ГОСУДАРСТВО И ПРАВО СРЕДНЕВЕКОВОГО ДАГЕСТАНА

Общественные отношения народов Северного Кавказа в золотоордынский период (XIII—XV вв.)

Инволюция аланских обществ. В втором разделе настоящего исследования рассматривалась история аланских обществ и права XIII— XV вв. В частности, были выявлены инволюционные процессы. Поэтому стоит ограничиться лишь краткой характеристикой аланских обществ и влияния монголо-татар на средневековых алан-осетин. С 1223 по 1254 гг. аланы упорно сопротивлялись захватчикам, и только во второй половине XIII в. аланские князья стали признавать себя вассалами монголо-татарских ханов. В это время появилась золотоордынская администрация, произведена перепись местного населения, введена характерная для завоеванных народов дань.

Население Алании распалось на Дигорское, Тагаурское, Куртатин-ское и Алагирское общества с характерными для инволюционного периода социальными группами. Только после изгнания завоевателей наметились тенденции социально-экономического роста.

Регрессивные тенденции монгольского времени четко прослеживаются по нормам обычного права, которое по причине общего кризиса XIII-XV вв. не получило дальнейшего развития, а над элементами позитивного права доминировали языческие социальные нормы. Только в послемонгольское время наблюдается синтез обычаев с каноническим правом: рецепция позитивного права и правовой плюрализм прослеживаются на нормах уголовного, гражданского и семейного права. В результате названного симбиоза на протяжении веков формировались осетинские адаты.

Общественное развитие Дагестана XIII—XV вв. Западный Прика-спий оказался вовлечен в борьбу между двумя державами — государством Хулагидов и Золотой Ордой. Несмотря на опустошительные походы иноземных завоевателей, на территории Дагестана уже в XIII в. восстановлена государственность, а с XIV в. отмечается экономическое возрождение. В рассматриваемый период усиливалась феодальная дифференциация общества, самостоятельным фактором развития стала исламизация общества. Мусульманская религия появилась в Дагестане ещё в VII—X вв., но процесс исламизации завершился к XIV в. Процесс феодализации и исламизации проходил неравномерно: более интенсивно в Прикаспийских городах и медленнее в горных аулах. Поэтому в прибрежном Дагестане быстрее сформировались частное феодальное (мюлък) и условное феодальное землевладение (икта). Наиболее распространенной формой землевладения стала отчуждаемая семейная земельная собственность. В связи с распространением ислама появилось крупное землевладение духовенства (вакуф). Социальная структура Дагестана также обладала рядом особенностей, характерных для мусульманского Востока. Класс феодалов объединял в себе шамха-лов, ханов, уцмиев, майсумов, султанов и беков. Класс феодально-эксплуатируемого населения состоял из свободных и закрепощаемых крестьян-общинников (узденей и раятов). Городские и сельские общины дифференцировались по имущественному признаку (состоятельные купцы, ремесленники и городская беднота, закабаляемые крестьяне). В результате многочисленных войн в Дагестане существовал слой рабов (лаги, кулы), но были рабы и из местного населения.

В горном Дагестане сохранились пережитки патриархальной общины, а частная земельная собственность развивается медленнее. Горские общины (джамааты) были территориальными, но в них сохранились родовые кланы. Социальное расслоение джамаатов привело к появлению в них сословий феодалов (ханы, майсумы, шамхалы, уцмии), средних землевладельцев (беков, уорков) и низшего слоя общин (узденей и др.).

Государственный строй. Восточнокавказские государства были феодальными владениями. На территории современного Дагестана и к северу от него обособились небольшие государственные образования.

Отдельным политическим центром был Дербент, который вел с Золотой Ордой, государствами Хулагидов и Ширваншахов борьбу за независимость. Борьба шла с переменным успехом (местные правители то признавали вассалитет от монголо-татар или от других государей, то фигурировали в качестве суверенных). Дербентские правители (уцмии) были ограничены в своей власти сельскими общинами (джамаатами), в государстве периодически возникали междоусобные конфликты.

Майсумство Табасаран располагалось в южном Дагестане и осуществляло политическую власть над несколькими тысячами семейств. Аналогичное политическое устройство имело уцмийство Кайтагское. Хотя власть уцмия и была наследственной, правитель должен был считаться с народным собранием — меджлисом. Поэтому уцмий перенес свою резиденцию из Уркараха в новую столицу — Маджалис. Относительно крупным государством горного Дагестана было:

Аварское нуцалъство с политическим центром в Хунзахе. Государство также объединяло политической властью несколько обществ, находившихся в вассальной зависимости от нуцала.

Шамхалъство с центром в Казикумухе представляло собой полиэтничное объединение вольных обществ. Власть шамхала была наследственной, общины находились в вассальной зависимости и в случае необходимости могли выставить сюзерену 100-тысячное войско. В вассальной зависимости от шамхала находилось население соседних общин.

Тюменское шевкалство. Население шевкалства (ханства) состояло большей частью из тюрков-кочевников, объединенных в юрты. В степных районах северного Прикаспия находились кочевья Ногайской Орды, политическая власть в орде осуществлялась мурзами. Административное и территориальное устройство Ногайской и Золотой Орды было однотипным (улусы, юрты и т.д.).

Сложный, длительный процесс вхождения Дагестана в лоно исламской цивилизации отразился в истории права. Например, народные предания и обычаи, постановления Рустемхана и др. источники позволяют проследить «происхождение в Дагестане суда по шариату и адату».

Краткий завершающий обзор политических образований Северного Кавказа показывает развитие Дагестана в канве исламской цивилизации. Последующие периоды истории общественных отношений, государственного строя и права выходят за рамки настоящего исследования, но также подтверждают эволюцию Восточного Кавказа в связи с исламской цивилизацией.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >