Введение

Последнее десятилетие XX и начало XXI века для России - это время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод, высшей ценностью.

Формирование гражданского общества в нашей стране сопряжено с рядом трудностей различного характера. Такие разрушительные социальные тенденции, как кризис семьи, резкое имущественное расслоение людей в обществе, шаткость нравственных устоев, дисгармония социальных отношений и ценностных приоритетов, криминализация, алкоголизм и наркомания, растущая идеология потребительства могут лишить российское общество и Россию как суверенное государство их исторической перспективы. «В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку» [74].

Современный мир отличается становлением нового типа рынка - рынка личностей. На эту особенность современного общества указывал немецкий психолог Эрих Фромм: «Не только мир в сознании человека стал товаром, но в товар превратился и сам человек, сама личность. Она теряет индивидуальные качества, её кредом становится формула: «Я таков, каким вы хотите меня видеть» [201, с. 280].

Важнейшим элементом общественной жизни и государственного устройства является система образования. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, создание условий для реализации личности обучающегося, воспитание любви к Родине, семье - базовые направления государственной политики в области образования.

Актуальность исследования и важность полученных результатов для теории и практики воспитания определяется рядом обстоятельств:

- во-первых, ослаблением духовных скреп в обществе, способных пошатнуть нравственные его устои, вековые традиции народа. В обществе наблюдается деформация моральных отношений между людьми, заметны пренебрежение и забвение правил культурного поведения, цинизм, проявляются дезинтеграция внутреннего мира личности, вакуум духовности. По замечанию архиепископа Феофана, «витрины полны, но оскудевают человеческие качества» [182]. Эгои-зация и равнодушное отношение к людям всё больше проникают в детскую среду.

Возможная потеря российским обществом нравственных ценностей и ориентаций, моральных критериев поведения диктует необходимость осознания приоритета духовно-нравственного воспитания юного поколения, формирования его социального здоровья. В процессе духовно-нравственного воспитания важно формирование у детей убеждения в том, что добро, честность, трудолюбие, уважение старших, почитание памяти предков, любовь к Отчизне - это «самые высокие, святые ценности человеческой и общественной жизни, что никакие социальные условия, в том числе рыночные экономические отношения, не способны отменить или поставить их под сомнение» [113, с. 14];

- во-вторых, основополагающими направлениями деятельности образовательных учреждений в процессе обновления современной системы образования в России. Воспитательный процесс в образовательном учреждении в настоящее время организуется на основе нормативно-правовой базы, представленной Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.), федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС/Стандарт), Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009 г.), примерными основными образовательными программами образовательного учреждения для начальной и основной ступеней общего образования и др. Одной из магистральных линий ФГОС является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества [89, с. 10].

В «портретах» выпускников начальной и основной школы, указанных во ФГОС, первоочередное место занимает такая личностная характеристика учащегося, как «любящий свой край и своё Отечество»;

  • - в-третьих, требованиями к деятельности учителя, выдвигаемыми профессиональным стандартом педагога. Как необходимое умение современного педагога «находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимание и переживание обучающимися» отмечается в профессиональном стандарте педагога. Окружающие вещи, благодаря раскрытию их нравственной ценности, становятся «говорящими», приобретают силу воздействия на ребенка, его чувства, мысли, поведение. Наблюдаемая аномия ценностей затрудняет формирование чувства любви к малой родине, своей стране, планете Земля, может стать причиной перекрытия каналов передачи духовного наследия от поколения к поколению;
  • - в-четвёртых, негативным воздействием информационно-коммуникационных средств. Новые информационные возможности в сочетании с ограниченностью совместной деятельности со сверстниками за рамками уроков нередко вводят ребенка в мир абстракций, препятствующий овладению им реальным опытом нравственного поведения, проявлению заботы об окружающих людях, достижению гармонии личных и общественных интересов;
  • - в-пятых, необходимостью переноса акцентов с интеллектуального развития на духовно-нравственное воспитание и становление личности школьника, что отражено в требованиях ФГОС. Требования стандартов состоят в создании условий для овладения школьниками универсальными учебными действиями -действиями, которые необходимы в любых жизненных ситуациях, будут ли они касаться усвоения школьной программы или разрешения коллизий во взаимоотношениях с социумом. В Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения для основной школы в определении содержания личностной культуры личности в первую очередь отмечается необходимость формирования универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше». Эта компетенция включает в себя ряд других личностных универсальных действий, обеспечивающих умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения.

Идеи реализации духовно-нравственного воспитания находятся в центре внимания многих современных теоретиков и практиков педагогической деятельности.

Проблема духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в истории педагогики и образования не нова. Начало её изучения положено в работах Сократа, Платона, Аристотеля, Леонардо да Винчи и других мыслителей прошлого. Философские основы нравственности и духовности, их сущность, закономерности и условия формирования рассматриваются в трудах К.А. Альбухановой-Славской, Ш.А. Амонашвили, А.С. Аскольдова, Б.С. Братуся, А.И. Введенского, С.И. Гессена, Е.В Губановой, Л.Д. Кудрявцева, О.Г. Дробницкого, А.И. Ильина, А.А. Козлова, Л.М. Куракиной, Л.И. Маленкова, В.В. Розанова, С.Л. Соловейчика, В.А. Сухомлинского, И.В. Метлика, С.Л. Франка, В. Франкла, Э. Фромма, А. Шопенгауэра и др.

Социальная значимость проблемы духовно-нравственного воспитания личности на этапе трансформации современного российского общества определяет актуальность исследуемой темы, необходимость выявления факторов нравственного становления растущего человека и обеспечение условий их положительного влияния на ребенка. Следует согласиться с утверждением А.В. Юревича: «Нравственность - одна из тех проблем, к которым психологическая наука обращается нечасто и неохотно» [300, с. 3]. Эта же мысль отмечается в высказывании Н.С. Пряжниковым о том, тема нравственности - очень «неудобная» и для любого автора весьма «рискованная» и «невыигрышная». Это слишком необъятная и запутанная тема. Автор замечает, что у любого человека есть право на свое понимание нравственности [213].

Вместе с тем в педагогике, психологии, социологии и других науках гуманитарного направления есть знания, составляющие основу для разработки проблем в области духовно-нравственного воспитания школьников. Психолого-педагогические закономерности, условия и факторы духовно-нравственного развития личности были исследованы в работах зарубежных исследователей: Ж. Пиаже, Л. Кольберга, Д. Реста, К. Гиллиган, Д. Кребса и др.

Проблема нравственного развития личности нашла свое отражение в трудах классиков отечественной психологии: Л.И. Божович, Б.С. Братуся, Л.С. Выготского, В.А. Крутецкого, А.Н. Леонтьева, Л.И. Рувинского, С.Г. Якобсона и др. В их работах представлены психолого-педагогические характеристики потребностей и мотивов, эмоций и переживаний, личностного смысла и других важнейших компонентов внутреннего мира личности. Фундаментальные исследования ученых-психологов ориентированы на практическое применение результатов исследования в сфере педагогики. Концепция Л.С. Выготского о культурно-историческом развитии личности подчеркивает значимость социальных условий в процессе формирования личности ребенка, становления мира его чувств и переживаний. Его учение об интериоризации личности как главном механизме развития психики имеет непосредственное отношение к педагогической деятельности, призванной педагогизировать внешнюю среду, определить спектр её влияния на мировосприятие и понимание ребенком моральных отношений между людьми.

Психологические аспекты нравственного становлении личности уделено в работах Е.П. Ильина [97], Т.Ю. Каминской [99], Е.Г. Кашкаровой [100], Н.Н. Ши-ховцовой [288] и др. В педагогике вопросы нравственного воспитания широко разрабатывались и освещались в советский период (О.П. Богданова, Н.И. Болдырев, И.А. Каиров, И.С. Марьенко, В.И. Петрова и др.). Характеризуя нравствен ное воспитание как одно из направлений в комплексном подходе к решению воспитательных задач, И.С. Марьенко утверждает, что первостепенное место в системе нравственного воспитания школьников занимает учебный процесс, коллективная деятельность педагога и учащихся на уроках. «Повышая эффективность воспитательного воздействия обучения, педагогу необходимо постоянно обогащать содержание изучаемого в школе материала новыми фактами из окружающей жизни, осуществлять более тесную взаимосвязь воспитания, как в учебной, так и во внеурочной деятельности» [157, с.36].

Обобщая опыт работы ряда школ, в которых эффективным средством нравственного воспитания являются экскурсии, поисковая и природоохранная деятельность [19,114,117,135,167 и др.], исследователи отмечают активное воздействие на воспитание возвышенных чувств учащейся молодежи обращение к героическому прошлому нашей Родины.

В настоящее время проблемы духовно-нравственного воспитания в отечественной науке рассматриваются в работах В.Г. Александровой, Д.З. Арсентьева, Е.А. Ворониной, Л.П. Гладких, А.В. Глумного, С.Н. Головиной, Т.Г. Жарков-ской, Э.П. Козлова, И.А. Колесниковой, А.П. Колпаковой, Н.В. Кузьмицкой, Р.Х. Лепехиной, С.Г. Макеевой, Е.З. Плотниковой, В.И. Слободчикова, Т.А. Флоренской и др.

В литературе по данной проблеме наблюдается неоднозначная трактовка понятий «духовность», «нравственность», «мораль», «духовно-нравственное воспитание». Как одно из следствий неоднозначности понимания феноменов нравственности и духовности - разные взгляды на технологическую составляющую духовно-нравственного воспитания, на пути, методы и средства его реализации. Диапазон предлагаемых средств, используемых в общеобразовательных учреждениях широк: учебные предметы (особенно история, МХК, литература, языки, ОРКСЕ и т.д.), различные виды искусства, устное народное творчество, музейная педагогика, религия и другие.

Большими возможностями для раскрытия ценностей окружающей действительности располагает процесс познания родного края. Знания о родном крае - это результат чувственного и рационального познания действительности. Они открывают ребёнку сознательную картину мира как физическую, так и социальную, сотканную из взаимоотношений людей, основанных на моральных принципах.

Культура родного края, как подчеркивает Н.А. Платохина, создает предпосылки для культурной идентификации, вхождения личности в мир культуры, ценностного и деятельностного освоения действительности [202, с. 7]. По мнению исследователя, задачи развития ценностно-смыслового отношения к культуре родного края необходимо уже решать в работе с детьми дошкольного возраста.

Процесс познания родного края - это живой источник представлений, образов, чувств и мыслей ребенка. Окружающие вещи, становясь «говорящими», приобретают силу воздействия на ребенка, его чувства, мысли, поведение. Раскрытие нравственного значения объектов учит школьников «понимающими глазами вглядываться в жизнь, ...вести полезную, общественную работу» (Н.К. Крупская).

Теория и практика работы по изучению родного края представлены в трудах Н.П. Анциферова (экскурсионная работа), Н.В. Бурова (воспитательная деятельность современного музея), Н.Ф. Винокуровой (экологическое краеведение в школе), В.А. Герда (туристско-краеведческая деятельность), И.М. Гревса (историческое краеведение), Н.Г. Дайри (краеведческая работа младших школьников с ЗПР), А.В. Даринского (логико-информационный подход к краеведению), Л.В. Ермолаевой (город-музей), Т.Н. Ищук (краеведение и социализация учащихся), П.В. Иванова (краеведение и воспитание патриотизма), Д.С. Лихачева (широкий спектр вопросов краеведния), Т.Я. Лукашевой (музейная педагогика), Л.Н. Махинько (системно-культурологическая основа школьного краеведения), Н.П. Милоновой (изучение истории родного края), А.А. Мытарева (география родного края и др.), А.Г. Озерова (туристско-краеведческая деятельность), Ю.А. Поповича (детско-юношеский туризм и краеведение), Н.А. Платохиной

(развитие ценностного отношения к родному краю), К.Ф. Строева (учебное краеведение и др.), С.Д. Тивякова (методика школьного краеведения) и др. Обращение к познанию родного края в процессе духовно-нравственного воспитания детей и подростков на современном этапе приобретает особое педагогическое значение. Как подчеркивается в Концепции, «сделать себя нравственнее, добрее, чище - значит сделать таким мир вокруг себя» [74].

Вопросам организации работы по изучению родного края уделено значительное внимание в методических материалах, адресованных организаторам внеурочной деятельности советской школы [165, 167, 169, 174, 192, 257 и др.]. Не потеряли своей актуальности и методической ценности для организации работы по изучению родного края работы В.А. Сухомлинского [252], К.Ф. Строева [249], П.В. Иванова [95] и др. По мнению П.В. Иванова, значение школьного краеведения заключается в том, что оно помогает учащимся осознать тот вклад сил, ума и энергии трудящихся, который сделан для процветания края, приумножения богатства и создания счастливой жизни для современников и будущих поколений страны [95, с. 50].

В ряде работ [44,119,270 и др.] отмечается значение краеведческой работы для формирования у учащихся высоких моральных качеств: любви к Родине, трудолюбия, правдивости, честности, вежливости, дружбы, уважения к родителям, товарищам, старикам.

Новые реалии, в которых учащимися приобретаются знания о родном крае и осуществляется включение их в деятельность по его преобразованию, это -процесс регионализации, касающийся жизни всех субъектов российского общества в плане сохранения их национальной самобытности, истории, экономики, культуры, особенностей обучения и воспитания. В ряде регионов проводятся музейно-исторические викторины, краеведческие чтения, олимпиады, туристические слеты, разрабатываются и внедряются социальные проекты по благоустройству родного края. На местах наблюдается издание учебных книг для школ, краеведческие энциклопедии, образовательные программы по краеведению. Большинство региональных учебников отличают проблемно-тематический принцип 12

построения учебного материала, диалог авторов с юными читателями, творческие приемы изложения [3; 51; 52; 120 и др.].

К числу современных тенденций следует отнести и то, что в региональных базисных учебных планах и примерных планах для образовательных учреждений, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего общего образования, часы компонента образовательного учреждения могут использоваться для введения новых учебных предметов, в частности, для краеведения.

Можно отметить новые темы, пришедшие в краеведческую работу: церковное краеведение, русский усадебный быт, топонимика, генеалогические поиски.

Несмотря на положительные изменения и нововведения в процессе включения школьников в работу по изучению родного края необходимо отметить ряд недостатков и противоречий:

  • а) в плане практических результатов:
    • - с одной стороны, сообщается система региональных, национальных, общечеловеческих ценностей, с другой стороны, наблюдается отчужденность от них учащихся: ценности не присваиваются (общечеловеческие ценности не становятся личностно значимыми);
    • - приобретаемые знания о родном крае не находят применения в окружающей жизни: школьники слушают, наблюдают, обсуждают, но остаются некомпетентными в решении проблем окружающей среды, изменении неблагоприятных ситуаций;
    • - известные люди края (уроженцы края, земляки, внесшие свой вклад в улучшение окружающей жизни), не становятся духовными ориентирами в жизни школьников;
    • - наблюдается формирование амбивалентного чувства у учащихся: с одной стороны, чувство уважения и благодарности к малой родине, с другой нацеленность на переезд в более крупные центры для достижения своих амбициозных и материальных потребностей;
  • б) в плане теории духовно-нравственного воспитания:
    • - отсутствует четкость в структурировании компонентов духовно-нравственной сферы, их взаимосвязей;
    • - процесс духовно-нравственного формирования школьника рассматривается вне связи с другими факторами развития личности: коллективом, внеурочной деятельностью, интеграции с другими структурами образовательного пространства;
    • - ориентируемое аксиологией и культурологией введение ребенка в мир нравственных ценностей не акцентирует внимание на ценности родного края, что объясняет недостаточную разработанность проблем регионализации школьного образования с позиции духовно-нравственного воспитания личности;
    • - обращенность гуманитарных наук к внутреннему миру человека, с одной стороны, и недостаточная разработанность ценностно-смысловых положений, с другой стороны, в теории и практике школьного образования, ориентирующих педагога-практика на преодоление разобщённости знаний, чувств и поступков школьников;
    • - работа по изучению родного края зачастую проводится эпизодично и не предполагает контроля, оценки и мониторинга её влияния на духовно-нравственную сферу школьников;
    • - недостаточное внимание уделяется обеспечению преемственности в реализации краеведческого образования детей и подростков;
    • - отмечается значительная степень несоответствия заявляемых целей и задач духовно-нравственного воспитания и фактических результатов их достижения.

Современная школа нуждается в научно обоснованных рекомендациях по созданию наиболее благоприятных условий для духовно-нравственного воспитания детей в процессе познания родного края. Изучение проблемы духовнонравственного воспитания в процессе познания детьми и подростками родного края имеет особое значение в силу их возрастных особенностей, необходимости преемственности на последующих ступенях образования.

Теоретическое и эмпирическое исследование актуальных вопросов духовно-нравственного воспитания современных школьников и составляет основное содержание настоящей монографии.

Монография включает 4 главы.

В первой главе излагаются теоретико-методологические основы духовнонравственного воспитания школьников. Представлен историко-педагогический анализ духовно-нравственного воспитания школьников, освещено современное состояние проблемы. Уточняется значение ключевых понятий исследования: «нравственности», «духовности», «духовно-нравственного воспитания». Предложена базисная сетка компонентов духовно-нравственной сферы, дана их характеристика и указаны типы связей в процессе достижения гармоничной конгруэнтности между ними. Систематизированы методологические подходы, определены принципы организации духовно-нравственного воспитания школьников. Определена совокупность факторов духовно-нравственного воспитания, среди которых обозначена роль знаний о родном крае и участия школьников в его посильном преобразовании.

Во второй главе определён ресурс феномена родного края в области духовно-нравственного воспитания школьников, проанализирован процесс познания аксиосфера родного края, охарактеризованы виды деятельности по изучению родного края, определён функционал педагога.

В третьей главе представлена аксиологическая модель, сконструированная на основе объединения целеполагающих и объектно-процессуальных ресурсов духовно-нравственного воспитания школьников в процессе познания родного края; дана развёрнутая характеристика поступку как цели и результату предложенной модели.

Четвертая глава посвящена опытно-экспериментальной работе по изучению динамики духовно-нравственного воспитания школьников в процессе познания родного края. Всё содержание главы подчинено обоснованию условий реализации аксиологической модели духовно-нравственного воспитания школьников, повышающих его эффективность в процессе познания родного края. В заключении излагаются основные выводы исследования, определяются перспективы и возможные ресурсы дальнейшего развития темы.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >