Теория и история искусствознания. Просвещение. Ф. Шеллинг и Г. Гегель

первая. Просвещение. Теория изобразительного искусства в эпоху литературы и музыки. XVIII в.Введение. Новое Возрождение через двести лет после Вазарипервая. Дилемма XVII в.: возвращение к азиатскому деспотизму — или демократия? «Третий путь» искусства Рембрандта, Пуссена и ВеласкесаФилософское предисловие: теория подражания XVIII в. и принцип дополнительностиИстина фабульная (литературная) и истина научнаяПревращение фабульной истины в идею религиозного насилия и нетерпимости. XVII в.: Тридцатилетняя война и русский расколКритика религии у Дидро и либертинаж XVIII в.«Темная демократия» XVII в. и альтернатива ПросвещенияВозникновение идеи отчуждения в теории «Общественного договора» Ж.-Ж. РуссоАбсолют, бог и истина у ДидроБиографии людей, написанные до их рождения (И. Винкельман). Тридцатилетняя война в интерпретации Ф. Шиллера«Мимезис» (зеркало) Веласкесавторая. Проблема формы в искусствознании эпохи Просвещения Иоганн Винкельман и возникновение научного искусствознания Винкельман — антикварий и просветитель. Теория подражания и аллегории как изображения невидимого Стилистический анализ. Четыре стиля греческого искусства. Определение красоты Лессинг о границах поэзии и живописи: путь к решению проблемы К. Фидлера Почему не кричит Лаокоон? Гуманизм в истолковании Лессинга Искусства пространственные и искусства временные. Два способа изображения реальности Знаковая теория искусства Лессинга Проблема К. Фидлера и ее решение Спор Гете с Дидро о природе изобразительного искусства. Дидро и художественная критика Природа и искусство Рисунок: правильность или последовательность? Сущность творческой силы (т. е. «художественной воли» Ригля) Цвет в живописи. Дидро как предшественник теории цвета Гете Дидро — художественный критик Тон в живописи. Проблема стиля. Конфликт с Буше Стиль, красота, первообраз Индивидуальное и общее, тело и дух. Историческая и портретная живопись «Благородная вторичность духа». Роль заблуждения в познании истины Дидро о судьбах искусства Нового времени и личном бессмертии. Этика Дидро Дихотомическая концепция художественных стилей Ф. Шиллера Манерность и грация «Письма об эстетическом воспитании» и идеал среднего состояния» «Наивное» и «сентиментальное» искусство в свете дихотомической концепции стиля Г. ВельфлинаЗаключение и краткое содержание главыВопросы к главам первой и второй для усвоения материалавторая. Классика в век романтики Философия изобразительного искусства Шеллинга и ГегеляВведениетретья. Философия искусства Шеллинга: «изображение абсолютного мира в форме искусства» Личность: «философия требует характера» Материя в системе «трансцендентального идеализма» — источник жизни и бессознательного творчества Материя и свет Общее определение искусства. Ограничение абсолютного — и возвращение к первоначальной неразличимости бытия Критика Шеллингом и Гегелем теории подражания «Реалистическая мифология греков» как первообраз искусства Возвышенное и прекрасное; стиль и манераСистема изобразительных искусств Шеллинга Почему язык искусства изобразителен? «Конструирование» видов искусства: схематизм (музыка), аллегория (живопись), символ (пластика) Рисунок, светотень, колорит. Два стиля живописи Жанры живописи: натюрморт, анималистическая живопись, пейзаж, портрет, историческая живопись Центральное место пластики в системе искусств: философское обоснование Архитектура и ее изобразительность (музыка в пластике) Барельеф (живопись в пластике) Искусство как актуализация свободы бытияГ лава четвертая. Теория и история изобразительного искусства у Гегеля Место и роль искусства в процессе становления объективного разума («Феноменология духа» Гегеля) «Серьезность, страдание, терпение и работа негативного» Мир «образования» (отчуждения), «абсолютная свобода и ужас» Французской революции. Консервативная утопия Гегеля «Рана духа», которую лечит искусство. Истинное как «вакхический восторг». Искусство и природа«Лекции по эстетике» Гегеля Определение красоты. Идеал — и идеальное (ideelle) как только умственное, духовное Искусство — язык реальных образов. Идеал как абсолют «на гребне волны». Художественный образ и фетишСистема изобразительных искусств Определенность идеала. Общее состояние мира. Век героев и прозаическое состояние. Лирическое и эпическое Строгий, идеальный и приятный стили. Классификация искусств в зависимости от чувства зрения, слуха и представления (живопись, музыка, литература) Три вида тождества духа и материи как ступени развития идеала: символическое, классическое и романтическое искусство Архитектура как символическое искусство. Роль материала для формирования содержания «Плоскость», стена и прорыв ее в классике (Гильдебранд, Ригль и Гегель) Классические формы архитектуры. Скульптура — форма достигнутого абсолюта Нагота классической скульптуры и проблема отчуждения у Гегеля Классическое в неклассическом мире (как романтика поднимается над классикой) Живопись как форма романтического искусстваКраткое содержание главы и заключение Выход из противоречий платоновской теории мимезиса и новый тупикВопросы для усвоения содержания главыИтоги двух книг: «Античность. Средние века. Возрождение» и «Просвещение. Ф. Шеллинг и Г. Гегель»Список цветных иллюстрацийИменной указатель
 
РЕЗЮМЕ След >