ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА У НАРОДОВ ДОНА И СЕВЕРНОГО КАВКАЗА РАЗДЕЛ I. ДОН И СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ В ДРЕВНОСТИ

НАРОДЫ И ГОСУДАРСТВА ДОНА И СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В ДРЕВНОСТИ

Народы Дона и Северного Кавказа в древности

В древности на всем протяжении от лесных верховьев Дона до альпийских кавказских лугов прослеживаются этнокультурные общности, составившие основу местного (автохтонного) населения региона.

В IV—III тыс. до н.э. формировалась земледельческая культура Северо-восточного района Северного Кавказа. Позднее, в III—II тыс. до н.э. появились Майкопская и Куро-Аракская культуры. С ними соседствовала Дольменская культура Причерноморья. На Дону и в Приазовье тоже находились родоплеменные центры.

II тыс. до н.э. характеризуется распространением на Северном Кавказе катакомбной культуры. Она получила такое название от обряда захоронения в курганных катакомбах. Катакомбная культура сменилась срубной. Покойников «срубники» хоронили в деревянных срубах, над которыми насыпались курганы. На юге Северокавказского региона с катакомбной культурой соседствовали Кобанская и Прикубанская этнокультурные общности. Местные (автохтонные) племена находились в контакте с более развитыми цивилизациями урартийцев, причерноморских колхов, эллинов.

Зачастую история не сохранила названий северокавказских этносов, оставив лишь немые остатки материальной культуры: развалины крепостей, курганы, утварь, украшения, орудия труда. Археологические источники позволяют реконструировать у северокавказских этносов разложение первобытнообщинного строя, переход от кочевого хозяйства к земледелию (седентеризация).

В VIII—VII в. до н.э. с Закавказья на Кубань и Дон проникают железные изделия. В это же время здесь обитали племена киммерийцев, синдов и меотов — это самые древние народы региона, названия которых достоверно известны науке. Центральную часть Северного Кавказа заселяли племена Кобанской, Кобано-Тлийской и других археологических культур. Древнейшие племена Подонья и Северного Кавказа были основой автохтонного (яфетического) населения Южного региона России.

В УШ в. до н.э. с востока на Дон пришли ираноязычные племена скифов, которые вытеснили автохтонные племена в Закавказье или же загнали аборигенов в труднодоступные горные долины. Оставшиеся в равнинных районах киммерийские и меотские племена растворились среди новых пришельцев, оставив после себя многочисленные этнонимы: «Понт Киммерийский», «Меотида», «Синдская гавань», «Танаис» и др.

В VIII—III вв. до н.э. скифы господствовали на всем протяжении от верховьев Дона до Закавказья. Скифы и родственные им сарматы, саки, масагеты совершали победоносные походы на Балканы, в Закавказье, в Карпаты. На востоке Европы скифы столкнулись с предками славян, а также имели тесные контакты с финно-угорскими племенами, селившимися от Оки до Урала. У ираноязычных скифских пришельцев уже существовали устойчивые племенные объединения и формировались зачатки государственности. В междуречье Дона и Днепра у морского побережья жили царские скифы. На Днепре и на Дону — скифы-землевладельцы. В степных просторах — скифы-скотоводы. В III в. до н.э. образовалось скифское государство, центр которого находился в Крыму. Вместе с синдами и местами скифы жили также на Таманском полуострове. Закат могущества скифов связан с усилением в III в. до н.э.—III в. н.э. сарматского и аланского племенных союзов, сформировавшихся в среде скифского этноса. Довершили разгром Скифии готы и аланы.

На территории Северного Кавказа локализуются несколько крупных племенных союзов: синды, меоты, гаргареи, аланы, аорсы, сираки и др.

Синды, меоты, керкеты, зихи и родственные им племена составляли население западной части Северного Кавказа. По хозяйственному укладу этих племен можно выделить две группы: скотоводов-кочевников и оседлое население. Первые доминировали на степных просторах современного Краснодарского края, поселения вторых группировались вдоль р. Кубань и на морском побережье. Основой общественного строя синдов и меотов была родоплеменная организация, внутри которой в VI—IV вв. до н.э. прослеживается имущественное расслоение. Во главе союзов племен находились вожди, которые поддерживали свою власть, опираясь на военную дружину и жречество. В середине I тыс. до н.э. синдо-меотское племенное объединение было разгромлено скифами и распалось. Синдика присоединилась к Боспор-скому царству, синдская знать стала частью господствующего класса, синдские племена вошли в состав полиэтничного населения этого государства Причерноморья-Приазовья. Меоты растворились в скифосарматском составе населения, керкетские племена и гаргарейцы оказались в труднодоступных горных районах и сохранились как этносы.

По мнению Страбона, изгои северокавказских народов составляли отдельные племена сираков и аорсов. Если сведения античного автора не слишком приукрашивали действительность, то изгоев было немало, поскольку вождь сираков мог снарядить двадцатитысячное войско, а царь аорсов даже 200 тысяч всадников. Вольные общества людей занимали обширную территорию между Доном и Каспийским морем и специализировались на торговых и военных хищнических операциях.

Предки современных осетин, аланы, с I по X вв. заселили практически всю территорию от острогов Кавказского хребта до верховьев Северского Донца. В основном аланы были скотоводами, но в лесостепном Подонье и в горах Кавказа они переходили к земледелию.

В IV в. до н.э. в прибрежных районах Причерноморья-Приазовья появились выходцы из Древней Греции (эллины). В греческих колониях развивались сельское хозяйство и торговля с соседними кочевыми народами, складывались совместные эллино-варварские поселения. Вокруг этих центров образовались достаточно обширные сельскохозяйственные округа (хоры). Экономически развитый регион с I в. до н.э. становится местом интересов Рима и попадает под его власть в I в. н.э.

Господство Римской Империи над Боспорским царством длилось до III в. н.э., когда гибнущая империя вывела отсюда свои легионы, оставив население колоний один на один с новыми захватчиками — готами (III в. н.э.).

Кавказская Албания (I тыс. до н.э.—I тыс. н.э.) стала уникальным государством, в котором синтезировались местная и персидская культуры. В Прикаспийских землях впервые на территории нашей страны начали формироваться феодальные отношения, отсюда на Северный Кавказ стали проникать мировые религии.

Античная эпоха завершилась нашествием гуннов и великим переселением народов IV—VII вв. н.э. Гунны, авары и последовавшие за ними орды кочевников относились к алтайской языковой семье. Эти народы стали еще одной составляющей в этнокультурном развитии Подонья и Северного Кавказа.

Таким образом, в античной истории Дона и Северного Кавказа прослеживается взаимоотношение крупных этнокультурных групп, относившихся к автохтонному населению, скифо-сарматскому миру, греко-римской и албанской цивилизациям.

Развитая материальная и духовная культура народов региона не могла исчезнуть бесследно. Древние народы воспринимали государственно-правовые институты античных цивилизаций и передали эту тенденцию средневековым преемникам.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >