод, который можно сделать из проведенного исследования, заключается в том, что развитие готовности будущего учителя к формированию культуры здоровья школьника имеет место тогда, когда она является целью образовательного процесса и когда концептуальное, программно-методическое обеспечение ориентировано на эту цель.

Полученные результаты исследования показали эффективность примененного нами подхода и имеют несколько аспектов:

- методологический: выяснена структура категории «культура здоровья» и методологическая основа категории «готовность будущего учителя к формированию культуры здоровья школьника», дано их обоснование с точки зрения целостного педагогического процесса профессиональной подготовки;

  • - научно-теоретический: разработана модель процесса подготовки будущего учителя к формированию культуры здоровья школьника в условиях педколледжа, обоснованы ее целевые, содержательные и технологические аспекты, критерии результативности, обоснованы условия и средства ее реализации;
  • - прикладной: разработано дидактическое оснащение процесса подготовки будущего учителя программным обеспечением (Программа курса по выбору «Культура здоровья в образовательном пространстве») и учебно-практическими материалами;
  • - практический: разработаны и апробированы в практике средства и условия формирования и развития готовности будущего учителя к формированию культуры здоровья школьника, доказана результативность созданной модели.

Литература

  • 1. Бондаренко, О.В. Современные инновационные технологии в образовании. Инновации: поиски и исследования. / О.В. Бондаренко // Электронный журнал «РОНО», Выпуск 16 (сентябрь 2012).
  • 2. Вайнер, Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. / Э.Н. Вайнер. -М.: Флинта: Наука, 2001. -416 с.
  • 3. Пастушек, Г.П. Формирование здорового образа жизни студентов педагогического вуза средствами физической культуры: Дис. ... канд. пед. наук / Г.П. Пастушек. - Минск, 1992. - 201 с.
  • 4. Шульгин, Е. А., Лебедченко, С. Ю. Некоторые аспекты формирования культуры здоровья будущего учителя. Здоровье в XXI веке // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции: Секция «Медицина» / Под ред. Проф. Ю.И. Григорьева. - Тула, 2000. - С. 279 - 281.
  • 5. Щуркова, Н.Е. Новое воспитание. / Н.Е. Щуркова. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 128 с.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >